"Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Моркунцова Светлана Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок»

«Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей

старшего дошкольного возраста»

                    Воспитатель:

                                                         Моркунцова Светлана Николаевна

с.Бобровка 2019г.

        Формирование  мотивов обучения и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста становится актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивы, по утверждению ученых являются побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Они содействуют накоплению жизненного опыта, обогащению интеллекта.

         По мере роста ребенка меняется и характер его мотивации: они становятся устойчивее, осмысленнее. Если у малышей мотивации неосознанные и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего дошкольного возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные мотивации, которые в свою очередь способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

      Познавательные мотивации детей 5 - 6 лет можно выразить следующим образом: «Хочу все знать!» Однако имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста возможности для переработки, упорядочивания информации еще не позволяет им справиться с потоком сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями детей и их способностью переработать информацию может привести к перегрузке различными разрозненными сведениями и фактами, что наносит вред процессу формирования целостной картины мира, может привести к угасанию познавательных интересов и даже изменением в психике.

    От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности Потребности, мотивы и интересы способствуют формированию определенной установки на необходимость приобретать знания, добывать их, находить самому ответы на возникающие вопросы из разных источников. Через деятельность, в деятельности ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача взрослых предоставить безопасные, развивающие условия для формирования познавательной мотивации, саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику.

      Таким образом, в процессе формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста происходит активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем: уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, систематизация представлений, любопытство и первоначальная любознательность постепенно перерастают в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

     Одной из первых к проблеме формирования познавательного интереса обратилась А.П. Усова. Основываясь на многочисленных исследованиях психологов и педагогов, она обратила внимание на механизм, обеспечивающий формирование познавательных интересов: «...для успешного обучения необходима ориентация педагогов не только на сообщение учащимся системы готовых знаний, но и на формирование у них системы познавательных интересов, при помощи которых человек приобретает самостоятельные знания».

     Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили обоснованы следующие способы и условия стимулирования познавательных интересов детей седьмого года жизни:

- преднамеренные «ошибки» педагога или метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

- А какие же процессы включаются во время познавательной деятельности? (Восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение)

Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?

- Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. 

Игра «Что забыл нарисовать художник»

Игра «Контуры»

Игра «Лабиринты»

Игра «Найди коробочку с таким же шумом»

- задачи на внимание и сравнение; Примеры задач:

Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен? 

Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? 

У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? 

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? 

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? 

- сочинительство сказок;

Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

- использование стимулирующей мотивации (личностной, игровой, познавательной);

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее форсированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

- создание атмосферы эмоционального комфорта в процессе познавательной деятельности;

Примеры психологических речевых настроек:

- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

- положительная оценка эвристических находок и успехов детей, эмоциональное общение взрослого с детьми.

          -Эмоциональное общение со взрослыми

Танец морских волн (для детей с 6 лет) 
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы

Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста  через элементарную поисковую де...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Консультация для воспитателей «Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

      Формирование  мотивов обучения и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста становится актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивы, п...

Формирование мотивов обучения и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения,убивает в ученике охоту к овладению знаниями.Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолит...

«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения»

Целью организации работы по изучению ПДД является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде....