Конспект занятия с использованием опытно-исследовательской технологии "Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды". Старшая группа.
план-конспект занятия (старшая группа)

Красноперова Елена Александровна

В данном конспекте подробно рассказывается как можно организовать образовательную деятельность с использованием опытно-иследовательской технологии с детьми старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                      УЧРЕЖДЕНИЕ№ 70 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА».

     Конспект НОД в старшей группе на тему:

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.        СВОЙСТВА ВОДЫ».

С использованием опытно-исследовательской технологии.

Подготовила воспитатель:

                                                             Красноперова

Елена Александровна.

 

                                      Мытищи

                                           2020

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

-  Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

-  Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.

-  Развивать у детей речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

-  Учить детей обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, уметь делать выводы.

-  Активизировать словарь детей словами: модель, суша, материки, круговорот воды, пресная вода и др.

-  Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

-  Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Технологии:

  1. Технология развивающего обучения.
  2. Здоровьесберегающая технология.

Предварительная работа:

-  Беседа с детьми о значении воды.

-  Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».

-  Чтение рассказа Н. А. Рыжкова «как люди реку обидели».

-  Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

-  Чтение сказки «Путешествие капельки».

-  Проведение отдельных опытов с водой.

-  Дидактические игры «Кому нужна вода?» (карточки профессий).

-  Познавательная игра «Где бывает вода?»

-  Знакомство с круговоротом воды в природе.

                                            ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная).

В.: Ребята, отгадайте загадку:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать.

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без.......     (воды)

В.: Правильно, ребята, это вода.

1 слайд.

В.: Ребята, посмотрите сюда. Что это изображено?

Ответы детей.

В.: Скажите, ребята, а какого цвета наша Земля?

Д.: Желтая и синяя.

В.: А кто из вас знает что изображено желтым цветом?

Ответы детей.

В.: А что изображено синим цветом?

Ответы детей.

В.: Синим цветом показано не просто вода, это моря, океаны, реки и озера.

В.: Ребята, посмотрите внимательно, чего больше на нашей планете суши или воды?

Ответы детей.

В.:  Если на карту Земли посмотреть,

       Земли на Земле всего одна треть.

       Но странный вопрос возникает тогда,

       Планета должна называться «Вода»?

В.: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

Ответы детей.

В.: Почему?

Объяснения детей.

В.: Скажите, ребята, а для кому нужна вода?

Ответы детей.

2 слайд.

В.: Зачем нужна вода растениям?

      А как они ее получают?

Ответы детей.

3 слайд.

В.: А кому еще нужна вода?  А почему животные не могут жить без воды?

Ответы детей.

4 слайд.

В.: Ребята, а людям нужна вода? А зачем нужна людям вода?

Ответы детей.

В.: (Чтение стихотворения о воде):

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наестся, не напиться,

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

В.: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение! А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся вода пригодна для употребления. Растительному, животному миру и человеку нужна только пресная вода. А какая это вода пресная? Может быть вы знаете о ней?

Ответы детей.

В.: Правильно, пресная вода – это вода без солей! А в морях и океанах вода какая?

Ответы детей.

5 слайд.

В.: Правильно, соленая! Жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели. А людям такую воду употреблять невозможно, поэтому люди, живущие в деревнях и поселках - берут воду из подземных скважин. А в городах где много людей, вода поступает в кран изрек. Конечно предварительно воду очищают на водоочистительных предприятиях, чтобы она была чистой и пригодной для питья. Скажите, ребята, нужно ли беречь питьевую воду? А почему?

Ответы детей.

В.: А еще необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой: реки загрязняются, высыхают; исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. Ребята, скажите, а как воды попадает в реки?

Ответы детей.

В.: Вы когда ни будь слышали о круговороте воды в природе?

Ответы детей.

6 слайд.

В.: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, пар охлаждается и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются по воздуху и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

                                  Физ. минутка:

Как приятно в речке плавать! (движения руками).

Берег слева, берег справа (повороты влево, вправо).

Река лентой впереди (протягиваем руки вперед)

Сверху мостик – погляди (руки поднять над головой).

Чтобы плыть еще скорее, надо нам грести быстрее (движения руками).

А теперь пора, нам братцы,

На песочке поваляться (потянулись).

Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

7 слайд.

В.: Ребята, посмотрите, пока мы с вами делали разминку что-то произошло с нашей планетой.... Что же с ней случилось?

Ответы детей.

В.: Вся вода исчезла с нашей планеты...

Голос колдуньи.

В.: Ребята, злая колдунья заколдовала нашу планету. А как же теперь наша планета будет существовать без воды....?  Все живое погибнет на Земле.....

