Времена года
проект

Горшкова Екатерина Владимировна

Презентация, дидактические материалы по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактическое сопровождение к проекту «Времена года»

Весна:

Игра-занятие «Весна идёт»

Раньше был сугроб до крыши,   (Поднимаем руки вверх)

А теперь всё ниже, ниже.

Оседает, оседает,

А потом совсем растает.   (Опускаем руки и приседаем)

 

Солнышко сильнее греет,   (Руки вверх, растопыриваем пальцы)

Растопить весь снег сумеет.

Побегут ручьи везде.

Всё окажется в воде.   (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

 

Все деревья вдруг проснулись   (Потягиваемся)

И от снега отряхнулись.   (Показываем: деревья стряхивают снег)

Пробудились ото сна.

Это к нам идёт весна!   (Руки в стороны: радостно встречаем весну)

Игра-занятие "Весенний ледоход"

К нам весна-красна идёт!

Тает, тает в речке лёд.

Всё теплей, теплей погода

До начала ледохода.   (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)

 

Что шумит там, вдалеке?

Что случилось на реке?

Лёд трещит, ломается.

Льдины появляются.   (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)

 

Льдины по реке поплыли.

О зиме они забыли

И на помощь не зовут.

Льдины в море уплывут   (Делаем руками перед собой волнообразные движения)

Игра-занятие "Дождик"

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!

Игра "Зонтик"

Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: "Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик". Дети играют. Воспитатель говорит: "Дождик начался!". Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов "Кончился дождик!" дети продолжают резвиться

Игра "Ищем подснежник"

Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.

Игра "Совушка"

Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь", все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День". Игра продолжается.

Игра "Почки, листики, цветочки"

Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Лето:

И. Левитан "Березовая роща"

Художник Исаак Левитан любил изображать русскую природу. Она является главной темой многих его картин. "Березовая роща" – одно из лучших произведений этого великого живописца.

 Умело используя яркие краски, Левитан смог создать чудесный образ родной милой всем нам природы. "Березовая роща" поднимает настроение, вселяет оптимизм. Неудивительно, что эта картина любима нашими соотечественниками многие десятилетия.

А.А. Пластов «Летом»  Перед нами – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова - «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!

А.Рылов «Цветистый луг»  Это картина "Цветистый луг", представляющая собой типичный летний пейзаж среднерусской полосы. Это очень жизнеутверждающая, яркая, праздничная картина. Удивительно - уже два года длится опустошающая первая мировая война, а художник создает оптимистичное радостное полотно. Родная природа всегда была для него и главным предметом изображения, и источником радости, поддерживала, несмотря на любые исторические тяготы.

Развивающие занятия для детей на тему лето

Дождик

Солнышко сияло ярко.   (Руки вверху, растопыриваем пальцы)

Всем деревьям было жарко.

Ветер дул и задувал.   (Показываем, как дует ветер)

И деревья он качал.   (Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)

 

Дождик сильный вдруг полил,

Все листочки намочил.   (Трясём кистями рук)

Дождик землю намочил,

Всюду луж больших налил.   (Разводим руки в стороны)

 

Дождик льётся всё сильнее.

Где же лужицы поуже?

Мы пройдём, ведь мы сумеем

Перепрыгнуть через лужи!   (Прыгаем на месте)

Летний луг

Мы пришли на летний луг.   (Идём на месте)

Как красиво всё вокруг!   (Разводим в стороны руками)

 

Здесь травинки и листочки,

Разноцветные цветочки.   (Сводим руки перед собой)

Мы по лугу побежим   (Бежим на месте)

Мы на травке полежим.   (Разводим руки ладошками вверх)

 

Мы поднимем наши ножки,

Потрясём мим немножко.   (Весело трясём сначало одной ногой, потом другой)

 

На лугу мы отдохнём

Солнечным и тёплым днём.   (Приседаем)

Помощники:

В огороде помогаем -

Сорняки мы вырываем.   (Показываем, как рвём траву)

Вот так, вот так

Всю траву мы вырываем.

 

В огороде помогаем -

Дружно грядки поливаем.   (Показываем, как поливаем)

Вот так, вот так

Их из лейки порливаем.

 

В огороде помогаем -

Овощи мы собираем.   (Показываем, как собираем)

Вот так, вот так

Их в корзинку собираем.

Осень:

Остроухов И.С. «Золотая осень» Илья Семенович Остроухов тоже любовался осенними красками и создал картину «Золотая осень».

В этой картине запечатлено тонкое состояние осеннего покоя Ничто не нарушает утренней тишины уголка парка , изображенного художником .Две белогрудые сороки , опустившиеся на полянку, еще более подчеркивают эту тишину Легкая голубизна утреннего тумана как бы смазывает рисунок листвы деревьев дальнего плана . А впереди – ярко светится пышное золото клена, ветви которого пригибаются к земле , усыпая ее ковром своей листвы. Художник тщательно выписывает каждый резной листок, передает разнообразие оттенков – золотистых, зеленоватых , оранжевых , коричневых. Он любуется и нас заставляет любоваться красотой их узорчатой формы, царством света , благородством соотношения голубого черного цвета стволов, царственного багрянца листьев и зелени травы .

