картотеки
картотека (младшая группа)

картотеки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx20.17 КБ
Файл dlya_glaz.docx39.13 КБ
Файл palchikovaya_gimnastika.docx32.69 КБ
Microsoft Office document icon progulki.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» 

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.            

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»  (расслабление мышц я зыка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

Артикуляционная гимнастика

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Артикуляционная гимнастика «Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).



Предварительный просмотр:

Карточка № 1 «СНЕЖИНКА» 

 Мы снежинку увидали – со снежинкою играли. 
(Дети берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить  взглядом). 
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. 
(Отвести снежинку влево/.
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал. 
(Поднимать снежинки вверх и вниз).
Дети смотрят вверх и вниз. Всё! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают.

Карточка № 2 «СОЛНЫШКО И ТУЧКА»


Солнышко с тучками в прятки играло. 
Солнышко тучки-летучки считало:

 (посмотреть глазами вправо-влево)
Серые тучки, чёрные тучки. (Вверх – вниз)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.

(Закрыть глаза ладонями) 
Солнце на небе вовсю засияло.

(Поморгать глазкам). 

Карточка № 3 «ПЧЕЛА – ОСА»


Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога – осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на неё взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаз

Карточка № 4  «МОРКОВКА – КАПУСТА»


Музыкальный руководитель в руках с морковкой встаёт в одном углу зала, воспитатель с капустой – в противоположном. На слово «морковка» вверх поднимают морковь. Дети смотрят на неё, затем вверх поднимают капусту, дети переводят взгляд на неё. Голова при этом не должна шевелиться.

Карточка № 5 «ЗАЙКА И МОРКОВКА»

Мы морковку в ручку взяли, с ней немножко поиграли.

(Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом)

Вверх морковку подними, на неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти, только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает, глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Карточка № 6 «ЁЛОЧКА» 
Дети берут в руку маленькую ёлочку на палочке, чётко проговаривать чистоговорку.
При выполнении гимнастики голова всё время находится в одном положении, двигаются только глаза.
Ашу-ашу-ашу – нарядим ёлку нашу.
(Передвигают ёлку вправо-влево, прослеживая движение взглядом)
Ишки-ишки-ишки – вот золотые шишки.
(Поднимают вверх и опускают вниз)
Ош-ош-ош – шар большой у нас хорош.
(Рисуют в воздухе круг)
Ша-ша-ша – ёлка тоже хороша.
(Рисуют в воздухе ёлочку)

Карточка № 7 «ОСА» 
Са-са-са – прилетела к нам оса. 
(Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать движение пальца вправо-влево. Голова неподвижна) 
Су-су-су – мы увидели осу.
(Проследить движение пальца вверх-вниз)
Сы-сы-сы – испугались мы осы.
(Описать в воздухе круг и проследить взглядом)
Са-са-са – улетай скорей оса.
(Проследить движение по кругу в другую сторону)
Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай.
(Спрятать руки за спину и покачать головой.)
Ой-ой-ой – побежали мы домой. (Мигать глазами.)

Карточка № 8 «ЛЁТЧИКИ»


Чтобы лётчиками стать, зоркий нужен детям взгляд.
Упражнения для глаз дружно сделаем сейчас.
Дети прослеживают движения маленького самолёта на палочке: сверху - вниз, справа налево и наоборот, движение по кругу, с верхнего правого угла в нижний левый, с верхнего левого в нижний правый и наоборот. После выполнения упражнений быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза. Давая им отдых.

Карточка № 9 «СИГНАЛЬЩИКИ»


Вот флажки – четыре цвета.

Нам игра знакома эта.
Вот я жёлтый подниму –

всех похлопать попрошу.
Флаг зелёный подниму –

 всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.

Красный – все «Ура!» кричать.

Карточка № 10 «ЧТОБ СМЕЯЛСЯ ГЛАЗОК»

 Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз,

 Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть, как можно дальше. Посмотрите прямо.

Карточка № 11 «ГЛАЗКАМ НУЖНО ОТДОХНУТЬ»

 (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Карточка № 12 «БАБОЧКА»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Карточка № 13 «МОСТИК»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

 (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Карточка № 14 «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

Карточка № 15 «ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

Карточка № 17 «ТЕРЕМОК»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

Карточка № 16 «БЕЛКА»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

Карточка № 18 «ДОЖДИК»

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Карточка № 19 «ЗАЯЦ»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики).

