ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ПЕДАГОГА Сочинение-рассуждение/эссе
статья

Вайтюкевич Ирина Валерьевна

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ
И СМЫСЛЫ ПЕДАГОГА

Сочинение-рассуждение/эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_vaytyukevich_i.v.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, ЦЕННОСТИ
И СМЫСЛЫ
 ПЕДАГОГА

Сочинение-рассуждение/эссе

Выполнил (а):
Вайтюкевич Ирина Валерьевна,

Красноярск 2019

Содержание

Введение        3 

Понятие целей,ценностей и смысла в педагогической деятельности        4

Цели, ценности и смыслы педагогической деятельность, как основа профессионализма.        6

Заключение        9

Библиографический список        10


Введение

Большие преобразования в обществе, сложные условия современности диктуют необходимость поиска и реализации своих трудовых способностей.

В наше время, существует множество интересных, захватывающих профессии. На мой взгляд, одна из них – это педагог. Что бы понять суть, необходимо обратится к понятию «педагогическая деятельность» и понять, что же это такое.

Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни [7]. Основным содержанием педагогической профессии является общение с людьми.

Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт педагога (2013), концепция модернизации педагогического образования (2014) отражают современные требования государства и общества к качеству образования и педагогу.

Также в каждой профессии есть своя специфика, свои навыки, умения, цели и ценности и смыслы. Цель работы педагога определяется обществом, он не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Проблема (исследовательский вопрос): каковы характеристики целей, ценностей и смысла педагогической деятельности

Цель: охарактеризовать цели, ценности и смыслы педагогической деятельности.

Задачи:

  1. выявить сущность понятия «цели, ценности и смыслы педагогической деятельности»;
  2. проанализировать влияние целей, ценностей и смыслов на становление педагогического профессионализма.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка.


Понятие целей, ценностей и смысла в педагогической деятельности

Цель (в научном смысле) поведение, мотив для деятельности, характеризуемый предугадыванием результата деятельности и способов ее достижения.

Цель педагогической деятельности складывается в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности.

Цель педагогической деятельности складывается как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом духовных и природных возможностей и тенденций общественного развития.

Выдающийся  педагог А.С. Макаренко, цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальной  программы развития личности [8].

За научный подход к целеобразованию  выступал и В.П. Беспалько. Характеристика цели позволяет педагогу реализовывать ее при разных обстоятельствах, и требует от него высочайшего профессионализма и педагогического мастерства. Достижение цели возможно лишь при  решении возникающих задач, как части цели .

Педагогические задачи:

  • формирование воспитательной среды;
  • организация деятельности воспитанников;
  • создание воспитательного коллектива;
  • развитие индивидуальности личности.

Цель педагогической деятельности явление историческое, и динамическое.

Изучением педагогических ценностей занимались: А.А. Коростылева,

В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Дж. Хазард, Е.Н. Шиянов, И.Ф. Исаев, Н.Ю. Гузева, С.Г. Вершловский.

Ценности педагогической деятельности по Е.Н. Шиянову:

  • связанные с удовлетворением потребности в общении;
  • связанные с самосовершенствованием;
  • связанные с самовыражением.

С.Г. Вершловский и Дж. Хазард выделили следующие группы

педагогических ценностей:

  • раскрывающие профессиональный статус;
  • показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую

деятельность;

  • отражающие цели педагогической деятельности.

Основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила

удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности [3].

Ценности педагогической деятельности – это ценности самого педагога, педагогического коллектива, общепринятые ценности человека.

Ценности педагогической деятельности – это работа, свобода, справедливость, профессиональный труд, научное образование, культура, истина, добро, красота.

А.Н. Леонтьев обращал  внимание на том, что важно достижение такого состояния, когда на первый план выходит саморазвитие, когда человек из объекта превращается в субъект жизни,  развития. [6].

Смысл педагогической деятельности -  предоставление  условий роста педагога, как человека, организовывающего педагогический процесс. Усвоение знаний, прописанных стандартом, приобретение компетенций являются показателями подготовки специалиста, что не может считаться образованием.

Смысл педагогической деятельности предполагает наличие таких величин как: милосердие, любовь к людям, снисхождение, доброта, сдержанность, терпение, искренность, забота, надежда, самосовершенствование.

Профессиональный смысл в педагогической деятельности - отношение к педагогическому процессу, к себе, остальным его участникам. Смысл педагогической деятельности включает в себя ценности, взаимодействие структур педагогического процесса, принципов, стиля педагогического мышления.

Смысл педагогической деятельности связан с другими частями педагогической культуры (педагогическое мировоззрение, «Я – концепция» педагога). Педагог, понимающий свою работу как поиск смыслов, может осуществлять ее не только по предписанным правилам. Он руководствуется своим профессиональным смыслом.  Неотъемлемым условием качества педагогической деятельности являются гуманитарные смыслы: любовь к ребенку, доверие, личностная обращенность, педагогический оптимизм.

Реализация  смыслов  педагогической деятельности рассматривается  в ФГОС.