Картина И.И. Левитана «Октябрь». Осень – любимое время года Исаака Ильича Левитана . Эта картина Левитана изображает второй месяц осени - октябрь.

В этой картине Исаак Ильич передал поэзию увядания осенней природы на пороге скорой зимы. Небо заволокло облачной пеленой, ветер треплет верхушки берез. Они сбрасывают свой убор на порыжевшую траву. Птицы уже улетели на юг,  и тишина опустилась на лес. По опушке вьется неприметная опустевшая дорожка. Стремясь показать хрустальную прозрачность  воздуха , художник прорисовывает ветви берез , их золотое кружево.

Другие кроны берез нарисованы расплывчато , что создает ощущение ветра , колышущего листву. В этой картине Левитан с великим мастерством воплотил печальную и светлую , «прощальную красу» русской осени.

Беседа по содержанию

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

-Как художник изобразил ощущение ветра?

- Какими красками передал Левитан красоту октябрьского дня?

Василий Поленов «Золотая осень» Рассказ о художнике

Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

- Почему картина называется «Золотая осень»?

Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

- Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

- С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

- Какие деревья вы видите на картине?

- Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

Игры –занятия:

«Деревья»

Летом ярко светило солнышко.   (Растопыриваем пальцы перед собой)

Тёплый ветерок обдувал деревья.   (Машем на себя ладошками)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки.   (Кончиками пальцев трём щёчки)

 

А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям.   (Стучим кончиками пальцев по щёчкам)

Холодный ветер раскачивал деревья.   (Качаемся из стороны в сторону)

Листья пожелтели и упали на землю.   (Приседаем, потом встаём)

 

Стало совсем холодно, и деревья заснули.   (Кладём ладошки под щёчку)

Деревья проснутся весной.

Станет тепло, будет светить яркое солнышко.   (Растопыриваем пальцы перед собой)

На деревьях вырастут новые листочки.

Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки.   (Трясём кистями рук)

Ветер и деревья.

Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.

Осень

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом.   (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья.   (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга.   (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

Зима

Конспект НОД «Путешествие в зиму»

Программное содержание: учить детей описывать природу в зимний сезон; активизировать слова снег, снежный, Снегурочка, снеговик, снежинка, зимовье, зимушка-зима, волшебница-зима; упражнять в составлении простого полного предложения с заданными словами и распространять его однородными определениями или дополнениями.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов одежды, индивидуальные элементы для конструирования снеговиков.

Ход занятия 

В. Отгадайте загадку:

Кто поляны белит белым, 

И на стенах пишет мелом, 

Шьет пуховые перины, 

Разукрасил все витрины? 

Послушайте рассказ: «Солнце на небо вышло, заискрились в его лучах снежинки. Дети выбежали кататься на санках, в снежки играть. И такая тут потеха пошла, что мороз — не мороз!» 

О каком времени года эта загадка? Этот рассказ? По каким словам вы догадывались о времени года? (Ответы детей.) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зиму. После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. На чем удобно путешествовать зимой?

Какую одежду надо выбрать для зимней прогулки? Выберите предметные картинки с изображением   вещей, которые нам понадобятся в путешествии и назовите их.

Садимся в наши сказочные сани и — поехали!

Педагог показывает пейзажную картину с изображением метели.

В. Вот и первая остановка! Что вы видите вокруг себя? (Сугробы, падает снег, деревья в снегу, сильная метель.) Чем пахнет зима? (Морозом, свежестью и т. д.) 

Давайте послушаем зиму. Тишина. Все кругом спит. Слышно, как хрустит под ногами снег, как падает с мохнатых еловых ветвей тяжелая снежная шапка.

Расскажите как можно образнее, какая погода зимой, когда идет снег? (Снежная, красивая,  в воздухе кружатся снежные хлопья, как будто кто-то распорол огромную перину.) Когда сильный мороз? (Морозная, трескучая, колючая, холодная, солнечная, яркая.)Когда метель, вьюга? (Вьюжная, холодная, грустная, пасмурная.) 

Каким словом назовем день зимой? (Зимний.) 

А как ласково называют люди зиму, чтобы она не сильно морозила? (Зимушка-матушка, зимушка-красавица, зимушка-кудесница.) 

Ребята, посмотрите, что мы нашли — конверт с картинками! Посмотрим, что в нем? (Снежный ком, веник, сухие ветки, морковь, угольки.) Что из этих предметов может получиться? (Снеговик.) Выложите снеговиков из маленьких картинок, которые лежат в ваших конвертах на столах.

У детей получается сюжетная картинка, с изображением детей, которые лепят  Снеговика из снега. 

В. Слова «снег» и «снеговик» — родственные. У этих слов есть еще родственники. Постарайтесь их вспомнить и назвать! (Снежка, снежинки, снегопад, снегирь.) 

