Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

 

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д.Ушинский

 

Детский сад – первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района

Выступление на конференции

«Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

Попова Г.Н.

25 августа

2022г.

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д.Ушинский

Детский сад – первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности.

Проблема формирования мотивационной готовности одна из актуальных в детской психологии, педагогике. Составляющей готовности к школе является мотивационная сфера, которая характеризуется следующими показателями мотивационной готовности:

- познавательный интерес

- активность к познанию окружающего мира

- проявление произвольности в различных видах деятельности (умение действовать по правилам)

- владение учебными навыками (выделять учебную задачу, выдвигать варианты решения)

Готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучение дошкольника.

Что такое мотивация? Это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые определяют поведение человека.

Типы мотивации:

1 тип – помоги игрушке

2 тип – помоги мне

3 тип – научи меня

4 тип – мотивация личного интереса, создание предметов своими руками для себя

Познавательный интерес понимается как активность, направленная на окружающую среду, которая основана на ориентировочном рефлексе и развивает потребность к  познанию. Обществу нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации нашего времени требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина для действий, ощущаемая человеком как особо важная, он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Его можно рассмотреть как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Исследования многих ученых, таких как Б.Г. Ананьев , Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Запорожец показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка отражается в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи.

В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса. Н.Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека». Л.С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности .            Целью познавательного интереса является стремление человека вникнуть во все разнообразие окружающего мира, отражать в сознании  свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерность.

Познавательный интерес обладает избирательным, целенаправленным, смыслообразующим характером, направленным на овладение определённой информацией, связанной с обучением ребёнка или его увлечениями.

Следовательно, познавательный интерес лежит в основе познавательного развития.

Формирование познавательного интереса ребёнка является важным для успешности его обучения.

Следует отметить, что не у всех старших дошкольников познавательный интерес сформирован в достаточной степени. Одной из основных причин этого является то, что в раннем возрасте этот интерес не был поддержан взрослыми. 

Помимо побуждающей и смыслообразующей функции по А.Н. Леонтьеву, интересы также выполняют ряд других функций: направляющая, стимулирующая, директивная, регулятивная, организующая, контролирующая, отражательная, объяснительная и защитная.

         Сенситивным периодом для формирования познавательного интереса является возраст 5 – 7 лет. В этот период все высшие психические функции ребёнка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь) начинают проявлять избирательность. Старшие дошкольники способны управлять своим поведением и отдавать предпочтение не сиюминутным порывам, а важным, на их взгляд, видам деятельности. У них возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Основой для формирования познавательного интереса являются любопытство, любознательность. Они  теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве – может перерасти в потребность к познанию. Именно в этот период у ребёнка формируется произвольность поведения, способность к саморегуляции, самосознанию, самооценке, появляется инициативность, стремление упорядочить окружающий мир, довести начатое дело до конечного результата. Ребёнок учится подчинять второстепенные мотивы главным – например, оставить интересную игру ради выполнения какого-либо задания взрослого.

         Таким образом, как показывают исследования психологов, развитие познавательного интереса детей необходимо начинать с раннего возраста. В условиях детского сада  творческая деятельность должна стать частью педагогического процесса.

 Формирование у детей познавательного интереса к получению знаний позволяет усложнять содержание обучения. Достижение результатов доставляет ребенку радость и побуждает к преодолению трудностей. У детей возникает интерес к учебной задаче, к поиску способов ее решения, на основе чего формируется интерес к учению.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод формирования познавательного интереса, можно назвать прием создания на занятии ситуации занимательности – введение занимательных примеров, опытов.

На ранних ступенях дошкольного детства воспитатель организует «встречи» детей с предметами таким образом, чтобы ребенок обратил на них внимание, проявил к ним интерес. Педагог ставит предмет в условия, в которых он «рассказывает о себе», то есть наиболее полно обнаруживает различные свои свойства.

При правильно организованном обучении дети старшего дошкольного возраста с большим удовлетворением выполняют трудные задания, которые вызывают необходимость использовать известное и открывать новое.

Формируя познавательный интерес, нужно ставить детей перед необходимостью думать, поощрять процесс поиска, поддерживать умную догадку, но не превращать умственные задачи в хитроумные загадки.