Цели, ценности и смыслы педагогической деятельность, как основа профессионализма

В Российском образовании определение профессионализма становится очень важным аспектом деятельности педагога.

 Профессионализм – это способность людей регулярно, эффективно и качественно выполнять деятельность в разнообразных условиях. Можно рассмотреть профессионализм с позиции ФГОС, рассмотреть   его составляющие, обязательные компоненты профессионализма.  Для оценки профессионализма можно использовать разные подходы.

Основа профессионализма педагогического работника есть его умение, способность принятия других людей (детей)  такими, каковы они есть, с их  особенностями, способность обучать их, не оценивая категорично их способности. Большой ряд исследований и  публикаций рассматривают личностные качества педагога.

Профессор В.Я. Синенко считает, что " профессионализм педагога представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения".

Профессиональный педагог - человек, который на воспитание детей отводит  наибольшую часть своего времени. Что касается остальных взрослых (родителей), то они заняты своими делами и проблемами  силу этого не могут уделять детям много времени. Если бы педагоги не занимались детьми, то общество бы перестала существовать. Люди стали бы неспособными поддерживать тот уровень прогресса, который необходим для его дальнейшего существования. на современном этапе развития общества к педагогу требуется особое внимание, и там где данной деятельностью занимается не квалифицированный педагог, могут пострадать дети, они получают невосполнимые потери. Данное обстоятельство требует от общества создания таких условий, при которых педагогами становились люди морально и интеллектуально готовые к работе с детьми.

Неотъемлемой составляющей деятельности педагога является решение адаптивной и гуманистической задач. Помощь воспитаннику приспособиться к требованиям общества, развить личность и творческую индивидуальность. Выполняя эти задачи, педагог работает на будущее. В процессе своей деятельности педагог: обучает, воспитывает, развивает, психологически подготавливает детей. Что бы педагог смог выполнять все выше изложенное он должен обладать: потребностью к профессиональной и социальной деятельности, тактичностью, чувством эмпатии и терпимости, готовностью принимать, поддерживать, и если надо защищать. Педагог должен понимать отдельное саморазвитие личности, уметь обеспечивать общение, предотвращать конфликты, знать особенности психического развития, создавать необходимые условия для саморазвития.

Профессиональный педагог не приветствует принуждение, не опирается только на свой авторитет, он опирается на возможности ребенка, его потенциал. Опираясь на свои цели, ценности и смыслы педагог старается выявить и развить все ценное в ребенке.

Профессия педагога требует затрат и специального и человеческого ресурса. Именно педагог развивает в ребенке зарождение его целей (ориентирует, развивает, стимулирует, информирует). Помимо этого педагог организует деятельность, выстраивает общение, строит прогнозы на будущее.

Во время своей деятельности педагог решает множество противоречий, и только человек с правильными целями, ценностями и смыслами способен решить данные противоречия в правильном направлении.

В профессионализме можно выделить четыре стадии:

  • допрофессионализм (низкая результативность);
  • профессионализм (стабильно высокие результаты);
  • суперпрофессионализм;
  • "послепрофессионализм" (наставник, руководитель других).

Профессиональность педагога состоит из нескольких компонентов:

  • мотивы, цели, потребности;
  • ценностные установки, интереса к профессиональной;
  • деятельности, знания о способах;
  • педагогической деятельности, умение ясно и четко;
  • излагать мысли, умение сознательно контролировать результаты своей деятельности.

Заключение

Решая первую задачу, мы выявили, что цели ценности и смыслы являются важными критериями становления личности педагога.

При решении второй задачи, мы отметили, что становление целей, ценностей и смыслов педагога очень важно, и является неотъемлемой частью становления педагогического профессионализма.

Таким образом, можно отметить, что в результате проведенной теоретической работы цель исследования была достигнута, все поставленные задачи были решены.


Библиографический список

  1. Алешкина О.В. «Духовно-нравственные ценности – основа деятельности учителя». СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 171–173.
  2. Вершловский С.Г. «Общее образование взрослых: стимулы и мотивы».    М., 1987. 230 с.
  3. Вершловский С.Г. «Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности». М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  4. Гудачек Я.А. «Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе // Активность и развитие личности». М., 1989.
  5. ИсаевИ.Ф. «Профессионально-педагогическая культура преподавателя». М.: Академия, 2002.
  6. . Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.».М.: Педагогика, 1983. – С. 159–165.
  7. Лихачев Б.Т.. «Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК». 4-е изд., М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.
  8. Макаренко А. С. «Педагогические сочинения: В 8-ми т». Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  9. Сластенин В.А. «Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений». М.: Издательский центр «Академия», 2008. 576 с.
  10. Толстой Л.Н. «Педагогические сочинения». М., 1956. 362 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Консультация с элементами тренинга для педагогов Тема: «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»

Цель  консультации - повышение психолого -  педагогической компетентности педагогов в области использования  ТРИЗ технологии в работе с детьми....

"Ценности и смыслы реализации технологий программы "ПРОдетей"

Реализация технологий программы "ПРОдетей" в детском саду...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...