Детские страхи
учебно-методический материал

Репина Елена Михайловна

Страх - это острое эмоциональное состояние, проявляющееся в опасной ситуации. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.

Каждый человек периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром. Известно, что психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-detskie_strahi.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Детские страхи»

Страх - это острое эмоциональное состояние, проявляющееся в опасной ситуации. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.

Каждый человек периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром. Известно, что психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Проявления детских страхов весьма разнообразны: это и ночные кошмары, и боязнь оставаться одному в комнате, боязнь темноты, тревожность за родителей. Некоторые дети отказываются кататься с горки, боятся преодолевать препятствия, плавать в бассейне, и т.д. Все это причина страха. Проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка и имеет временный характер. Не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало, и на сегодня является одной  из актуальных в детской психологии.

В настоящее время увеличилось число детей с повышенным состоянием страха, что и послужило основанием для написания данной статьи. Цель данной работы - изучение страхов у детей дошкольного возраста.

 В работе сформулированы следующие задачи: рассмотреть причины возникновения детских страхов, виды детских страхов, проанализировать возрастные детские страхи, представить рекомендации родителям по преодолению страхов у детей.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде страх условно делится на:

  • ситуативный;
  • личностный.

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д. Часто он появляется в результате психического заражения тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. 

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает:

  • реальный и воображаемый;
  • острый и хронический.

Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Как показывают исследования, страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Причин, для возникновения детских страхов может быть множество:

  • пережитые ранее травмирующие ситуации (например, укус собаки, и в последствии, боязнь собак);
  • тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу;
  • чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий;
  • акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов;
  • также, причиной для возникновения страхов служит гиперопека;
  • или же недостаток внимания родителей;
  •  недостаток физической активности;
  • агрессия матери по отношению к ребенку;
  • нестабильная атмосфера в семье;
  • наличие у ребенка психологических и психических расстройств.

Выделяют три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи (например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.);
  2. Бредовые страхи (например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д.);
  3. Сверхценные страхи (фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами»).

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...