«Приобщение детей к культурному наследию»
консультация

Зуйкова

           «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является

забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и

традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,

производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими

поколениями.

          Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве

нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и

обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать

неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не

вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Приобщение детей к культурному наследию»

           «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является

забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и

традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,

производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими

поколениями.

          Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве

нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и

обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать

неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не

вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине».

          Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно

связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством

воздействия на личность ребенка.

           Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые

веками. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась

жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. И

молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные

ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить

Родину – такой, какая она есть…

            Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном,

добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны

взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и

есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный

герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с

различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и

согласие в мире.

               В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к

окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои

корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до

седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам,

составление своей родословной, укрепляли гуманистическую

направленность развивающейся личности.

              Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в

народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств

матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и

беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком,

хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают

обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы

имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

                Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере

развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует

интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет

жить долгие годы. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость,

приучают к сообразительности и вниманию.

             В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С

их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное

для себя положение.

            Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция

пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие

сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости

сочетание слогов и слов.

              В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением

труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает

уподобляющее воздействие одних слогов на другие – и в результате

происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

             От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки –

обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке»,

разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях,

воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за

неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием

с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек,

выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички

положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и

многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

             Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных

норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского

народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические

чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица,

Крещение, Святочные вечера.

           Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование.

Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с

итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие

высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда».

Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение,

колядовщики ели совместно по кругу.

            Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее,

определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с

молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о

замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

           В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или

до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью

от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и

сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех

недуг.

           Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в

детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом

важно не только дать детям новые знания, но и организовать

непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен,

инсценировках.

           Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю

информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные

ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых

дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной

деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки.

           

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайн Г.Л. «Детский народный календарь: приметы, поверья, игры,

рецепты, рукоделие». М.,2014.

2. «Дошкольное воспитание» № 12, 2013 г. «Фольклорная школа».

3. «Мудрость народная». «Младенчество – детство».

4. «Народная мудрость и знания о ребенке». Этнография детства: Сб.

фольклорных и этнографических мат. / Сост. Г.М. Науменко. М., 2014.

5. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.:ТЦ

Сфера, 2009. – 96с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к культурному наследию чувашского народа

опыт  работы по приобщению детей к культурному наследию чувашского народа...

Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность воспитанников по приобщению детей к культурному наследию

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить, ведь она является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрен...

Приобщение детей к культурному наследию малой и большой Родины

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценно...

"Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"

quot;Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров"...

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества

Приобщение детей к культурному наследию - ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчестваПрезентацияПроект для детей старшей группы "Народные промыслы России"...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....

Приобщение детей к культурному наследию татарского народа

план по самоопбразованию на 2022-2027 учебный год...