Из опыта работы «Центры активности»
методическая разработка (подготовительная группа)

Токтаева Ольга Сергеевна

сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentry_aktivnosti.docx362.85 КБ
Файл tsentry_aktivnosti_v_dou.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Троицка»

отделение №8

Презентация из опыта работы

«Центры активности»

https://xn--76-6kcaisorj1a5b.xn--p1ai/thumb/2/v5PkxqTlWpH3_plLCYnQZw/r/d/detskiy_sad_99_3_210kh300.jpg

https://xn--76-6kcaisorj1a5b.xn--p1ai/thumb/2/euZU--GDAwD9LBL4L4ZTlA/r/d/detskiy_sad_99_6_210kh300.jpg

https://xn--76-6kcaisorj1a5b.xn--p1ai/thumb/2/EzF1Ks1HsjKU2NGFv-UxZQ/r/d/detskiy_sad_99_4_210kh300.jpg

https://xn--76-6kcaisorj1a5b.xn--p1ai/thumb/2/vmHjZRYgVESHvin3u0u3bA/r/d/detskiy_sad_99_5_210kh300.jpg

Воспитатель Токтаева О.С.

г.Москва, г.Троицк

январь, 2021г.

На развитие личности ребенка влияет большое значение среда, в которой он пребывает  

ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду РППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:

-организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

-создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;

-комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

-содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

-приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

Насыщенность РПП среды предполагает:

—Группа наполнена разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

-Дети могут самостоятельно использовать разные предметы такие, как детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.  )

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

 

Безопасность среды:

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Принципы организации центров активности

  1. Каждый центр для самостоятельных занятий необходимо выделить, для этого можно использовать полки, ковры, ширмы, столы.( можно подписать или обозначить знаком)
  2.  Все материалы обязательно распределить в соответствующие центры.
  3.  Материалы, которые находятся в центрах должны быть доступные детям по высоте, чтобы ребенок самостоятельно без помощи взрослого смог взять предмет.
  4. Мебель распределяется так, чтобы ребенок мог безопасно самостоятельно передвигать ее.
  5.  В группе не следует оставлять много свободного пространства, чтобы не допустить интенсивного движения детей.
  6. Для спокойных и шумных игр рекомендуется распределить центры так, чтобы дети для самостоятельных занятий не мешали друг другу
  7.  В группе необходимо выделить место для хранения личных вещей.
  8. Свои работы и материалы дети смогли сами выставить или повесить на стену на уровне глаз (для рассматривания и обсуждения)

Центры активности, это не просто переделанные уголки, а место для самостоятельного занятия ребенка, где сам решает, в каком центре будет играть, что конкретно будет делать, и какие ему для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития:

-Социально-коммуникативное развитие:

-Познавательное развитие:

-Речевое развитие:

-Художественно-эстетическое развитие:

-Физическое развитие:

При формировании центров активности в нашей группе, мы старались сделать развивающею предметно- пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой. Создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности:

1 Центр пдд

2 Центр сюжетно-ролевых игр

3 Центр науки и естествознания

4 Центр конструирования

5 Центр экспериментирования

6 Литературный центр

7 Центр патриотического воспитания

8 Изобразительного искусства

9 Центр музыкального развития

10 Уголок уединения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Центры активности в ДОУ» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Троицка » Отделение № 8 Воспитатель Токтаева Ольга Сергеевна Январь, 2021г.

Слайд 2

На развитие личности ребенка влияет большое значение среда, в которой он пребывает

Слайд 3

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, территории, участка).

Слайд 4

Цель: сконструировать многофункциональную РППС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении . Задачи: организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников; комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним; содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС; приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Слайд 5

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной трансформируемой Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы . Предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Слайд 6

П редполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). П редполагает : наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 7

Предполагает : доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Предполагает : соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Слайд 8

Принципы организации центров активности • Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на Центры . • Материалы группируются логически и находятся в соответствующих Центрах . • Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами Центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями . • Мебель и оборудование нужно обязательно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей . • Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей . Центры активности помогают детям лучше понимать, г де и как работать с материалами.