Придумаем предложение с каждым словом.

Зима всегда своей царственной, величавой красотой привлекала художников, музыкантов, поэтов. Какие вы знаете произведения о зиме?

Воспитатель читает стихотворение о зиме.

В. Понравилось ли вам это стихотворение? О чем оно? Какими словами поэт описывает зиму? Я прочту его еще раз медленно, а вы назовите рифмующиеся слова.

Сейчас вы сами можете стать  поэтами и попробовать сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

Тихо, тихо, как во сне, 

Падает на землю… (снег). 

С неба все скользят пушинки — 

Серебристые… (снежинки). 

Кружатся над головою 

Каруселью… (снеговою). 

На поселки, на лужок 

Все снижается… (снежок). 

Землю белой, чистой, нежной 

Застелил постелью… (снежной). 

Вот веселье для ребят — 

Все сильнее … (снегопад). 

Словно в белый пуховик 

Нарядился… (снеговик). 

Рядом — снежная фигурка: 

Это девочка … (Снегурка). 

На снегу-то, посмотри — 

С красной грудкой… (снегири)! 

Словно в сказке, как во сне 

Землю всю украсил… (снег)! 

Поехали на наших волшебных санях путешествовать дальше! На чем можно еще двигаться по снегу? (На лыжах, на коньках, на снегоходах.) 

Этюд «Лыжники». 

Дети имитируют движения лыжников, повторяя за педагогом, стараясь попадать в ритм его движениям.

В. Быстро спускаемся с горки! А потом медленно и тяжело поднимаемся на горку!

Зима — волшебница, колдунья, она превращает полянки и деревья в настоящую сказку! Сейчас мы поиграем в игру «Превращения зимы». Я буду называть предметы, а вы скажете, во что превратит этот предмет волшебница-зима. Например, молоко. Чем может стать молоко от холодных, морозных зимних превращений? (Мороженым.) 

Дождь она превратит в… (снег). Вода станет чем? (Льдом.) Озеро станет… (катком). Но очень опасно кататься на таком катке!

Какие правила безопасного поведения на льду вы знаете?

Дети, а что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? Какое настроение у вас вызывает зима?

Когда тихо падает снег?

Когда кружит очень сильная метель?

Когда трескучий мороз щиплет нос?

Дети показывают мимические этюды с элементами психогимнастики. 

В. А сейчас мы рассмотрим с вами следы на снегу!

Педагог показывает детям нарисованные на белой бумаге следы диких животных и птиц. Дети узнают их хозяев и показывают в пантомиме, как кто из них двигался по снежной полянке.

В. Следы жителей зимнего леса привели нас в глухую чащу. Как же нам выбраться? Из домика Зимы к нашему садику нас приведет дорожка с препятствиями-вопросами. Постарайтесь преодолеть эти препятствия и выполнить все задания хозяйки Зимы!

Задания для детей. 

 Загадать загадку о зиме. 

 Ответить на вопрос: «Почему зимой идет снег, а не дождь?» 

 Назвать сказки о зиме (кто больше?). 

 Объяснить пословицу: «Мороз не велик, да стоять не велит!» 

 Назвать зимующих птиц Беларуси. 

 Ответить, какие животные на зиму меняют свой наряд (носят шубы другого цвета). 

 Поразмышлять, что случится, если зимой не будет снега? 

В. Вам понравилось наше путешествие? Что вам в нем запомнилось? О чем вы сможете рассказать родителям дома? В какую игру вы хотели бы поиграть еще раз?

Картины известных художников о зиме

Аркадий Пластов «Первый снег»

На картине русского художника А.А. Пластова «Первый снег» изображен небольшой фрагмент из деревенской жизни.

На пороге деревянного дома двое крестьянских детишек. На заднем плане еще несколько похожих изб, из чего мы можем понять, что действие происходит в деревне.

На многих полотнах Пластова, центральное место занимают люди. Здесь это сестра и ее младший братишка. Проснувшись утром, они сквозь заиндевевшее стекло увидели снегопад и быстренько одевшись, выбежали на крыльцо, чтобы ощутить свою сопричастность такому событию. Желтую теплую шаль девочка даже не успела завязать, только набросила на легкое домашнее платьице. Но на ногах у нее валенки, чтобы не замерзли ноги. Девочка, точно струна, вся вытянулась, запрокинув голову, она смотрит на снег. На лице детский восторг преображением окружающего ее мира.

Дидактические игры

«Собери снеговика» 

Цели:

Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

«Наоборот» 

Цели:

Развитие слухового внимания, логического мышления.

Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п.

«Что зимой бывает» 

Цели:

Развитие представлений о приметах зимы.

Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

 «Снежинки» 

Цели:

Развитие сильного направленного выдоха.

Закрепление в речи предлога НА.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

Ответы на загадки

1)Зима

2)Сосульки

3)Снежинки

4)Снеговик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...