Вышивка – источник вдохновения детского творчества
материал

Голубева Наталья Николаевна

Вышивка - один из наиболее старинных видов рукоделия. Она имеет многовековую историю. На Руси умение красиво вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Выбор образца для вышивки, создание узора, подбор ниток - всё это воспитывает чувство гармонии, красок, творческого отношения к труду. Многовековая история не только не состарила вышивку «не сделала пережитком прошлого», а, напротив, передала вышивке ценность, значимость на все времена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Голубева Наталья Николаевна

                              Добрынина Наталья Ивановна

МКДОУ ЦРР – детский сад №21 г. Россоши

Вышивка – источник вдохновения детского творчества

Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальцев достигают достаточной точности. Руки ребенка, как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо развивать его пальцы, руки и кисти.

Еще Л.С. Выготский считал, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на воображении и становлении детской речи. Результаты ученого показали, что наиболее эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у дошкольников является ручной труд.

      Изучение ряда методических пособий, в которых дано большое количество средств, современных методов, активных приемов для развития различных способностей детей на занятиях по ручному труду, подтолкнули нас к созданию кружка по вышивке «Ниточка, иголочка и узелок».

Вышивка - один из наиболее старинных видов рукоделия. Она имеет многовековую историю. На Руси умение красиво вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Выбор образца для вышивки, создание узора, подбор ниток - всё это воспитывает чувство гармонии, красок, творческого отношения к труду. Многовековая история не только не состарила вышивку «не сделала пережитком прошлого», а, напротив, передала вышивке ценность, значимость на все времена.

Воспитанники нашего кружка - девочки и мальчики старшей группы компенсирующей направленности. Содержание задач кружка ориентировано на знакомство детей с историей вышивки, инструментами, материалом для работы. Методические материалы разрабатывались таким образом, чтобы вся кружковая работа строилась вокруг предполагаемых результатов.

      Работа в кружке связана с тремя важными критериями, которые используются нами для диагностики развития детей: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, творческая активность, проявляющаяся в художественно-творческой активности (в данном случае - вышивании).

Работа кружка помогает решать большое количество задач, связанных с развитием личности ребёнка, позволяет наряду с развитием мышц тонкой моторики обогатить словарный запас детей, позволяет нацелить детей на естественное и непринуждённое приобщение к народным традициям.

Вся работа кружка строится дифференцированно (дети разделены на группы, учитывая их способности) и индивидуальность (в зависимости от уровня овладения техникой вышивания). Для работы с детьми на занятиях по вышиванию используем наглядный, информационный, репродуктивный, практический, словесный, игровой, исследовательский методы обучения и развития. План работы кружка ориентирует не только на тему и график работы, но и на цель каждого занятия. Это позволяет увидеть перспективы работы с детьми и результаты их достижений.

 Чем же привлекают детей занятия в кружке? Прежде всего они доступны. Каждая встреча с детьми включает мотивацию, художественное слово, мнемотехнику, физкультминутку. Во время работы обязательно учитывается техника безопасности, а для снятия излишней возбудимости используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, элементы сказкотерапии.

Чего мы добились? Наши воспитанники научились не бояться иглы, аккуратно ею пользоваться, научились азам вышивки, а самое главное   у них выработалась усидчивость и умение доводить дело до конца. Раз в месяц мы устраиваем мини-выставки детских работ. Дети готовят небольшие сообщения о своей работе и с гордостью рассказывают о своих успехах. Было понятно, что для детей работа с нитками, иголкой особенно им интересна. Мы даже не подозревали, какую существенную пользу приносит этот ручной труд, когда дети могут фантазировать, старательно воплощают элементы своей задумки на обычном белом лоскутке. И в результате, лоскуток превращается в цветок, лошадку…

Вышивка несет массу положительной энергии. Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир. Взрослые на практике видели, каких результатов добились их дети и как они приобретают знания для дальнейшего развития в семье. Оказалось, что многие мамы сами владеют искусством вышивания и их дети тоже стали интересоваться вышивкой. Поэтому в кружке с такими детьми легче было работать. Многие ребята, у которых есть сестры и братья, начинали обучать и их вышивке.

 Хочется отметить, что работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми. Они учатся помогать друг другу, с удовольствием дарят подарки, сделанные своими руками, вышивка становится для них не только интересным хобби, но и средством приобретением множества полезных навыков. Вышивание требует участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая-изнаночная.

Вышивка – прекрасное средство эстетического воспитания детей. Когда из разрозненных ниток в результате стараний пальчиков   появляются удивительно красивые вещи, это очень вдохновляет ребенка. Творчество дарит ребенку удовольствие и уверенность в своих силах.

      Литература:

  1. Шилкова Е.А. «Школа рукоделия» - РИПОЛ, 2012
  2. Чижик Т.Б. «Учим детей вышивать», Феникс, 2004, Ростов-на-Дону
  3. Максимова М.В. «Вышивка. Первые шаги.». – М.: ЭКСМО, 1996
  4. Глинская Е.Б. «Азбука вышивания». - М.: Мехнат, 1994
  5. Афанасьева С.И. «Рисующая ткань»// «Дошкольное воспитание» 2004 №3, стр.34
  6. Кудрявцев В.Т. «Феномен детской креативности»// «Дошкольное воспитание» 2006 №3,5; 2007 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Семья источник вдохновения.

Семья источник вдохновения.  Воспитатель: Казак Светлана ВикторовнаГБДОУ №26 г. Санкт-Петербург. Введение.Семья и детский сад-два воспитательных феномена, каждый из которых по-сво...

"ПРИРОДА - ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ" (рекомендации для родителей)

Живой мир не познать по картинкам, телевизору и компьютеру.  Простая прогулка к пруду, озеру намного полезнее сухого рассказа о том или ином предмете. Сколько новых ощущений может подарить  ...

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ Женские образы в русской живописи

Материал педназначен для педагогов, и  может быть использован на педчасах, как консультация или Педагогическая Гостиная. В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема ...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Презентация.Мастер-класс"Источник вдохновения Ганутель"

Большинство людей любят живые цветы,  особенности их запах. Однако, в нашем обществе немало и тех, кто предпочитает искусственные цветы живым. В мире существует достаточно большое количество...

Природа - источник вдохновения для творчества детей

Живой мир не познать по картинкам, телевизору и компьютеру. Наблюдение за природой может подарить ребёнку массу эмоций, а в месте с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природ...