Карточка № 21 «КОТ»

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

Карточка №20 «КОШКА»

Вот окошко распахнулось,                 (Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.                                  (Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.                                      (Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.                                   (Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.                                      (Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.                                         (Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.                 (Закрывают глаза руками.)

Карточка № 22 «КАЧЕЛИ»

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

Карточка № 23 «ЛУЧИК СОЛНЦА»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

Карточка № 24 «ОТДЫХАЛОЧКА»

Мы играли, рисовали

 (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Карточка № 25 «НОЧЬ»

Ночь. Темно на улице.

(Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

Карточка № 26 «ПРОГУЛКА В ЛЕСУ»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

  Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

  Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

  Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

  Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

  Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

Карточка № 27 КОМПЛЕКС №1

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Карточка № 28 КОМПЛЕКС №2

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

Карточка № 29 КОМПЛЕКС №2

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Карточка № 30 «ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЬКА»

— Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижн);

 — Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую)

— В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть)

— По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.

Карточка № 31 «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…

 (сейчас медленно опустите голову вниз.  Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Слушайте и повторяйте такие слова)

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…(Вы успокоились, расслабились. Вам легко.)

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)— В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять в другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

 — Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний левый)

— В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев)

Карточка № 32 «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь

(посмотреть влево, вправо)-2 раза

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой

(посмотреть вверх, вниз)

(повторяя стихотворение круговые движения глазами)

Карточка № 33 «ТРЕНИРОВКА»

Раз – налево, два – направо,    (посмотреть влево, вправо)

Три – наверх, четыре – вниз,       (посмотреть вверх, вниз)

А теперь по кругу смотрим

Чтобы лучше видеть мир

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз

Видеть будем скоро лучше

Убедитесь вы сейчас             (круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз

Сил дадим им много-много

Чтоб усилить тыщу раз!                        (точечный массаж)

Карточка № 35 «ЛИСТОЧКИ»

Ах, как листики летят

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной

(водим глазами то вправо, то влево)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Как я листиком шуршу

(закрыть глаза, отдыхать)

Но подул вдруг ветерок

Закружился наш листок

Полетел над головой

Красный, желтый золотой

(круговые движения глазами)

Карточка № 34 «ДОЖДИК»

Капля первая упала – кап и вторая прибежала – кап

(сверху пальцем показывают траекторию

 движения капли, сопровождая взглядом)

Мы на небо посмотрели, капельки «кап-кап» запели

(смотрят вверх, вытирают лицо руками0

Туфли посмотрите – мокрыми стали

(показывают руками вниз, глаза опускают вниз0

Плечами дружно поведем и все капельки встряхнем

(движения плечами)

От дождя убежим, под кусточком посидим

(приседают, моргают глазами)

Карточка № 36

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Как я листиком шуршу

(закрыть глаза, отдыхать)

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

(закрыть глаза, гладить веки

 указательными пальцами)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Как я листиком шуршу

(поморгать)





Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

                                              машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

                                                         каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

                                                         него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

                                                        ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

                                                        «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

                                                           «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

                                                          «помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

                                          ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

                                                         придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

                                             ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

                                                 себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

                                                                         друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он –      (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.          (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

                                                       стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели        (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.         (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето,    («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.               («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит.       (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.        (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)



Предварительный просмотр:

Сентябрь

Прогулка № 1 «Наблюдение за состоянием погоды»

Цель: учить определять время года по характерным признакам.  

Ход   наблюдения:

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется.

Трудовая деятельность:  поливание песка для игры.

Цели:

Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать
оказывать помощь взрослым;

закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

«Береги предмет».

Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Выносной материал: лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с  песком, кукла, машинки.

Прогулка № 2 «Листопад»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход   прогулки:

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

Воспитатель кладет сухой листик на столик, предлагает любому ребенку: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют.

Воспитатель просит каждого ребенка отобрать один самый красивый, понравившийся листик. С каждым ребенком уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» Потом начинает собирать листья: «Один листок, еще листок и еще... Получилось много листьев — целый букет! Посмотрите, какой у нас букет — пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?» Воспитатель уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень!» Обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет?» Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке помощ.воспитателю  — она не пошла на прогулку.