Чаще звучат предложения «угадайте», чем «подумайте» и дети бездумно «угадывают». Поставить перед детьми серьезную задачу и предложить подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – это значит проявить уважение к мыслительным способностям ребенка, это значит активно воспитывать пытливость ума, формировать любознательность и познавательный интерес как черты личности.

В формировании познавательного интереса огромное значение имеет «ожидание результата». В самом начале этот результат проектирует воспитатель и в соответствии с этим организует умственную и практическую деятельность ребенка.

Старшие дети сами способны поставить цель и получить результат. Вопросы, которые малыши задают взрослым, старшие дети ставят перед собой. Это свидетельствует о возросших познавательных возможностях. Воспитатель должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Вот почему нужно подбирать для детей задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат снижает чувство неуверенности, болезни. Состояние тревожности при этом меняется состоянием уверенности.

Ценным методом формирования познавательного интереса можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в обучении игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Это игры – путешествия, игры типа викторин, с помощью которых изучаются животный мир и т.п.

Познавательные игры – специфический вид общения, помогающий  создавать в группе здоровый психологический микроклимат, основой которого является: принятие ребенка таким, каков он есть, уважение его достоинства и сотворчества между воспитателем и ребенком.

Познавательные игры – путешествия позволяют каждому ребенку без принуждения подключаться к происходящему.

Особое место в познавательных играх – занятиях отводится моделированию воспитателем старых проблемных практических ситуаций.

В практике работы с детьми широко применяется эксперимент. С помощью воспитателя дети ставят опыты и делают много интересных открытий.

Создание предметно-развивающейся среды – одно из условий формирования у детей познавательного интереса. Предметно-развивающаяся среда – это система материальных объектов деятельности ребенка. В старшем возрасте перед глазами детей должны быть числовой и буквенный фризы, магнитная азбука и настольные игры – домино, шашки, шахматы, настольный футбол, хоккей, баскетбол. А так же различные головоломки, различное лото, наборы открыток по всевозможным тематикам, коллекции, карта мира, глобус и желательны микроскоп и лупа, калькулятор, настенные календари, измерительные приборы, различные шаблоны линейки, и т.д. В старшем возрасте желательно наличие в группе проигрывателя, магнитофона, телевизора, диапроектора, наличие разнообразных конструкторов, строительного материала для ручного труда. Обязательно детей нужно выводить на прогулки за территорию детского сада, посещать с ними парки, музеи, выставки.

 Основными методами познавательного развития в условиях ДОО, согласно ФГОС,  является организация совместной деятельности детей и педагогическое обеспечение, направленное на создание условий для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.

Выполняя развивающие задания, часто дети переключаются на игру, именно близость интеллектуального  труда к игре  является еще одной особенностью разработки методов интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Ещё одной характерной особенностью познавательного развития в условиях ДОО является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

 С целью повышения уровня познавательного интереса у старших дошкольников необходимо выявить эффективные условия его формирования в процессе обучения и воспитания.

Методики проведения работы по формированию интереса к учебно-познавательной работе определяются как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешность достижения поставленной задачи.

Как считает, Полякова М. Н, одним из важных условий формирования познавательного интереса является индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявление любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Пристального внимания требуют дети, которые не проявляют познавательного интереса к окружающему. Обычно они сами не задают вопросов и теряются, когда их о чем-либо спрашивает воспитатель. Чаще всего такие дети не нарушают порядок, не мешают другим и поэтому выпадают из поля зрения педагога. Общение с такими детьми должно быть индивидуально-групповым, а не только обще групповым. Нужно направлять их внимание на окружающую действительность, учить всматриваться в явления жизни, помогать видеть в предметах отдельные признаки, не торопить, а постепенно формировать интерес .

Так же, по мнению Поляковой М. Н, воспитатель должен внимательно относиться к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развитие этого интереса. Для ребенка, пока еще не умеющего читать, без жизненного достаточного опыта, объяснения взрослых являются, чуть ли не единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый вносит систему познания мира, учит ребенка думать, стимулировать дальнейший интерес к окружающему.

Отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку, нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочить свои объяснения. Конечно, не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут об этом на уроке».

Следует иметь в виду и другое: не всегда полезен готовый и исчерпывающийся ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить малыша вопросом на вопрос: «А как ты думаешь - почему?» - предоставить самому возможность рассуждать.

Развивая у детей наблюдательность, воспитатель одновременно сопутствует и развитию познавательного интереса. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного для него значительно шире.

Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и тоже явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес.

Надо заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Здесь много условий, но главное из них – постоянная занятость ребенка - и посредством специально организуемых для всей группы занятий, коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их.

У старших детей проявляется избирательное отношение к деятельности, у них есть любимые дела.

Воспитатель должен видеть, к чему тянутся дети, чтобы направить их интересы в определенное русло.

Воспитатель должен стараться углубить и расширить интерес к тому, чем они занимались на занятии. Так, например, чтобы вызвать у ребят желание заниматься рисованием, лепкой в часы, свободные от занятий, в группе организуется ИЗО-уголок, где имеется все необходимое. Время от времени в ИЗО-уголке ребята находят что-то новое: предметы народно-прикладного искусства, репродукции картин известных художников.

Чтобы развивать у детей познавательный интерес, содействовать его устойчивости, воспитатель должен уметь руководить деятельностью детей. На основании наблюдений, вижу, что одни дети инициативны, другие – механически повторяют то, что делали на занятиях, третьи – подражают соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым. У первых стараюсь разнообразить деятельность. У вторых – поощряю даже небольшие проявления. Третьих - стараюсь привлечь к деятельности, давая различные поручения.

Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течении дня, имею возможность всесторонне изучать детские интересы. Они отражаются в играх, повседневных делах, занятиях разговорах со сверстниками и взрослыми.

Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника.

Обязательным условием возникновения познавательного  интереса Цукерман Г. А. считает дидактически продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что можно сделать, увидеть и наглядно показать способ действий..

Закрепляю у детей представление о том, что на занятиях можно узнать много нового и интересного, но для того, чтобы научиться этому, нужно стараться, внимательно слушать объяснения и до конца выполнять все указания. Познавательная и воспитательная задача соединяются и решаются в комплексе: познавательная мотивация побуждает детей к активности, развивает любознательность, а старательность оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего ребенок усваивает предлагаемое содержание.

           Таким образом, развитие познавательного интереса предполагает активизацию творческих способностей, что соответственно вызывает необходимость создание педагогом определённой среды.

 

 

                         Список используемой литературы

 

1.                                  Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.

2.                                  Антонова, А.В. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности // Молодой ученый. 2017. № 23 (157). С. 291-295.

3.                                  Бачурихина, А.С. Игротерапия как средство создания развивающей среды // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". Ответственный редактор Т.А. Чичканова. 2017. С. 362-366.

4.                                  Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.

5.                                  Воронина, О.В. Развитие познавательного интереса у дошкольников подготовительной группы // Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 61-64.

6.                                  Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование //
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254-256.

7.                                  Гусева, Н.Н. и др. Развитие интеллектуальной одарённости дошкольников посредством проектной деятельности // ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. 2019. С. 75-82.

8.                                  Добромыслова, О.Ю. О приобщении к инновационной проектной деятельности дошкольников и младших школьников // Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 76-77.

9.                                  Иванова, О.Ю. Проектная деятельность как одно из направлений успешной социализации дошкольников // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 352-354.

10.                          Кобылянская, Т.М. Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2 (8). С. 92-95.

11.                          Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.

12.                          Красношлык, З.П. Проектная деятельность старших дошкольников как метод развития познавательного интереса // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 5. С. 148-152.

13.                          Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.

14.                          Мокеева, С.В. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T28. С. 209-211.

15.                          Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.

16.                          Мухамедзянова, Т.И. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника // ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 61-63.

17.                          Панченко, Е.М. Формирование познавательного интереса дошкольников // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие. 2016. № 1 (3). С. 45-47.

18.                          Погудо, С.Б. Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 5 (22). С. 8-11.

19.                          Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.

20.                          Тетенёва, А.В. Проектная деятельность как фактор развития познавательной инициативы дошкольников // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы V региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2018. С. 72-74.

21.                          Ходакова, Н.П. Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе исследовательской деятельности // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 205-207.

22.            Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 29.03.2020)

23.            Шимшек, О.П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 37-39.

24.            Шиянова, Л.А. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к окружающему миру // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1 (7). С. 69-72.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы

Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста  через элементарную поисковую де...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Консультация для воспитателей «Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

      Формирование  мотивов обучения и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста становится актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивы, п...

«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения»

Целью организации работы по изучению ПДД является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде....