Деловая игра "Развитие речи детей дошкольного возраста"
материал

Деловая игра предназначена для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Общеобразовательное учреждение  Муниципального Образования г. Нягань «Детский сад  №3 «Теремок»

Деловая игра «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед :Суховей Е.Л.

г. Нягань, 2022 г.

Цель: совершенствование работы по речевому развитию

в дошкольном учреждении.

Задачи:

1. Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.

2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания, развивать творческую активность участников.

Введение: Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня я вас сюда  пригласила с целью поучаствовать в деловой игре. Это будет не консультация, не доклад, не отчет, а именно игра. Целю которой является немного освежить память относительно речевого развития дошкольников, пообщаться между собой и поднять настроение. Итак, начинаем!

Для начала давайте поделимся на команды: Поэты и Прозаики.

  1. «Освежим память»

Коллеги, вспомните, какие существуют основные компоненты речи:

- Звуковая культура речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие и слух);

- Словарный запас;

- Лексико-грамматический строй;

- Связная речь.

Вопросы «Поэтам»:

1. Назовите основные формы речи (диалогическая и монологическая)

2. Вид рассказа, в котором дети должны развивать сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности (повествование)

3. Разговор двух лиц, связанный с какой-либо ситуацией (диалог)

4. Литературное произведение для пересказа (сказка)

5. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря?

6. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (загадка).

7. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению (синонимы).

8. Часть речи, обозначающее предмет (существительное).

      Вопросы «Прозаикам»

1. Как называется вид текста, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

2. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

     3.  Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.(монолог)

4.Изложение прослушанного произведения (пересказ)

5. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ).

6. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения (автор).

7.Часть речи, которая обозначает действие предмета (глагол)

8.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др. (наглядный).

    Как известно, сказка, это основной вид литературного творчества, к которому педагоги обращаются с целю развития речи дошкольников. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

  1. «Назовите сказку»

Вопросы «Поэтам»:

- Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)

- Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Сказка о ветеринаре («Доктор Айболит»)

- Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)

- Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)

Вопросы «Прозаикам»:

- Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»)

- Сказка о трудолюбивой девочке («Золушка»)

- Сказка о лесном общежитии («Теремок»)

- Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»)

- Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»)

  1. «Что в имени тебе моем?»

Каждой команде надо вспомнить как можно больше двойных имен, встречающихся в сказках:

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН, СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ДЯДЯ ФЕДОР,

БРАТЕЦ КРОЛИК, ДОКТОР АЙБОЛИТ, СИНЬОР ПОМИДОР

КАРЛИК НОС, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ, АЛЕША ПОПОВИЧ, СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК, ИВАН ЦАРЕВИЧ, ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ, СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА, КОНЕК ГОРБУНОК, ДОМОВЕНОК КУЗЬКА, МУХА ЦОКОТУХА, МАЛЕНЬКИЙ МУК, КУРОЧКА РЯБА, ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА, СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА, КРОШЕЧКА ХАВРОШЕЧКА, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ и др.

  1. «Анаграммы»

Необходимо расшифровать анаграммы:

кашечрохав    («Хаврошечка»)

боклоко            («Колобок»)

зоркомо            («Морозко»)

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)                            

гукароснеч      («Снегурочка»)

комерет           («Теремок»)

щеинакатар     («Тараканище»)

Очень часто в своей работе по развитию и обогащению речи, мы обращаемся к пословицам и поговоркам. Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.

  1. «Слово не воробей……»

Задание «Поэтам»

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает

2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь

3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

Задание «Прозаикам»

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото

2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет

3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду.

  1. «Литературная страничка»

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

10.Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

11. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

12. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

13. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

14. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

15. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

16. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

17. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

18. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии связной речи. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога и непосредственно влияет на развитие связной речи ребенка.

  1. «Черный ящик»

Сейчас я зачитаю описание известного  произведения искусства, а вы попробуйте отгадать его название и автора.

- Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична. ( «Аленушка», В.М. Васнецов.)

- Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной. (А.К. Саврасов «Грачи прилетели»)

Ни для кого не секрет что наряду с развитием связной речи, обогащением словарного запаси и т.д, очень важным в речевом развитии дошкольника является развитие его фонематического слуха. Как вы думаете, чем грозит недоразвитие фонематического слуха?

  1. «Как слышим, так и пишем»

- Хлопните те, чья фамилия начинается на гласный звук.

- Топните те, чье имя начинается на согласный звук.

- Хлопните те, у кого первый звук в фамилии звонкий.

- Топните те, у кого первый звук в имени глухой.

На занятиях по развитию речи проводится работа над обогащением, расширением и активизацией словарного запаса.

  1.  «Похожие слова».

Игра «Похожие слова» направлена на закрепление и уточнение значений многозначных слов, воспитание чуткого отношения к сочетаемости слов по смыслу, развитие речи. К предложенным словосочетаниям подберите подходящие слова.

Для «Поэтов» Быстрые слова: время, бег, взмах, пульс, …

                            Сладкие слова: конфета, мёд, голосок, …

Для «Прозаиков» Лёгкие слова: воздушный шар, пух, перо, снежинка, …

                              Горячие слова: пламя, обед, чай, самовар, …

  1. «Как это по-русски…….»

Объясните значение слов:

Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна.

Батожок — палка, прут.

Баять – говорить.

Вертеп — здесь: пещера, подземелье.

Гумно — место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.

Зыбка — колыбель, люлька.

Овин — строение для сушки снопов перед молотьбой.

Риза — облачение, одежда священника для богослужения.

Кушак – предмет мужской одежды, широкий пояс из такни.

Гой еси! – приветствие «будь здоров!», гоить – жить, еси – глагол быть.

«Гой еси!, дорогие коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...

Деловая игра: «Знатоки методики развития речи детей дошкольного возраста». ( педагогический совет)

 активизировать деятельность педагогов;  способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;  совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности. ...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Форма проведения: «Деловая игра».

laquo;Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Форма проведения: «Деловая игра».Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной р...