Методическая разработка Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни
методическая разработка

Найданова Нелли Цыдыповна

 

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Найданова Нелля Цыдыповна

Методическая разработка

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни

Ознакомление дошкольников с природой – это средство формирования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Долгое время большим подспорьем для формирования экологических понятий у дошкольников были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской; рекомендации З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой; исследования, посвященные воспитанию у детей бережного отношения и интереса к природе, В.Г. Фокиной, В.Д. Сыч.

Реализацией идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занималась А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков, Л.А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему экологических представлений, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

Непременным условием успешного усвоения детьми старшего дошкольного возраста экологических представлений является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать знания о том, что вода — наиважнейший объект неживой природы на планете; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространенные ее характерные признаки и свойства.

Основными задачами формирования экологических представлений у детей шестого года жизни являются:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

3. Осознание собственного «Я» как части природы, развития «Я-концепции» у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация, прогностичность.

Принцип научности предполагает знакомство детей с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологических представлений по объему сложности.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента развития экологических понятий содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов формирования экологических представлений у детей.

Принцип регионализации – развитие экологических представлений дошкольников осуществляется на объектах ближайшего окружения, что связано с конкретным мышление детей данного возраста. Характерные особенности времен года, климата Санкт-Петербурга и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания.

Прогностичность – здесь у детей формируются элементарные представления о существующей в природе взаимосвязи и на их основе – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Условиями реализации цели и принципов формирования экологических представлений у детей шестого года жизни, необходимо считать следующие:

1. Отбор содержания экологических представлений в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

2. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели развития экологических представлений у детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

3. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса развития детей.

4. Организация развивающих сред для обеспечения развития экологических представлений в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного педагогического процесса развития экологических представлений у детей.

6. Осуществление постоянного мониторинга результатов развития экологических представлений.

Дошкольник знакомится с природой на уровне целостного организма. Предметом его восприятия и деятельности становятся, прежде всего:

- свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;

- изменения погоды в межсезонье;

- названия таких явлений, как снегопад, метель, гололед, ледоход, иней, туман, ливень, гроза, пыльная буря;

- названия дней недели;

- ведение фенологических наблюдений, отмечать их в календаре природы, отражать свои наблюдения в рисунках;

- определение по характеру музыки состояние погоды;

- умение составлять рассказ о явлениях природы.

Дети шестого года жизни знакомятся с обобщенными экологическими понятиями о неживой природе:

- усваивают общие закономерности сезонных изменений в природе, осознают их цикличность;

- устанавливают связи между температурой воздуха и состоянием воды, почвы, растений, животных;

- узнают много народных примет;

- имеют представления о климатических зонах.

Дети шестого года жизни, придя в начале учебного года в старшую группу уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки («осень, потому что тучи на небе», «солнышко не греет», «частые дожди»). Конечно, прежде всего дети выделяют яркие, хотя и не всегда существенные, признаки предмета или явления, часто они связывают их со своей жизнью и интересами («осень, потому что мы листиками красивыми играем»).

Пытаются дети объяснить причины и некоторых наблюдаемых ими явлений: «Частые дожди, потому что холодно, туч много на небе». Дошкольники узнают на картинках все времена года, могут рассказать об их существенных признаках: «Летом солнце греет сильнее, поэтому мы ходим в платьях и шортах».

К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста обнаруживают более глубокие знания о предметах и явлениях природы, характерным для высказывания детей этого возраста становится раскрытие некоторых понятых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе («Летом дни длинные, а ночи короткие. Не успеешь оглянуться, а ночь прошла, потому что солнышко рано встает»; «Зима наступает, потому что солнце светит меньше и хуже. Зимой ночи длинные, а дни короткие. А на Севере совсем не бывает дня. Там полярная ночь»).

Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года: изменение цвета листвы, выпадение и таяние снега и др.; рассказать о периодичности развертывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец («В начале осени еще тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы»). Такие высказывания детей можно расценивать как результат осмысленного обобщенного восприятия.

Развивающееся у дошкольников умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями. Интересны, например, такие высказывания детей: «Осенью холодней, чем летом. Даже уже снег выпадает. А днем снег растает, потому что днем еще много солнца»; «Листья сначала становятся желтые, а потом опадают. А к концу осени деревья становятся голые». Описывая последовательность роста и развития растения, дети указывают на зависимость состояния растения от условий окружающей природы, времени года, погоды: «Если летом долго не бывает дождя, то цветы засыхают»; «По вкусу редиска сочная и сладкая. А может быть сухая и вялая, если долго дождя не было».

В рассказах, высказываниях дети выражают свое отношение к природе, часто в образной форме передают ее настроение. Например, при определении любимого времени года они не ограничиваются «утилитарной» оценкой, а акцентируют внимание на красоте природы: «Я люблю весну, потому что все оживает вокруг. Весной весело в лесу. И птицы поют песни».

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки - аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что формирование экологических представлений у дошкольников – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".

Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе  через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...

Методическая разработка игровых упражнений по логическому мышлению детей шестого года жизни

Дошкольное образование должно быть направлено на решение задач: экологического воспитания , создание реализации воспитательо - образовательной модели в которой проявляется экологическая культура детей...

Методическая разработка.Презентация "Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни"

В презентации представлена эффективность использования неживой природы,как формирование знаний о неживой природе у детей 5 года жизни....

Методическая разработка по развитию быстроты детей шестого года жизни посредством игр-эстафет

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формиру...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Содержание элементарных математических представлений , формируемых у детей шестого года жизни, разнообразно. Процесс формирования элементарных математических представления создаёт качественные изменен...

Методическая разработка по развитию быстроты у детей шестого года жизни посредством игр-эстафет

Методическая разработка по развитию быстроты  у детей шестого года жизни посредством игр-эстафет...