Детский исследовательский проект «Откуда мячик прискакал"
проект (старшая группа)

Мищенко Ольга Ивановна

Детский исследовательский проект "Окуда мячик прискакал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Детский исследовательский проект

«Откуда мячик прискакал»

http://forumimage.ru/uploads/20160506/14625173458292226.jpg

 

ВЫПОЛНИЛА: Таршикова Амира,

                                                          воспитанник старшей группы «Б»

                                                          РУКОВОДИТЕЛЬ: 

                                                          Мищенко Ольга Ивановна,

                                                         Инструктор по физической культуре

Надым

2021

Введение

Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств детей. Веселые и простые движения способствуют развитию меткости, ловкости, координации движений, скорости. Игра с мячом учит контролировать свое внимание, наблюдательности, она вызывают положительные эмоции.

В результате возникновения мяча появились различные интересные виды спорта, использующие мяч. Сейчас трудно представить, если бы в современном мире не было бы футбола, баскетбола, волейбола, да и просто подвижных игр с мячом. Какими скудными и неинтересными были занятия физической культуры без мяча.

Актуальность проекта объясняется тем, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и бабушки и дедушки. Игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Современные дети погружены в компьютер, компьютерные игры и очень мало знакома с подвижными играми на улице.

Цель проекта: Познакомиться с историей создания мяча, узнать о его разновидностях и играх с мячом.

Задачи проекта:

  1. Изучить историю мяча.
  2. Рассказать об играх с мячом - футбол и баскетбол.
  3. Провести анкетирование среди одногруппников.
  4. Изготовить 2 вида мячей из ткани и японский мяч тэмари.

Гипотеза. В Африке на берегу реки Нил с незапамятных времён живут жуки-скарабеи. Те, что скатывают земляные шарики. Может это, у скарабеев за 5 тысяч лет до нашей эры люди научились лепить шары из нильского ила.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: ребенок, воспитатель, родители.

Объект исследования: разновидности мяча.

Предмет исследования: игры с мячом

Методы исследования:

- изучение материала исследования с помощью различных источников.

- опрос

- анализ

- обобщение информации.

- изготовление.

Ход исследования:

Я – активный ребенок и очень люблю подвижные игры, а особенно игры с мячом. Дома у меня есть резиновый мяч, надувной, мяч для фитбола и маленькие мячи – попрыгунчики.

Мяч знаком всем с раннего детства, но, к сожалению, мы – современные дети ведем малоподвижный образ жизни, свободное время проводим около компьютера, телефона и телевизора. Все это, снижает нашу двигательную активность, и это плохо влияет на здоровье. Стали забывать игры с мячами, а ведь мяч – удобная, полезная игрушка, которая очень важна в нашем развитии. 

И однажды дома рассматривая свои мячи, мне захотелось узнать откуда появился мяч, кто его придумал, узнать историю его возникновения и какие же бывают разновидности мячей.

Немного истории.

С Ольгой Ивановной из интернета я узнала, что, история не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом, известно лишь одно, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Археологи повсеместно находят предметы, отдаленно напоминающие мяч.

С мамой из детской энциклопедии мы узнали, что мячи у разных народов были сделаны из разнообразных материалов и использовались по-разному.

В гробницах египетских фараонов, нередко обнаруживали среди многочисленных предметов и мячи. Сделаны они были из кожи и набиты соломой. Дети фараонов играли мячами и устраивали «футбольные» турниры. Были в Египте также мячи из кожи и коры деревьев.
           Еще из телепередачи мы узнали, что, мяч из резины попал в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» — дерево и «о-чу» — «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию. Игра американских индейцев с каучуковым мячом была на самом деле ритуальным действом.

В Древней Японии любили командные игры, состав команды до 8 человек. Мяч диаметром около 25 см был покрыт мягкой кожей и набит опилками. Игрок должен был не допустить касания мячом пола, пасуя и жонглируя им ногами. В игре тщательно следили за временем. Каждый гол должен был забит не позднее отмерянного песочными часами времени.

До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту». В Японии, например, есть любимая игрушка — маленький пестрый мячик «тэмари». Дети играют ими с наступлением весны, приветствуя первые солнечные деньки — память о том, что когда-то мяч был символом солнца. Мячик «тэмари» выточен из дерева и оплетен разноцветными шелковыми нитями, образующими красивые узоры.

В Древней Греции, имеющий форму солнечного диска, мяч считался идеальным предметом, и по представлению греков должен был обладать магической силой. Здесь мячи делали из кожи, оболочку набивали перьями или мхом. Например, спартанцы увлекались соревнованиями по перебрасыванию мяча с помощью рук и ног.

В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок.  

         В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар.

На Руси популярной была игра в лапту. Игроки, разделенные на две команды, бегали по игровому полю, перебрасывались мячом и «пятнали» им соперников.

Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая — круглая.

Из книги Абсалямова Г.Ш. «Национальные виды спорта ненецкого народа» мы узнали, что у народов ханты мячи для игр изготавливали из березового нароста (гриба), шили из оленьей кожи и набивали тряпками. А также плели из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). 

Интересно, что у народов ханты было достаточно много игр с мячом. Сведения о существовании таких игр в древние времена доносят до нас и хантыйские сказки. Мы подробно изучили эти игры, познакомились с ними и играли в них на занятиях физкультуры.

Шло время, мячи менялись, становились ярче, удобнее. Мячи стали более упругими, что позволяет им отскакивать от пола, стены придавая интерес игре, возможна регулировка упругости мяча.

Баскетбол.

Баскетбол – это очень старая игра. В игру, похожую на баскетбол, играли древние майя. Две команды пытались забросить каучуковый мяч в каменное кольцо, высеченное прямо в стене. Правда играть можно было ногами, локтями, головой и запрещалось – руками. Победившую команду – ждала награда – всех приносили в жертву богам (это считалось очень почетным).

Родиной баскетбола является Америка. До Октябрьской революции 1917 г. эта игра была только в столице России – Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Первый баскетбольный мяч был сшит из нескольких кусков кожи (внутри мяча размещалась камера) и имел трогательную шнуровку, на манеру той, которая используется сейчас в мячах для американского футбола.

Футбол.

Футбол (от англ. foot — ступня, ball — мяч) — самый популярный командный вид спорта в мире, целью в котором является забить мяч в ворота соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Мяч в ворота можно забивать ногами или любыми другими частями тела (кроме рук). Точной даты возникновения футбола не известно, но можно с уверенностью сказать, что история футбола насчитывает не одно столетие и затронула немало стран. Игры с мячом были популярны на всех континентах, об этом говорят повсеместные находки археологов.

Анкетирование одногруппнивов

В ходе моей работы, был проведен опрос среди одногруппников, с целью выяснения играют ли они в мяч. В анкетирование приняли участие 20 детей нашей группы.

Вопросы анкеты:

  1. Имеется ли у Вас дома мяч?
  2. Играете ли Вы в мяч с родителями?
  3. Играете ли Вы в мяч во дворе с друзьями?
  4. Играете ли Вы в мяч на тренировках?
  5. Какие игры с мячом Вы знаете?

Результаты анкетирования одногруппников

На первый вопрос все мои друзья ответил - ДА/ 100%

На второй вопрос ответы поделились ровно поровну 50% ответили –ДА, 50%-ответили –НЕТ.

На третий вопрос ДА ответили -20%, НЕТ ответили – 80%.

На четвертый вопрос ДА ответили -35%, НЕТ-ответили – 65%

Ответ на пятый вопрос показал разные знания от 2 до 7 игр.

Проведя опрос, выяснили, что дети любят играть в мяч.

Проведя анкетирование, мы выяснили, что самые известные игры среди моих одногруппников это футбол, волейбол, баскетбол.

А какие игры с мячом были в детстве у моих родителей, бабушки, дедушки. Побеседовав с ними, узнала, что они игр знают больше, чем мы. Например, мама рассказала, что она с подружками играла в «Съедобное несъедобное», «Пионербол», «Картошка», «Стенка», «Классики с мячом», «Я знаю», «В козла», «Лапта».

Изучая историю мяча меня, заинтересовали мячи, сделанные из ткани и ниток. Мы решили изготовить самостоятельно мячи, а также найти им применение в наше время.

Эти мячи можно применять на занятиях физкультуры для метания вдаль, цель, а также для разнообразных подвижных игр.

Изготовление мяча из ткани

Сшить мягкий мячик можно из любых обрезков ткани. Один мячик мы сшили из джинсовой ткани, другой из лоскутков разного цвета.

Для мяча из джинсовой ткани мы приготовили выкройку в виде лепестка. Мелом на ткани обвели шаблон лепестка 6 раз, затем вырезали детали. Сшивали «лепестки» попарно «лицом» друг к другу, а потом эти пары между собой. Последний шов довели не до конца, чтобы можно было засыпать крупу. Через полученное отверстие вывернули мячик и с помощью леечки насыпали в него гречку. Затем зашили отверстие вручную. 

По точно такой же технологии мы сшили второй мячик, только лоскутки ткани были цветные, и мы их чередовали. Этот мяч мы наполнили крупой. Такой мячик можно бросать, забрасывать в какую-нибудь цель, например, в ведерко.

