Патриотизм
учебно-методический материал

Брычаева Анна Александровна

Патриотизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

 

В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, природе родного края, семье, развивать у детей отзывчивость к бедам и проблемам других. Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует рисование. Основной образовательной целью занятий по изобразительному искусству является развитие у ребенка художественных способностей, умения видеть, переживать, сопереживать, отражать свой внутренний мир, явления окружающей действительности через художественный образ, изучение творчества художников и декоративно прикладного искусства.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у детей гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Темы занятий по изобразительному искусству патриотического направления:

  • родная природа;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • изучение символики Российского государства;
  • формирование любви к малой Родине, семье.

Реализацию темы патриотического воспитания мы начинаем с младшей группы. Для того, чтобы заинтересовать детей в первый год обучения мы используем нетрадиционное рисование. Дети с удовольствием рисуют ладошками, смятой бумагой, ватными палочками.  Дети получают новые впечатления, с удовольствием участвуют в обсуждениях. В результате у детей появляется желание больше узнать о родном крае, своей семье и выразить эти впечатления в рисунках.

Родная природа

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет нам родная природа, именно она воспитывает у детей эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного. Когда дети начинают понимать и самостоятельно разбираться в этом понятии, им хочется передать это все на бумаге. И перед нами стоит задача помочь им в этом, а также научить их любить все, что их окружает.
Это и есть Родина. В дошкольном возрасте дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, – это уже Родина и её надо любить и беречь.

Декоративно-прикладное искусство

При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – бочата, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – становятся любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины. В ходе занятий мы подводим детей к пониманию того, что народная игрушка любима каждому, в ней отражено время и память нашего народа.

Изучение символики Российского государства и родного города

Государственная символика имеет воспитательное значение. Целью и средством выступают заключенные в ней наиболее устойчивые, традиционные нравственные качества народа. Ознакомление с гербом и флагом страны, а так же родного города – существенный потенциал для нравственного воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения и общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству. Отношение к государственной символике сегодня является особенно важным, поэтому на занятиях лепки, аппликации и рисования мы доносим эту информацию до детей.

 «Формирование любви к малой Родине, семье»

В процессе нашей работы с дошкольниками немаловажное значение имеет работа по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать детям любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру, справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус. Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине художник передает свои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Поэтому в современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

 

Список литературы

  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  4. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  8. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по воспитанию патриотизма у детей.

Презентация содержит краткий, но чёткий материал по  воспитанию патриотизма у детей младшего, среднего, и старшего возраста....

ПАТРИОТИЗМ - источник духовной силы русского человека

Патриотизм-источник духовной силы русского человека...

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

патриотизм - основа воспитания дошкольников.

статья "патриотизм - основа воспитания дошкольников" написана в предверии Дня Защитников Отечества. В основу лег материал из опыта работы по теме "Формирование любви и уважения к Защитникам Отечества"...

ВОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПАТРИОТИЗМ и ДОШКОЛЬНИК»

1.               Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и...