План самообразования "Сказкотерапия как средство формирования и развития речи детей 3-4 лет"
материал (младшая группа)

Татьяна Александровна Ульянова

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_skazkoterapiya_2022-2023.docx75.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №12»

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

«СКАЗКОТЕРАПИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»

Воспитатель: Ульянова Т.А.

Сорочинск, 2022

«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота».

Ирина Токмакова

Цель:        Содействие        развитию        речи        детей,        обогащению        словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  1. развитие        умения        связно,        последовательно        и        выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
  2. обогащение словаря;
  3. развитие        умения        воспринимать,        понимать        и        эмоционально откликаться на сказку;
  4. развитие представления об окружающем мире;
  5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
  6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
  7. вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;
  8. воспитывать любовь к художественной литературе;
  9. развивать традиции семейного чтения;

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • дети второй младшей группы;
  • родители;
  • музыкальный руководитель.

Срок реализации: 1 год, 2022-2023 учебный год.

Предполагаемый результат:

В        результате        поставленных        задач        у        детей        сформировываются следующие знания, умения, навыки:

  • знание определенных сказочных сюжетов;
  • умение понимать сюжетную линию сказки;
  • развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  • выражать свои мысли и чувства в речи;
  • умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.

Роль сказок в жизни детей

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Актуальность выбранной темы

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид

терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально- волевом развитии.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

  1. Подготовительный.

Определение проблемы проекта.

Анкета для родителей по развитию речи.

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Оформление книжного уголка.

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы

  1. Практический этап.

Для детей.

  1. Познакомить детей со сказками.
  2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.
  3. Рассматривание        иллюстраций        по        сказкам        (выделить        героев, определить их характер).
  4. Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Репка».
  5. Чтение и рассказывание сказок.
  6. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и

т. д.


  1. Подбор загадок по сказкам.
  2. Открытый просмотр «Рассказываем сказку «Репка». Для родителей.
  1. Помощь родителей в подборе сказок.
  2. Чтение сказок с родителями дома.
  3. Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.
  4. Рисунки родителей для создания альбома «Наши любимые сказки».

3. Заключительный.

Обобщение        результатов.        Подведение        итогов.        Создание тематической папки «Сказкотерапия. Терапевтические сказки»

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».

Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

  1. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
  2. Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада. Привлечение родителей к инсценировке сказки.
  3. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Реализация проекта будет способствовать:
  • расширению        словарного        запаса        и        формированию        связного высказывания;
  • привития любви к людям, книгам, окружающему миру;
  • социально – эмоциональному развитию детей;
  • включению родителей в педагогический процесс.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Чтение детям сказок.
  • Беседы по содержанию сказок.

-Пальчиковые игры по сказам.

  • Подвижные игры.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.
  • Инсценировка сказок.
  • Дидактические игры.
  • Отгадывание загадок по сказкам.

-Художественно-продуктивная        деятельность        (работа        в        раскрасках, аппликация, лепка).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

МЕРОПРИЯТИЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей.

СЕНТЯБРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Анкета для родителей по развитию речи детей

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение

души».

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Создание презентации на тему «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».
  2. Слушание аудиозаписи сказки «Репка»
  3. Дидактическая игра «Выложи сказку «Репка"».

Педагог. Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала,

что потом? (Задание повторяется.)

ОКТЯБРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности для сказки «Курочка Ряба».

Консультация для родителей «Положи своѐ сердце у чтения».

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
  2. Показ настольного театра «Курочка Ряба».
  3. Слушание аудиозаписи «Курочка Ряба».

НОЯБРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» родителями для детей

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
  2. Слушание аудиозаписи сказки «Теремок»
  3. Показ настольного театра «Теремок».

ДЕКАБРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Колобок»
  2. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы
  3. Прослушивание аудиосказки «Колобок»
  4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок».

ЯНВАРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка- ширма).

РАБОТА С ДЕТЬМИ

ФЕВРАЛЬ

  1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
  2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
  3. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки».

Изготовление  атрибутов для театрализованной деятельности.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
  2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
  3. Пальчиковая гимнастика «Козочка»

Дай молока нам, Козочка, дети показывают, как доят козу. Хоть капельку – на донышке.

Ждут тебя козлятки из пальчиков делают рожки. Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, загибают пальцы. Творогу немножечко,

Масла, простоквашки, Молочка для кашки.

Всем даѐт здоровье снова доят. Молоко козье.

МАРТ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой».

Изготовление  атрибутов для театрализованной

деятельности.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
  2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».
  3. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок) Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, (руки над головой) Есть окошко в доме том. (руки рисуют квадрат) Есть еще одно, повыше, (складывают пальцы треугольником)

Есть труба вверху на крыше. (кулак, большой палец вверх) Дом готов, зовем гостей: (руки вперед)

«Приходите, поскорей!» (приглашающий жест руками)

АПРЕЛЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Изготовление  атрибутов для театрализованной деятельности.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Консультация "Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Три медведя».
  2. Показ настольного театра «Три медведя».
  3. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя».

МАЙ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Оформление выставки рисунков: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей)

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Выступление на итоговом педсовете

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алла, Капская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / Капская Алла. - М.: Речь, 2014. - 972 c.
  2. Вачков, Игорь Викторович Введение в сказкотерапию / Вачков Игорь Викторович. - М.: Генезис, 2015. - 607 c.
  3. Елена, Владимировна Королевская Любит Белочка орешки! Сказкотерапия в стихах / Елена Владимировна Королевская. - М.: Издательские решения, 2017. - 311 c.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2015. - 320 c.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. - 310 c.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 310 c.
  7. Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2016. - 160 c.
  8. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. 3-е изд. Мосина Е.С. / Е.С. Мосина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 974 c.
  9. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.
  10. Чуб, Н. Азбука храбрости. Сказкотерапия / Н. Чуб. - М.: Фактор, 2015. - 878 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

«Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение   ре...

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...

«Художественная литература К. И. Чуковского, как средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Кто в детстве не читал «Муху – Цокотуху», «Айболита», «Мойдодыр»? К.И. Чуковский - настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано н...

Занятие по развитию речи «Сказкотерапия – как средство формирования и развития речи дошкольников» в средней группе

конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....