Индивидуальный план по самообразованию на 2022-23г
материал

Корнева Любовь Владимировна

 

Тема: Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста. 

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей.

 

Для повышения качества развития артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада возникла необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_2022-23g.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию на 2022-23г

учителя – логопеда: Корневой Любови Владимировны

Тема: Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Актуальность.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, становятся шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, и тем самым активнее осуществляется его психическое развитие.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика.

Для повышения качества развития артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада возникла необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество коррекционного процесса, повысить мотивацию детей к формированию артикуляционной моторики, ускорить процесс автоматизации нормативного звукопроизношения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме  повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса.

2. Цель и задачи  

2.1 Цель

Разработать и внедрить электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, ориентированный на повышение эффективности процессов выработки правильного артикуляционного уклада.

2.2 Задачи:

1.Изучить требования ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы  по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Разработать комплект презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

3. Реализовать комплект презентаций на практике для организации индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

4. Оценить эффективность применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.

2.3 Целевая группа: дети  дошкольного возраста с речевыми нарушениями

2.4 Объект исследования интерактивная среда

2.5 Предмет исследования использование интерактивной среды в логопедической работе с детьми дошкольного возраста при формировании артикуляционной моторики (гимнастики)

3. Проектное решение

В связи с тем, что использование ИКТ в ДОУ является новой и только внедряемой инновационной технологией, разработанных и широко используемых презентаций по формированию артикуляционной моторики еще недостаточно. Поэтому перед нами встал вопрос разработать комплект электронных презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта 09.2022г.-06.2025г.

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 09.2022г. по 08.2023г.)

2. Основной (с 09.2023г. по 05.2024г.)

3. заключительный (с 05.2024г. по 06.2025г.)

       4.3 Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Подготовительный этап

Изучение требований ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы  по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

МБДОУ

09.2022г. -08.2023г

Обработка имеющейся по данному вопросу литературы и методических пособий.

МБДОУ

09.2022г. -08.2023г

Создание комплекта презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

МБДОУ

09.2022г. -08.2023г.

Основной этап

Использование разработанного комплекта электронных презентаций

МБДОУ

с 09.2023г. по 05.2024г.

Распространение педагогического опыта:

- Проведение  открытых  занятий, мероприятий:

- неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»;

- проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»;

- «Создание педагогических пособий»

- Круглый стол

-Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки»

МБДОУ

МО

2022-2025 г.

Эффективность работы с родителями воспитанников:

- консультации по профилактике  речевых нарушений детей

- семинары «Занимаемся всей семьёй», «Развивающие упражнения для дошкольников»

- круглые столы «Сказки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков»,  

- методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников

-  индивидуальные консультации

МБДОУ

2022-2025 г.

Заключительный этап

Оценка эффективности применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.

МБДОУ

МО

с 05.2024г. по 06.2025г.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

1 Повысить эффективность правильной выработки артикуляционного уклада.

2 Повысить мотивацию детей к правильному выполнению артикуляционных упражнений.

3 Увеличить качество выполнения артикуляционных упражнений, для облегчения этапа постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.

4 Ускорить этап автоматизации нормативного звукопроизношения.

7. Заключение

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.  

Разработанный и внедренный электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями повышает эффективность процессов выработки правильного артикуляционного уклада для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Список использованных документов и источников информации

Буденная Т. В. –  Логопедическая гимнастика. –  Детство-Пресс. – 2009

Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – ГНОМ и Д. – 2011

http://shel-mkdoy19.moy.su АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.

Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...

Индивидуальный план по самообразованию на 2022 - 2026 г.г.

Художественно - эстетическое развитие  имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И как всякая познаватель...

Индивидуальный план по самообразованию 2018-2022 год

План по теме "Экскурсия, как экологическое воспитание"...

Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год

Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год...

Индивидуальный план по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордост...