Индивидуальный план профессионального самообразования на 2022- 2024 гг.
учебно-методический материал (старшая группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Самоанализ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  города Когалыма «Цветик-семицветик»

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план   профессионального самообразования на 2022- 2024 гг.

воспитателя Марфутенко Александра Олеговна

 

Тема: «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

г. Когалым, 2023г.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление. Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.                                                                                                 Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме. Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.                                                                    Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось.  Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, интернета, смартфонов, планшетов и прочих                                                                                   Отличительной особенностью является:                                                                                                           - направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;                                                           - формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.                         Цель: развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.                                                                                             Обучающие задачи:                                                                                                                                  1.научить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы,                                       соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;                                             2 обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры;                             3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной и шахматной партии.                                                                                                                    Развивающие задачи:                                                                                                                       1.развивать стремления детей к самостоятельности;                                                               2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;                                                                3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.                                                                        Воспитательные задачи:                                                                                                                1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям; 2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;                                                                                                                          3.выработать у детей умения применять полученные знания на практике.                                Методы и формы проведения игровых встреч                                                                                  - словесный: рассказ, беседа, объяснение, чтение стихотворений, сказок, загадок, легенд, рассказов о шахматах;                                                                                                                                - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, просмотры мультфильмов, видеозанятий, презентаций о шахматах;                                                                        - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.                                                                                     Направления                                                                                                                                                         - методическая деятельность с педагогами                                                                                                     - организованная кружковая деятельность с детьми                                                                                          - взаимодействие с родителями                                                                                                                                  - социальное партнерство                                                                                                                    Ожидаемые результаты.                                                                                                                             1 Научить детей игре в шашки и шахматы                                                                                              2 Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей.                                            3 Составление конспектов занятий, досугов и праздников, соревнований по игре в шашки и шахматы.                                                                                                                                                          4 Привлечение родителей к работе с детьми.                                                                         Участники –партнеры: все педагоги детского сада, дети старшей группы, их родители.            Этапы реализации:                                                                                                                Подготовительный                                                                                                                            Мероприятия для педагогов:                                                                                                                     1 Определение целей и задач.                                                                                                                      2 Подбор методической литературы.                                                                                                         3 Составление плана мероприятий.                                                                                           Основной этап.                                                                                                                            Мероприятия для педагогов.                                                                                                                       1 Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.                                                           2 Привлечение родителей к участию.                                                                                                       3 Подготовка детей к участию в мероприятиях.                                                                 Мероприятия для детей:

 1 Этапы обучения игре в шахматы и шашки

- знакомство с доской

- знакомство с фигурами

- обучение правилам игры

- решение задач и этюдов

- игра в шахматы и шашки

2 Участие во всех мероприятиях плана.

3 Участие в соревнованиях.

Мероприятия для родителей:

1 Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.

2 Непосредственное участие в занятиях, праздниках и соревнованиях.

I.                                                                                                                                                           Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.                  1 Изучение условий организации обучения старших дошкольников игре в шахматы, создание шахматного центра в условиях МАДОУ  «Цветик семицветик ».                                                              2 Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.                                                         3 Использование методики И.Г. Сухина, направленную на обучение детей способности действовать «в уме». Подбор и изучение литературы по теме.

III.

Участие в мини-педсовете по теме: «Воспитательное значение шахмат в развитии ребенка». Предполагаемые результаты в работе по реализации программы. Предполагает выступление по теме «Обучение игре в шахматы, как элемент умственной культуры дошкольников». Подтверждающими материалами будут служить план проведения мини-педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.

IV.

Разработка методических материалов для работы.                                                                               1 Мастер-класс для педагогов «Шахматное образование в процессе обучения дошкольников».

2 Семинар-практикум для педагогов «Шахматы»

3 Консультация для родителей «О пользе шахмат»

4 Практические занятия согласно планированию программы «Шахматное королевство».

Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.

Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды.

Школа молодого педагога.

VI.

Проведение конкурсов.

- «Шахматные фигуры своими руками»

- «Шахматные художники» ( Фотографии с родителями),

- «Книжки-малышки про шахматы».

VII. Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.

-Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;

- «Праздник Пешки»;

- «Шахматная эстафета с Незнайкой»

Подтверждающий материал о реализации: практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление

странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.

VIII. Организация сетевого взаимодействия.

1 Мероприятия с детьми:

- Образовательная деятельность с применением шахматного оборудования, дидактических шахматных игр и заданий.

2 Мероприятия с родителями:

- Семинар-практикум для родителей «Играйте в шахматы, друзья!»

-Презентация "История шахмат!»

- Совместное  (дети и родители) Не скучные шахматы»

3 Мероприятия с педагогами:

Мастер-класс «Шахматы в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...

ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...

Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

В проекте представлено эффективное  применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....