Изготовление мяча тэмари

Темари — это традиционный вид японского рукоделия, декоративный шар, расшитый орнаментальным узором. Само слово «темари» с японского переводится как «мяч принцессы», а история этих мячей начинается в восьмом веке. Тогда из Китая в Японию пришла игра «кемари» — «ножной мяч». В этой игре нужно было подбрасывать ногами небольшой кожаный мячик, а играли в нее исключительно аристократы. Постепенно игра перешла к знатным дамам, а они предпочитали не пинать мячик ногами, а перекидывать из рук в руки. Так как с мячиками теперь обращались гораздо более бережно, их начали украшать богатой шелковой вышивкой. Это стало традиционным женским рукоделием — аристократки соревновались в изготовлении темари, придумывая самые замысловатые узоры. Таким образом, игра дала начало декоративному искусству, и темари превратились в украшение, предмет роскоши, дорогой подарок и талисман.

Самый доступный материал для изготовления мячиков – старые капроновые колготки. Кроме их доступности они имеют еще одно достоинство – мячики получаются прыгучими, почти как резиновые. Основу из колготок обматывают катушечными нитками и уже по нитяной обмотке делается вышивка.

Мы использовали для изготовления темари специальные пенопластовый шарик. Затем мы намотали на пенопластовый шарик слой ниток, который в дальнейшем служит основой для рисунка. Конец нитки спрятали вовнутрь и закрепили стежком при помощи иглы. Потом мама сделала разметку шара. В верхнюю точку шара вкололи перпендикулярно иглу. Сделалп разметку вышитого шара темари по принципу глобуса. То есть любой шар должен иметь северный и южный полюса, а также экватор. Затем вышили мячик нитками мулине.

У нас получился мячик-тэмари, который мы выполнили своими руками.

В наше время темари выполняет исключительно декоративную функцию, они считаются драгоценным подарком. Дарящий такое произведение искусства желает его будущему владельцу счастья и успехов в делах. Их подвешивают в виде гирлянд, украшают кисточками и колокольчиками, надевают на палочки и ставят в вазы вместо цветов, вешают на новогоднюю елку. Но самая главная особенность этих милых украшений – это уникальность. Вряд ли у кого-либо получится сделать два одинаковых шара.

Выводы

В ходе моего исследования я узнала, что мячи появились ещё в древности. У разных народов они были сделаны из разнообразных материалов: деревянные или сшитые из кожи и набитые соломой, или просто тряпичные, или плетенные из лыковых и берестяных, но во все времена мяч оставался любимой игрушкой детей.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что первые мячи были не из нильского ила и жуки-скарабеи здесь ни при чём. Наша гипотеза о причастности жуков – скарабеев к созданию мячей не подтвердилась.

В результате анкетирования одногруппников мы выяснили, что мяч имеется у всех детей. Однако игр с мячом они знают очень мало. Самой распространённой игрой является футбол.

Я выяснила, что мои бабушки знали намного больше игр с мячом, чем мы, и они играли в эти игры. Мои же сверстники, выяснилось, играют только в футбол.

До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту».

Мы сделали несколько видов мячей из ткани, а также японский мячик тэмари.  Мячики из ткани, мы наполнили различными крупами, что послужит развитию мелкой моторики, развитию ловкости, глазомера. Приспособили их   для метания в цель.

А также изучили технику изготовления японских мячиков тэмари и сделали такой мяч.

Список литературы

  1. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа Москва 1962.
  2.  Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. /Издательство «Академия», 2009.
  3. Кузницов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. М. Олимпия Человек, 2010г.
  4. Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. /Издательство Учитель, 2008г.
  5. Сайт интернета: http//www.ntennis-tatar.narod/ru/interes/ interes4.htm.
  6. Сайт интернета: https://www.livemaster.ru/topic/2645731-istoriya-yaponskih-sharov-temari


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский познавательно-исследовательский проект "Откуда в кране вода?"

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков (мытья рук), дети часто не закрывали кран с водой. Однажды дети спросили: "Почему надо закрывать кран?" и тогда воспитатели предложили...

Детский исследовательский проект: «Откуда в хлебе дырочки?»

Данный проект способствует развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Работа над данным проектом предполагает воспитание бережного отношения к хлебу....

Детский исследовательский проект «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Цель:Расширить знания о хлебе. Проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до буханки хлеба. Задачи: - Выяснить роль хлеба в жизни человека.- Уточнить представление о последовательности...

Детский исследовательский проект "Откуда в хлебе берутся дырочки?"

Проект детский, краткосрочный, групповой, исследовательский.Цель проекта: выяснить, почему в хлебе появляются дырочки и что влияет на их размер.Задачи: найти информацию о хлебе; узнать, как выпекают х...

Детский исследовательский проект " Откуда в хлебе дырочки?"

Цель: Выяснение причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба....

детский исследовательский проект "Откуда в сыре дырочки?"

Проблема: у детей недостаточно знаний о пользе сыра для организма человека.Гипотеза исследовательской работы:Дырки в сыре могут образоваться в процессе его изготовления.Дырки в сыре делают мыши....