Слайд 9

• Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться . • Необходимо, чтобы в группе были места, где дети хранили бы личные вещи . • Мебель и оборудование в групповом помещении и на открытой площадке должны быть расставлены таким образом, чтобы во время работы детей центры легко просматривались . • Желательно, чтобы детские работы и материалы на текущую тему выставлялись на стенах на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями . • В групповом помещении должно быть столько столов и стульев, сколько необходимо для того, чтобы дети чувствовали себя комфортн о

Слайд 10

Учитывая требования ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

Слайд 11

Социально-коммуникативное развитие: — Центр ПДД; — Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр). Познавательное развитие: — Центр «Науки и естествознания»; — Центр конструктивной деятельности; — Центр экспериментирования .

Слайд 12

Речевое развитие: — Центр Книги; — Центр Патриотического воспитания . Художественно-эстетическое развитие: — Центр ИЗО или уголок творчества; — Центр музыкально-театрализованной деятельности. Физическое развитие: — Центр физического развития; — Спортивный уголок «Будь здоров!»

Слайд 13

Центр ПДД «Юный пешеход» В центре находится : транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями Цель : познакомить дошкольников с правилами дорожного движения, дорожными знаками . Задачи: подвести детей к осознанию необходимости соблюдений правил дорожного движения. Центр содержит дидактические игры, настольные игры, макеты светофора, дорожных знаков, а так же различный транспорт в виде игрушек. Дети могут воспользоваться материалом как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Слайд 14

Центр сюжетно- ролевых игр Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, мягкими игрушками, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Цель : позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства . Задача: создание условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.

Слайд 15

Центр науки и естествознания: Центр природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольника. В центре природы находятся: уголок цветовода, огород на окошке, календарь природы. Задачи : совершенствование всестороннего воспитания и развития детей ; развитие познавательных интересов, любознательности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, воспитание бережного отношения к природе, всему живому . Цель : расширение знаний детей о науке и природе, развитие интереса к ее познанию.

Слайд 16

Центр конструирования: представлен разнообразными материалами, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям . Цель: формирование конструкторских способностей у детей. Задачи : развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение, закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу .

Слайд 17

Центр экспериментирования Эти центры своего рода мини-лаборатории детских исследований. Центры предназначены, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей . Цель : создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников и их заинтересованности в самостоятельном поиске информации . Задача: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Слайд 18

Литературный центр В центре содержится необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Задачи: привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего « талантливого читателя ». Цель : развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; удовлетворение разнообразных литературных интересов детей; формирование у дошкольников интереса к художественной литературе.

Слайд 19

Центр патриотического воспитания В центре содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры . Задачи : формирование у детей чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, стране, представления о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; воспитание умения видеть красоту родного края, радоваться ей. Цель : развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание любви к своей Родине, преданность к своему отечеству, бережного отношения к природе, ко всему живому, уважения и интереса к культурному прошлому России.

Слайд 20

Центр изобразительного искусства: Здесь находятся краски , бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, которые постоянно дополняются. Цель : развитие интереса к изобразительной деятельности. Задачи : обогащение представления детей об искусстве как основе развития творчества, их представлений о многообразии материалов для творчества, развитие эстетического восприятия, образного представления, воображения.

Слайд 21

Центр музыкального развития : Представлены музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты ( трещотки, свистульки, бубен, погремушки). Песенники. Цель : поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмичных движений и слушания музыки. Задачи : Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке. Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

Слайд 22

Уголок уединения – обязательный атрибут в нашей группе для детей, в нем дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкая мебель, книги, окна. Цель : создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребенка. Задачи: обеспечение индивидуальных потребностей ребенка и благоприятные условия развития.

Слайд 23

Дайте детству наиграться! Насмеяться , наскакаться ! Дайте радостно проснуться, Дайте в ласку окунуться, Детства дней не торопите, Детству солнце подарите

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)

Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

Доклад из опыта работы "Формирование активности у детей старшего дошкольного влозраста в сюжетно - ролевых играх".

Основной вид деятельности дошкольника - игра, в процессе которой развиваются: память ,внимание,  мышление, воображение. Усваиваются определенные нормы поведения....

Презентация о работе центра активности по тестопластике

В презентации представлены материалы о работе детского центра активности по тестопластике "Волшебная мука". Работа велась один год, возраст детей 6-7 лет....

Обобщение опыта работы "Применение активных форм обучения как средство развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оп...

Презентация опыта работы "Центр сенсорного развития во второй группе раннего возраста"

Презентация опыта работы "Центр сенсорного развития во второй группе раннего возраста"...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...

Сообщение на тему «Из опыта работы «Двигательная активность детей во время прогулки» В рамках педагогического совета ДОУ

В данном документе представлены виды двигательной активности на прогулке и примеры игр....