Мастер-класс «Двигательная активность воспитанников в течение дня в ДОУ»
презентация

Довгаль Юлия Николаевна

Мастер-класс: «Двигательная активность воспитанников в течение дня в ДОУ»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по организации двигательной активности воспитанников в ДОУ.

Задачи:

  • Выявить затруднения, причины и пути их преодоления по данной проблеме;
  • Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства;
  • Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

План мастер-класса:

  1.  Организация двигательной активности (ДА) в условиях ограниченного пространства.

2 . Практическая часть

Вводная часть.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Современные городские дети не имеют возможности для появления достаточной самостоятельной двигательной активности, она все больше ограничивается созданными условиями: 

  • замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
  • ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
  • запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п.)
  •  увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
  • преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изодеятельностью и т.д.);
  • генетической наследственностью (по последним статическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема, не смотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства.  В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч, с прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.

Т.о., одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.)

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где мало свободного пространства, и, кроме того, для таких игр часто требуется несколько игроков. А если хочется сыграть одному или с 1 – 2 друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?

Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т.д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.

Нужно постараться сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

Чтобы сделать процесс игр детей более интересным, разнообразным можно:

-взрослому становиться на время игроком, но не руководителем игры, а ее участником, который ненавязчиво предлагает новый поворот игры,

- использовать новые атрибуты для игр, способствующие возникновению двигательной активности (например, к игре «Семья» добавить дорожку здоровья, по которой все члены семьи должны пройти, или же это река, дорога в магазин и т.п.)

- создавать проблемные ситуации (например, в игре мальчиков в военных – разбросать цветные коврики по полу, по которым дети прыгают, как по кочкам или должны обходить препятствия, пролазить в тоннель из обручей и т.п.)

- вводить новую игру через рассказ воспитателя и родителей (когда родители и воспитатели обсуждают как они играли, например в «Путаницу», выкладывая веревку (скакалку)  на полу, а потом двигаясь по ней.)

Варианты могут быть разными, но одно надо помнить, чем больше возможностей у ребенка в выборе игр и движений, тем меньше проявления агрессии, непослушания, конфликтов и криков.

Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.

Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Следует изготовить следующие атрибуты для игр:

- квадраты из ленолиума, дерматина 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре;

- «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.

Атрибуты и игры с ними можно использовать на физминутках, в совместной деятельности. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов. ( см. приложение1).

В групповых комнатах имеется перечень спортивного оборудования. Для увеличения двигательной активности детей разработаны методические рекомендации по обучению основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению: Значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Снизится количество нарушений поведения детей, ведь они будут организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.


 

 

2. Практическая часть

Мы сегодня собрались                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Поиграть, повеселиться,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Добротою поделиться,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Пошутить и посмеяться,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В чем-то посоревноваться.

Народная мудрость гласит: здоровье –бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости. Сохранять и укреплять мы должны не только здоровье воспитанников, но и свое. Педагог подвержен стрессам, профессия педагога относится к группе риска. Стресс хорошо снимается с помощью двигательной активностью.

  1. Ведущий.

Сейчас я предлагаю пожелать друг другу здоровья, т. е. поздороваться. А сделать это можно разными способами.

Поздоровайся ладошкой, и своей красивой ножкой.

Плечиком и локотком и конечно язычком. ДОБРОЕ УТРО!

Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко,

Пальчиком и кулачком и, конечно, язычком. ЗДРАВСТВУЙ!

Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком,

Спинкой, тепленьким бочком, конечно, язычком. ПРИВЕТ!

  1. Будешь спортом заниматься,                                                                                                                         
  2. Тебе нечего бояться.                                                                                                                                          
  3. И зевать ты не будешь,                                                                                                                                     
  4. Если про зарядку не забудешь.                                                                                                                    
  5. Мойся в бане, закаляйся.                                                                                                                        
  6. Правильно всегда питайся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Правильно всегда сиди,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       За осанкой следи.

Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«У меня спина прямая» И. п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

• «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)

• «Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом)

• «Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).

• «Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)

• «Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)

• «Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)

• «Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам). (педагог говорит для всех участников мастер класса)

  1. Чтоб здоровье раздобыть,                                                                                                                                   Не надо далеко ходить.                                                                                                                                  Нужно нам самим стараться,                                                                                                                                 И всё будет получаться.

ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Ведущий. Вот весёлый стадион, где ребят подружит он.

Он научит бегать, прыгать, а ещё метать, скакать, веселиться и играть.

И поэтому  задания, эстафеты будут у нас весёлые и необычные. А ещё, самое главное правило на нашем стадионе нужно улыбаться!

Педагоги делятся на две команды. (участие по желанию)

Участники соревнований выбирают названия команд

Чтобы зрители не скучали, мы научим их простым действиям.

При фразе «Упала одна капля» вы хлопаете в ладоши один раз;

при фразе «Упало две капли» вы хлопаете в ладоши два раза;

при фразе «Упала три капли» вы хлопаете в ладоши три раза;

при фразе «Пошел дождь» вы просто хлопаете в ладоши

Поиграть в это со зрителями, затем сказать«Дождь усиливался, усиливался, пошел сильный ливень» (все хлопают громко в ладоши).

Вот такими аплодисментами давайте будем поддерживать наших участников!

1."Теремок".

В команде 7 человек - по числу персонажей. А роль Теремка выполнит обруч. Эстафету начинает «мышка», по сигналу двигается к финишу, где лежит обруч- теремок. Добежав, подевает обруч через себя, кладёт его на место и бежит за следующим участником- «лягушкой». Теперь они бегут к Теремку вдвоём, взявшись за руки, и вдвоём пролезают сквозь обруч. Затем то же с Зайкой, Лисичкой, Волком и комариком. Важно: руки не разрывать. Когда их окажется 7 (это Медведь, шестеро надевают обруч и удерживает его на поясе. «Медведь» берёт обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту.

2."Заводные пингвинята".

Первые в колоннах надевают маски – шапочки утят, по сигналу, перемещаются до ориентира в походке «пингвина», огибают ориентир, бегом возвращаются назад, снимают маску – шапочку и передают следующим в колоннах.

3."Рыбаки"

Команды стоят в колоннах по одному. В двух обручах – озёрах лежит рыба и удочки, дети по одному из команды, с ведром в руках подбегают к озеру, при помощи удочки вылавливают одну рыбу и кладут её в ведро, возвращаются назад и отдают ведро с уловом, следующим игрокам. Выигрывает команда первая, выловившая всю рыбу.

4. Эстафета «Кто больше собьёт кеглей»

(на расстоянии 3-4м от стартовой линии, стоят 8 кеглей. Нужно сбить кегли, катнув мяч правой рукой.)

5. «Педагогическая змейка» (под музыку)

Сейчас я каждой команде дам лист бумаги – змейку. Каждый участник напишет по 1 рекомендации для родителей по организации ДР дома. Затем лист сложить и передать следующему участнику.

6. Рефлексия. Игра «Ты мне, я тебе». Раздаю каждому участнику семинара картинку с изображением футбольного мяча на обратной стороне которого написано…

Мне понравилось….                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Мне не понравилось…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Мне было трудно, когда…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Я возьму себе на заметку…

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Организация двигательной активности дошкольников в течение дня».

Оценка создания условий:в группахОценка планирования работыОрганизация  режимных моментов. Оценка профессионального мастерства педагога. Обследование уровня развития двигательной актив...

Мастер -класс "Развитие двигательной активности у дошкольников средствами ритмопластики"

Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать представления о ритмопластике, как р средстве физической культуры...

«Организация оптимальной двигательной активности детей в течение дня»

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.При разработке рационального двигательного режима важно не только обе...

Мастеер-класс на МО ДОУ "Двигательный режим группы. Способы обеспечения двигательной активности детей в течение дня"

Выписка из протокола заседания МО ДОУ и выписка из годового плана на 2020-2021 учебный год...

Мастер – класс «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартного оборудования»

Российская ФедерацияКалининградская областьмуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6 «Светлячок»...

Мастер - класс "Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства"

Знакомство с теоретическим и практическим материалом для реализации двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства....

МАСТЕР – КЛАСС «Развитие двигательной активности – инновационные подходы»

МАСТЕР – КЛАСС. «Развитие двигательной активности – инновационные подходы»...