Статья на тему :"Понятие виммельбух: виды, особенности применения у дошкольников"
статья

Огурцова Алена Витальевна

Виммельбух— детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.

Родоначальниками жанра виммельбухов можно считать фламандских художников Питера Брейгеля-старшего и Иеронима Босха, известных своими детализированными картинами. Первые книжки для разглядывания начали появляться в конце 1960-х годов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Понятие виммельбух. Виды, особенности применения у дошкольников.

Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании является актуальной и общепризнанной в связи с изменившейся социокультурной ситуацией развития детства.

Исследования Е.А. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской., М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко и др. обеспечили создание научно обоснованной методики ознакомления дошкольников с художественной литературой, воспитания будущего читателя, реализуемой в дошкольных учреждениях. Детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе ДОО. Уголки книги являются обязательным элементом развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах. В образовательном процессе используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям.

Вместе с тем, тенденцией современности является уменьшение времени общения дошкольника с книгой, утрате традиций семейного чтения, появлением новых, разнообразных источников информации (смартфон, ноутбук, компьютер).

Нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и сам ребенок. Какая же книга сможет увлечь ребенка? Перед воспитателем встает проблема поиска. Такая книга нашлась, вернее книги жанра Виммельбух. Их особенность в одномоментном изображении художником - иллюстратором большого числа героев, детальной прорисовке их действий, динамичности развернутых сюжетных линиях и окружающей среды, увлекательное непредсказуемое путешествие каждого героя от первой страницы книги до последней, минимум или полное отсутствие текста.

 Виммельбух, своей особенностью жанра позволяет увлечь любого современного ребенка  процессом познания. Так, как это книга чаще всего без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным». Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем.

Виммельбух— детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.

Родоначальниками жанра виммельбухов можно считать фламандских художников Питера Брейгеля-старшего и Иеронима Босха, известных своими детализированными картинами. Первые книжки для разглядывания начали появляться в конце 1960-х годов.

Особенности виммельбухов:

  • яркие;
  • мало текста;
  • насыщенные иллюстрациями;
  • знакомят с окружающим миром;
  • стимулируют речь, воображение, мышление;
  • развивают чувство юмора;
  • полностью задействовано всё пространство страницы или разворота;
  • сюжет придумывается читателем или читателями при рассматривании;
  • возможность каждый раз придумывать новые истории, сюжетные линии;
  • героев легко узнать.

Работа с книгой - Виммельбухом может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников.

Перед началом работы важно учитывать возрастные особенности детей, психологические особенности детей, особенности развития ребенка (например: ребенок с ОВЗ).

 В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей (например, в ситуации домашнего обучения) или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС ДО. Поэтому она не требует комплексного планирования и может применяться эпизодически (например, в рамках лексической темы).

Технология может объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги) и интегрировать образовательные области. Например, НОД с использованием книги «Цирк» включал в себя разные виды детской деятельности (рассматривание, рисование, поиск, Игры, в том числе подвижные и настольные) и интеграцию всех образовательных областей.

 Технология адресована педагогам и родителям. Она проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход. Иначе книга может просто остаться «книгой для рассматривания картинок».

Книга содержит минимум текста (иногда текста нет), а рисунки насыщены деталями. С героями книг-комиксов происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это дает возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Основное назначение такой книги — ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения.

Задачи, которые можно дать ребёнку:

  • Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
  • Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
  • назвать персонаж или объект;
  • рассказать о нём;
  • сосчитать персонажей или объекты;
  • описать их;
  • назвать настроение персонажа;
  • проследить последствия действий;
  • представить и придумать событие.

Обычно каждый Виммельбух посвящен конкретной теме:

  • Локация, где происходят все действия: Весь мир, Город, За городом, Река, Лес, Цирк, Один дом, Пиратский корабль и т.д.
  • Герои: Один персонаж, герои Сказок, Профессии, Национальности, Инопланетяне и т.д.
  • Отдельная тематика: Поры года, Праздники (Новый год, Рождество), Сказки, Вымышленные миры и т.д.
  • Расположение иллюстраций (по кругу, вверх ногами и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая статья на тему "Проблема формирования "образа матери" у старших дошкольников"

Статья содержит в себе материал, который касается проблемы формирования понятия "образ матери" у старших дошкольников. Для создания статьи было изучено большое количество литературы, которая затрагива...

статья на тему: "Как мы видим друг друга"

Формирование потребности в общении со сверстниками....

Статья на тему "Понятие детство"

Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения в нем себя, собственной самоорганизации, котор...

Статья на тему "Понятие мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе"

Данная статья рекомендована для воспитателей ДОУ, учителей и родителей....

Статья на тему: Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях

Статья на тему:Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014...

Статья на тему «Понятие речи и особенности ее развития у детей раннего дошкольного возраста»

Речь является уникальной способностью человечества, которая отличает людей от животных, также она представляет собой важнейшее достижение в плане передачи опыта....

Статья на тему: «Понятие о речи. Виды и функции речи» 17 ноября 2022год

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь &md...