Ребята, давайте поможем нашей планете Земля??? Спасем ее от злой колдуньи.

Ответы детей.

В.: А чтобы ее спасти, нам надо стать «Хранителями воды». Чтобы стать «Хранителями воды», нам с вами надо надеть вот эти волшебные талисманы и как можно больше узнать о воде и ее свойствах!

Одеваем талисманы.

В.: Ребята, давайте пройдем к первому столу.

Опыт № 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

В.: Ребята, скажите какой формы эти предметы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? (ответы детей). Давайте проверим, для этого возьмем узкую баночку  и наполним ее водой. А теперь возьмем широкую баночку и перельем в нее воду из узкой баночки. Форма, которую принимает вода, все время меняется!

Вывод: вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только землю становится влажной. И так. Вода не имеет формы! (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы и вывешивает его на доску).

Опыт № 2. Цвет и прозрачность воды.

На столе стоит несколько стаканов с водой, пластиковые ложки, гуашевая краска и кисти.

В.: Ребята, посмотрите, какого цвета вода в стакане? (ответы детей).

Правильно, вода не имеет цвета. А теперь давайте вы возьмете и опустите в стакан с водой - пластиковую ложечку. Видно ее? (ответы детей).

 А почему ее видно? (ответы детей).

Правильно! По тому что вода прозрачная.

А теперь возьмите кисть, макните ее в краску и смойте краску в стакане с водой. Что произошло? (ответы детей). Верно, вода окрасилась. А теперь видно ложечку в такой воде? (ответы детей).

Вывод: через чистую воду ложечку видно, а через окрашенную не видно. Значит вода – прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать не прозрачной, для этого нужно окунуть кисть в краску и смыть ее в стакане с водой. Через окрашенную воду ложечку не видно! Итак, делаем вывод, что вода прозрачная  жидкость не имеющая цвета! (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная жидкость и не имеет цвета и вывешивает его на доску).

Опыт № 3. Вода не имеет собственного вкуса.

В.: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предлагается одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (ответы детей).  У воды появился вкус, она стала сладкая и соленая.

Вывод: Своего вкуса у воды нет! А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Правильно, вода является растворителем веществ. (Воспитатель показывает алгоритм, который символизирует, что вода не имеет собственного вкуса и вывешивает его на доску).

                                        Физ. минутка:

В.: Быть хранителями воды не легко, поэтому давайте сделаем небольшой перерыв и пройдем на ковер.

                                       

Разминая поясницу, мы не будем торопиться (руки на пояс).

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись (повороты в разные стороны).

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова (ращение головой).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять (приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

В.: Отдохнули, ребята? Тогда давайте продолжим изучать свойства воды.

Опыт № 4. Вода не имеет собственного запаха.

В.: (Предложить детям понюхать воду в стаканах). Есть ли запах у воды? (ответы детей). Затем предложить детям размешать в воде жидкое мыло. И снова предложить понюхать воду. Что изменилось? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет собственного запаха! Но если растворить в ней пахучее вещество, вода приобретёт запах этого вещества. (Воспитатель показывает детям алгоритм символизирующий, что вода не имеет запах и вывешивает его на доску).

В.: И так, скажите ребята, что мы с вами сегодня узнали о воде? Какие ее свойства изучили? (ответы детей).

Правильно, ребята! Вода: не имеет формы; это прозрачная жидкость, не имеющая цвета; не имеет собственного вкуса; не имеет собственного запаха.

8 слайд. 

В.: Посмотрите, ребята, что теперь произошло с нашей планетой? (ответы детей). Верно, она опять стала прежней, на ней появился синий цвет. А это значит, что мы с вами спасли землю от злой колдуньи и вернули воду обратно. Мы с вами самые настоящие «Хранители воды»!

ЗУЧИТ ГОЛОС ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.

  -Спасибо вам ребята, вы спасли меня и вернули мне воду обратно. За вашу помощь я хочу вас отблагодарить и показать вам настоящее волшебство...

ЗВУЧИТ ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (сюрпризный момент).

В.: Ребята, посмотрите сюда, сейчас произойдет волшебство.... (опустить в воду бумажные цветы чтоб они раскрылись).

В.: Спасибо тебе, планета Земля, за такие чудесные превращения. А вы, ребята, МОЛОДЦЫ!!! Сегодня очень хорошо потрудились! Спасибо и вам!

Наше занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе.Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов. Расширить знания детей о значен...

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...

КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТА "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

МБДОУ " ДЕТСКИЙ САД № 21 "            КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«...

Конспект по познавательному развитию на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды.» в старшей группе

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды, формировать эмоционально-ценностное отношение...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» подготовительная группа

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»...