Диагностика
материал (подготовительная группа)

Аналитическая справка по итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей  МБДОУ "Детский сад №21"к началу школьного обучения за 2021 - 2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_diagnostiki_po_podgotovke_detey_k_shkole.docx76.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка                                                                                                                                                 по  итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения                              «Детский сад № 21», сформированности предпосылок к учебной деятельности                                         на этапе завершения ими дошкольного образования.

        В соответствии с планом работы воспитательно-образовательной программы была проведена психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) сформированности у                                    выпускников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности №3,№9  и группы компенсирующей направленности с ЗПР №6 МБДОУ «Детский сад № 21» предпосылок к учебной деятельности.

        Дата проведения обследования:  май 2022 года

        Цель:  определение уровня готовности детей к школьному обучению

        Основные задачи диагностики:  изучение состояния  готовности детей к обучению в школе.

        Изучение предпосылок психолого-педагогической обследования детей к обучению в школе проводилось по программе, разработанной педагогами г. Троицка, используя методики М.М.Семаго, Нищевой Н.В., Волковой Г.А. и др. В этом учебном году появились новые методики для диагностики во фронтальном обследовании выпускников.

Диагностика проводилась по следующим направлениям:

  • Фронтальное обследование:
  1. «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти;
  2. «Послушай внимательно и выполни задание» - выявить умение ориентироваться на плоскости;
  3. Тест «Продолжи узор» - определение уровня моторных навыков, развития произвольного внимания.
  4. Тест «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9.
  5. Тест «Кружочки» - выявить уровень саморегуляции в деятельности.

  • Индивидуальное обследование:
  1. «Найди отличия» - определение устойчивости и переключения внимания;
  2. «Запомни и повтори» - обследование слухо-речевой памяти;
  3. «Ответь на вопросы» - оценка уровня развития мышления и способности ребенка понять вопрос и правильно построить логические связи;
  4. Рассказ по картинкам «Последовательные картинки» - исследование развития словесно-логического мышления;
  5. Мотивационная готовность - проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.

  • Логопедический субтест:
  1. состояние звукопроизношения - качество произношения;
  1. состояние фонематического слуха, анализа, синтеза;
  2. выявление умения выделять звук на фоне слова; умение дифференцировать смешиваемые в произношении звуки;
  3. умение делить слова на части.

         Данный диагностический инструментарий позволил определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики;  уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).

        Из 58 обучающихся МБДОУ «Детский сад №21» обследовано 49 детей подготовительных  к школе групп с ОВЗ (группы компенсирующей направленности с нарушением речи). Отсутствовало по болезни и отпуска 9 детей.

        По результатам диагностики, выявлены три группы детей:

-  показавшие  высокий уровень школьной готовности – 31 человек обследованных, что составило 63% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности – 17 человек, что составляет 35% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие низкий уровень школьной готовности – 1 человек обследованных, что составило 2%.

     

 Уровень готовности к школе представлен в таблице 1

Таблица 1                                                                 

                                                      Уровень готовности детей к школе на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)

Группа

Количество детей

Высокий уровень готовности

Средний уровень готовности

Низкий уровень готовности

группа №3

18

12/67%

6/33%

-

группа №6  (ЗПР)

12

8/67%

3/25%

1/8%

группа №9

19

11/58%

8/42%

-

Итого по  МБДОУ

49

31/63%

17/35%

1/2%

По результатам диагностики сделаны следующие выводы:

1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.

2. Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности (дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия), дают правильные ответы на вопросы логического содержания. На достаточно высоком уровне развиты внимание и волевая готовность.  Но некоторую трудность дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой и зрительной памяти.

3. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 65% (32 ребенка) показали высокий уровень мотивации, 29% (14 детей) - средний уровень, низкий уровень мотивации к школьному обучению 6% (3 ребенка-  редко посещали детский сад). Положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

   Уровень мотивационной готовности к школе детей подготовительных к школе групп представлен в таблице 2

Таблица 2                                           

                                     Уровень мотивационной готовности к школе на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)

Группа

Количество детей

Высокий уровень мотивационной готовности

Средний уровень мотивационной готовности

Низкий уровень мотивационной готовности

группа №3

18

10/56%

7/39%

1/5%

группа №6 (ЗПР)

12

  9/75%

2/17%

1/8%

группа №9

19

13/69%

5/26%

1/5%

Итого по  МБДОУ

49

32/65%

14/29%

3/6%

4.Хорошие результаты при проведении логопедического субтеста показали дети всех подготовительных к школе групп: состояние звукопроизношения и фонематического слуха, в подборе слова на заданный звук, на определение места звука в слове. Высокий уровень у 40 детей (82%), средний уровень показали 8 детей (16%). Только 1 ребенок, а это 2%, показал низкий уровень по данным логопедического субтеста.

Данные логопедического субтеста представлены в таблице 3

Таблица 3.                                       

Логопедический субтест на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)

Группа

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

группа №3

18

16/89%

2/11%

-

группа №6 (ЗПР)

12

9/75%

2/17%

1/8%

группа №9

19

15/79%

4/21%

-

Итого по  МБДОУ

49

40/82%

8/16%

1/2%

5.При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению детей групп компенсирующей направленности недостаточно работы уделялось  развитию речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Последовательные  картинки». Дети верно раскладывают картинки и составляют рассказ, однако, их рассказы бедны по составу, прилагательные и глаголы однообразны, зачастую  перечисляются только действия.

6. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у половины детей можно отметить трудности в развитии слуховой памяти, зрительно-моторной координации (фронтальное обследование: «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти; «Послушай внимательно и выполни задание» - умение ориентироваться на плоскости)

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности положительные показатели школьной готовности, воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми  проводилась целенаправленно и эффективно, о чем свидетельствуют данные диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей,  сформированности у них предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №21».

Педагог - психолог _____________   И.В.Мухтарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...