Мастер-класс для педагогов «Организация проектной деятельности в ДОУ»
материал

Похилько Татьяна Викторовна

Цель: Познакомить педагогов с возможностями использования проектной деятельности для реализации ФГОС ДО

Задачи: Провести исторический экскурс в историю проектной деятельности. Проанализировать возможность оптимального использования метода проекта в работе с дошкольниками. Организовать работу по созданию картотеки паспортов проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_8.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Организация проектной деятельности в ДОУ»

Тема:

Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: Познакомить педагогов с возможностями использования проектной деятельности для реализации ФГОС ДО

Задачи: Провести исторический экскурс в историю проектной деятельности. Проанализировать возможность оптимального использования метода проекта в работе с дошкольниками. Организовать работу по созданию картотеки паспортов проектов.

Форма и методы организации : для педагогов без участия детей, беседа, практическая работа

Количество участников: по запросу

Оборудование: бумага формата А4 (плотной фактуры, маркеры, ручки, карандаши

Материалы:

готовые паспорта проектов,

картотека проектной деятельности по направлению,

буклет для педагогов «Советы воспитателю по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Предполагаемый продукт деятельности : картотека паспортов проектов по темам : «Удивительный мир космоса»«Мой край родной»«Профессии»«Традиции моей семьи»

Актуальность:

Система образования не стоит на месте и дошкольное образование в том числе.

Все мы знаем что Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

В ФГОС ДО от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1 Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы(вот некоторые из них)

1. Основные принципы дошкольного образования:

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество Организации с семьёй;

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

2.1. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Использование метода проекта в дошкольном образовании

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

3 Метод проектов - Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Метод пpоекта как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Pабота над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усваивать больший объем информации, понимать связи между предметами и явлениями.

проект – это 6 «П» :?

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Шестое «П» -это Пополнение портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют основные требования к использованию метода проекта в детском саду : в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

5 Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов, развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

6. Этапы проектной деятельности.

Что необходимо педагогу для организации и проведения проекта с группой детей. ?

• В первую очередь необходимо определиться с темой проекта (В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети, в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это активные участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.)

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• Создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Последним этапом проекта является — защита

Защита — всегда самый зрелищный этап.

На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

8. Преимущества проектного метода :

Он -является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-повышает качество образовательного процесса;

-служит развитию критического и творческого мышления.

-способствует повышению компетентности педагогов.

-является оптимальным средством для реализации ФГОС ДО

9. Таким образом, освоение технологии проектирования позволит повысить уровень профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы и успешного внедрения ФГОС ДО.

10. Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

11. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

12. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

А так же Значимы и другие виды проектовв том числе:

• комплексные

• межгрупповые

• творческие«Мои друзья»«Любим сказки»«Мир природы» и др. ;

• групповые

• индивидуальные

• исследовательские

13. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

14. Картотека проектной деятельности в ДОУ

Для максимального использования проектной деятельности в ДОУ, оптимально составить и использовать в работе картотеку проектной деятельностикоторая будет отражать следующие направления: например

-времена года

- народные праздники

-социальные праздники

-региональный компонент

-приоритетное направление ДОУ

-работа с родителями

15. Картотеку можно оформить формате А 4 в форме паспорта проекта.

Практическая часть

Все участники мастер –класса делятся на 4 группы и заполняют паспорта проектов по четырем временам года. Затем обмениваются.

Заключение

Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века,

предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к

стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное

изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-

технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и

воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

В последние десятилетия наметились новые подходы к

педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений

семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и

доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Создание картотеки проектной деятельности- дает возможность для реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде.

Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной

ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени

общественного развития позволяет говорить о проекте как об оптимальной педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи

личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения и подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

мастер-класс "Лепбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Тема лепбука"Деревья". В этом лепбуке собрано много интересной инфомации о деревьях....

Мастер класс «Устный журнал «Образовательный салон». «Проектная деятельность дошкольников»

Материал был разработан с целью научить педагогов, как организовать проектную деятельность детей: нормативную, исследовательскую, творческую....

Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики", 2021 год

Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики"...

Мастер-класс для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности с применением Lego Education WeDo 2.0»

Познакомить участников мастер-класса с приемам использования конструктора Lego Wedo 2.0 на занятиях по робототехники в подготовительной группе....