Воспитатель предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень?» (Ответ детей: желтая.) «Золотая осень!» — конкретизирует педагог. Можно пропеть детям припев песни:

Листья  желтые  над  городом  кружатся,

 С тихим  шорохом нам под  ноги  ложатся,

И от осени не спрятаться, не скрыться,

Листья  желтые, скажите, что вам снится?

«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям?» — обращается к детям воспитатель, предлагая каждому задуматься, высказаться; приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».

Трудовая деятельность: поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Подвижные  игры

«Листопад»  Цель:  закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие — листопад.

Выносной материал: для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды.

Прогулка № 3

«Наблюдение за осенним лесом»

Цели:расширять представление о лесе;

учить любоваться красотой родной природы.

Ход   наблюдения

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь — мы свои.

По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.

Трудовая деятельность: уборка участка леса, где дети будут играть.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу.

Подвижные игры

1.«Птицы в гнездышках».

Цели:

учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

2.«Найди свой домик».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.

Выносной материал: корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора.

Прогулка № 4

«Наблюдение за птицами во время кормления»

 Цели:прививать желание заботиться о птицах;

формировать знания о повадках птиц;

воспитывать любовь к природе.

Ход   наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером тулупчике,

По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто  же это? (Воробей.)

Трудовая деятельность :  Кормление птиц.

Цели:

побуждать к самостоятельному выполнению  элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);

воспитывать желание ухаживать за животными.

Подвижные игры

1.«Воробушки и кот».

Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;

бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;

быстро убегать, находить свое место;

быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
2.«С кочки на кочку.»

Цель :развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

Выносной материал: корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки.

Прогулка № 5 «Рассматривание клумбы»

Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;

воспитывать любовь к природе.

Ход   наблюдения

На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них.

Бархатцы (тагетес) бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

Трудовая  деятельность: выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.

Подвижные игры

«Птичка в гнездышке».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на  друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свое место».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал: совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки,  лопатки, ящики для цветов.

Прогулка № 6 «Наблюдение за облаками»

Цели: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;

формировать творческое отношение к делу.

Ход  наблюдения

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Трудовая деятельность: сбор опавших листьев и другого мусора на участке.

Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Подвижные игры:  

«Солнышко и дождь».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«С кочки на кочку».

 Цели: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах;

спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

Выносной материал: совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр, мел, перчатки.

Прогулка № 7

«Наблюдение за проезжей частью дороги»

Цели: познакомить с проезжей частью дороги — шоссе;

дать представление о правилах дорожного движения.

Ход   наблюдения

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это — шоссе.

Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Трудовая деятельность: сгребание сухих листьев в определенное место. Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра "до определенной мерки.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.

«Перебежки — догонялки».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Выносной материал: рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Прогулка №8   «Наблюдение за птицами»

Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке;

учить различать основные части тела;

развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход    наблюдения

Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.

Воробей, что ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.

Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)

Трудовая деятельность: кормление птиц.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);

воспитывать желание ухаживать за животными.
Подвижные игры:   

«Воробушки и кот».

Цели:  -  учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;

бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро  убегать, находить  свое место; приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.

«Попади в круг».

Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;

развивать глазомер, координацию движения, ловкость.

Выносной материал: корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаш, совочки, машинки.

Прогулка № 9 «Наблюдение за дождем»

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

Ход  наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? —

 Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

 Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Трудовая деятельность: поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Подвижные игры

«Солнышко и дождь».

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Кролики». 

Цели:  развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование.

Выносной материал: для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды.

Прогулка № 10

«Наблюдение за собакой»

Цели: дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Ход   наблюдения

Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.)

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.

Трудовая деятельность: заготовка травы для животных уголка природы.

Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно кормить их.

Подвижные игры

«Лохматый пес».

Цели: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения; бегать, стараясь не попадаться водящему.

«Кому флажок?».

Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

воспитывать ловкость, целеустремленность.

Выносной материал: куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.

Прогулка № 11

«Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром»

Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице;

воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход   наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Трудовая деятельность: предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки.

Подвижные игры

«Воробушки и  автомобиль».

