Картотеки
картотека

Бамматова Гёзель Сраждиновна

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

Подготовила: воспитатель Бамматова Г.С.

2019 г.

        Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в ООД, использованы в ходе режимных моментов.

        Картотека  может быть полезна педагогам и родителям, заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фотоматериалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал наполнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

C:\Users\USER\Desktop\фото мел.мотор.закаливание\SAM_1856.JPGРечевое сопровождение: 

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили»

Игра «Коробочка тактильных ощущений»    

E:\2018г\фото для приложения\SAM_4409.JPGЦель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования,

логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

«Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.              

Ход игры:  Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.

1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур (леску).

Ход игры:   Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.

E:\фото к творческому отчёту\DSC00995.JPGC:\Users\USER\Desktop\бусы\SAM_4432.JPG

 «Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.L:\DCIM\100PHOTO\SAM_4342.JPG

C:\Users\USER\Desktop\бусы\SAM_4419.JPGE:\фото к творческому отчёту\DSC00994.JPGL:\DCIM\100PHOTO\SAM_4354.JPG

C:\Users\USER\Desktop\бусы\SAM_4398.JPG«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции,

мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по

схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку»  – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры:   Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка). Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

«Черепашка»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры:   Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

E:\2018г\фото для приложения\SAM_4500.JPGC:\Users\USER\Desktop\фото мел.мотор.закаливание\SAM_1858.JPG

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение

мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры:   Ребенку предлагается разнос яркого цвета

с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает

желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением – разровнять.

«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры:  Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.

L:\DCIM\100PHOTO\SAM_4384.JPGL:\DCIM\100PHOTO\SAM_4387.JPG

«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры:   Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.

E:\2018г\фото для приложения\SAM_4495.JPG

Игра с крышками от бутылок  «Лыжник»L:\DCIM\100PHOTO\SAM_4546.JPG

Цель: развитие межполушарного взаимодействия мышц рук,

подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры:  Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи.

 Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - 

«Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы».

Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки,

выкладываем слова, предложения.

C:\Users\USER\Desktop\Новая папка (5)\SAM_2129.JPG

C:\Users\USER\Desktop\фото закаливание,пальчиковая гимнастика\SAM_1857.JPG

«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения

действовать по образцу, воображения.

Ход игры:  В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку

(для волос, офисную) на 2 пальчика,

 соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету –

"Цветные дорожки". Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик-  окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.  

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

E:\2018г\фото для приложения\SAM_4507.JPGE:\2018г\фото для приложения\SAM_1472.JPGE:\2018г\фото для приложения\SAM_4501.JPG

C:\Users\USER\Desktop\к проектам фото\SAM_2039.JPG

«Играем с природным и бросовым материалом»

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний

пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться,

видеть границы форм и т.д.

Ход игры:  детям предлагаются разнообразные природные материалы

(семена  арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы,

шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для  

выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, L:\DCIM\100PHOTO\SAM_4375.JPG

по собственному замыслу ребёнка.  L:\DCIM\100PHOTO\SAM_2546.JPG

E:\2018г\фото к мелкой моторике\SAM_4521.JPG

L:\DCIM\100PHOTO\SAM_4199.JPGC:\Users\USER\Desktop\фото мел.мотор.закаливание\SAM_1869.JPGL:\DCIM\100PHOTO\SAM_1610.JPG

C:\Users\USER\Desktop\к проектам фото\SAM_2084.JPG

«Геометрическая мозаика»

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.L:\DCIM\100PHOTO\SAM_4381.JPG

L:\DCIM\100PHOTO\SAM_4378.JPG


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...