Нравственно- патриотическое воспитание
статья (младшая группа)
Актуальность нравственно- патриотического воспитания Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовнонравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_1_ml_gruppa.doc2_.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно- патриотическое воспитание
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников- это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но, и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Актуальность нравственно- патриотического воспитания Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовнонравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом, поскольку:
1. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
2. Равнодушны по отношению к близким людям, товарищам по группе, имеют недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
3. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цели и задачи нравственно - патриотического воспитания:
∙ воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
∙ поощрять умение называть имена членов своей семьи;
∙ развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.);
∙ напоминать детям название села, в котором они живут;
∙ вызывать интерес к труду близких и взрослых; ∙ формирование социально-активной личности; ∙ развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства; ∙ воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
в непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Без понимания, осознания, воспитания чувства патриотизма в каждом из нас, наше Отечество не сможет стать действительно ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей.
В своей работе используем следующие методы: 1. Обустройство патриотического уголка в группе. 2. Рассказы, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного поселка. Темы бесед: «Сохраняй красоту и богатство природы – это наш общий дом», «Я и моя малая Родина», «Кого мы называем добрым?», «Что такое «красивый поступок»?»», «Пусть всегда будет мама», «Всё в мире создано трудом», и др. 3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь односельчан, изменения в облике поселка, и т. п.). 4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций. 5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. У каждого народа свои стихи, рассказы, сказки и все они передают основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, формируют любовь к традициям своего народа, и способствуют развитию личности в духе патриотизма. 6. Знакомство с народным творчеством, росписью. 7. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.). 8. Праздники (День защитника Отечества, Масленица, Международный женский день и т.д.). Праздник – особая форма воспитательной работы. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию. В своей работе используем праздники как средство сплочения детей, проживания ими 35 социально-ценностных отношений друг к другу, детскому саду, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с группой, поселком, страной. 9. Основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации). Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. В течении всего года не раз возвращаемся к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества» «День космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность проводится с использованием наглядного материала.
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Формы работы с родителями.
∙ привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию; ∙ родительские собрания: («Посеять в детских душах доброту», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Гражданин воспитывается с детства» и др.) ∙ консультации- «Воспитание любви к Малой Родине», «Растим патриотов», «Нравственно- патриотическое воспитание в семье», «Как приобщить детей к нравственно патриотическому воспитанию», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно -патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем», «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей»; ∙ праздники, такие как «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Посиделки у сказочницы», «Великий день - День Победы». «Сказки у русской печки», «Чаепитие в русских традициях» и др. приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа; ∙ привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно- патриотических мероприятиях, создание коллажей, подарков, альбомов и т. д); ∙ рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций; ∙ совместная работа по благоустройству группы и участка (субботники и воскресники: «Самая лучшая группа», «Наша уютная спальня», «Приемная – лицо группы», «Зимние забавы», «Строим горку», «Расчистим участок от снега», «Скоро лето»); ∙ Папки-передвижки: «Моя семья»;
Планируемый результат
∙ имеет первичные представления о себе, своей семье, традиционных семейных ценностях; ∙ ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; ∙ проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде; ∙ эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства; ∙ соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; ∙ проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...
- Мне нравится (1)