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, ориентировке в пространстве.

« Птичка и птенчики»

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Выносной материал: куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, грабельки, ведерки.

Прогулка №12«Наблюдение за листопадом»

Цели: учить определять признаки осени; развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход   наблюдения

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.

Падают, падают листья,                      

В нашем саду — листопад.                  

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.

Мы — осенние листочки.  Мы на веточках сидели,

Дунул ветер — полетели.          Разбегаются по дорожкам.

Мы летали, мы летали —        Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок —

Все уселися в кружок.   Садятся на корточки, листочки  держат над головой.

Ветер снова вдруг подул        Разбегаются по дорожке.

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели           Подкидывают листья вверх.

И на землю тихо сели.

Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры:       

«Птицы в гнездышках».

Цели:  учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на  друга;

— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свое место».  

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной  материал:  совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки.

Прогулка № 13

 «Наблюдение за автобусом»

Цели: учить различать транспорт по внешнему виду;

называть основные части автомобиля;

закреплять навыки поведения в автобусе.

Ход   наблюдения

На улице нашей Машины, машины. Машины-малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые, Торопятся, мчатся, Как будто живые. У каждой машины Дела и заботы, Машины выходят С утра на работу.

Автобус — пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.

Трудовая   деятельность:  Наведение порядка на территории.

 Цели: учить сгребать опавшие листья и на носилках относить их в яму для компоста; объяснять, что листья за зиму перегниют в яме и получится удобрение.

Подвижные игры:

«Автомобили», «Воробушки и автомобиль».

Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания об автобусах.

Выносной материал: рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Прогулка № 14 «Большая лейка»

Цель: наблюдать с детьми за работой дворника; познакомить с названием «поливочная машина».

Ход   прогулки

Теплый солнечный осенний денек. Деревья разукрашены пестрыми листьями, особенно яркие листья у клена. Воспитатель обращает внимание детей на красоту осеннего дня. «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое!» — повторяют дети за педагогом.

Воспитатель обращает их внимание на работу дворника, который сметает с дорожек осенние листья; предлагает им взять веники и помочь дворнику: «Дворник работает большой метлой, а дети веничками». Дети помогают дворнику закончить работу.

Дворник хвалит помощников и начинает поливать цветы на клумбе. Дети рядом. Все медленно двигаются вокруг клумбы, наблюдают, как медленно льется вода из лейки, называют цветы, которые умываются, пьют воду, поднимают головки к солнышку, улыбаются всем.

Зная, в какое время по улице проезжает поливочная машина, воспитатель выводит детей на тротуар. Они оживленно переговариваются, издали увидев медленно движущуюся машину в сверкающих брызгах.

Воспитатель просит всех отойти подальше от дороги, но все равно дети с радостью ощущают на ногах влагу, когда легкий ветерок приносит к ним брызги воды.

Двигаясь поодаль за машиной, они отмечают: машина поливает улицу, умывает, чтобы было чисто, красиво. Но вот машина остановилась у газона, поливает его. Дети тут же комментируют: «Напоила, умыла цветы!», «Эта машина — большая лейка!»

Трудовая   деятельность: подметание дорожки, ведущей к участку.

Цель: учить правильно пользоваться веничками, воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры:

 «По узенькой дорожке».

 Цель: учить детей перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте

Выносной материал: рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Прогулка № 15 «Наблюдение за березой»

Цель: уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей. Учить сравнивать предметы.

 Ход наблюдения

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий  белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки.  Ветер любит прилетать к березке  и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным

Трудовая   деятельность:  подметание дорожки, ведущей к участку.

Цель: учить правильно пользоваться веничками, воспитывать  трудолюбие.

Подвижные   игры

«С кочки на кочку.»

Цель: развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

«Кролики»

Цель: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование

Выносной   материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.

Прогулка №16

«Наблюдение за приметами золотой осени»

Цель: уточнить представления детей о золотой осени,  накапливать эмоционально чувственный опыт.

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья

и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы. Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Трудовая   деятельность:  вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.

Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

прививать бережное отношение к природе.

Подвижные   игры

«С кочки на кочку.»

Цель: развиватъ  у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

«Кролики»

Цель: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование.

Выносной   материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...