Сенсорное развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства.
консультация

Лямкина Анастасия Олеговна

1.Сенсорное развитие

2. Этапы становления сенсорных эталонов.

3. Понятие сенсорного воспитания

4. Задачи и содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте.

5. Условия сенсорного воспитания в детском саду.

6. Методика сенсорного воспитания в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20_sensornoe_razvitie_i_vospitanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства.

1.Сенсорное развитие

2. Этапы становления сенсорных эталонов.

3. Понятие сенсорного воспитания

4. Задачи и содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте.

5. Условия сенсорного воспитания в детском саду.

6. Методика сенсорного воспитания в детском саду.

1. Сенсорное развитие во внутриутробном периоде.

   К концу внутриутробного периода у плода ядра основных сенсорных систем достигают относительно высокой степени зрелости.

Слух как перцептивная возможность появляется на 7 мес. беременности.

Сенсорные механизмы регулируют важные функции организма, необходимые сразу после рождения, например дыхание, кровообращение, хватание и т.д. Слуховая, вибрационная, тактильная, обонятельная, вкусовая и, возможно зрительная сенсорные системы к моменту родов готовы к обработке информации. Внутриутробный сенсорный опыт является базой, на которую наслаивается последующий опыт ребенка.

Сенсорное развитие младенца.

К 2-ум мес. младенец может поднимать грудную клетку и самостоятельно держать головку, что приводит к стабилизации функций зрительной и слуховой сенсорных систем.

4-5 мес. делает попытки садиться, что расширяет сенсорные возможности.

На первом году жизни происходит дифференциация зрительного восприятия. Формируются механизмы опознания формы предметов. К 9-ти мес. способны узнавать форму как отдельный признак. Развитие слуховой системы имеет большое значение для формирования речевых навыков и развития мышления.

Сенсорное развитие в раннем детстве.

Продолжение всех сенсорных функций, заложенных в младенчестве. Формирование дифференциальной чувствительности, направленной на различение градаций признаков одной и той же модальности. Слуховое восприятие ,например, совершенствуется под влиянием речевого восприятия и речевого порождения. Зрительное восприятие проходит этап специализации, направленной на распознавание предметов окружающей обстановки и людей. Образная категоризация мышления, т.е. ребенок способен определить существенные свойства предмета, определяющие его назначение. К конце 3го года через предметно-манипулятивную деятельность учится вычленять в конкретном предмете ведущие и инвариантные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации. Выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и случайные признаки. Развитая образная категоризация необходима для формирования перцептивных эталонов как важных компонентов психосенсорного развития ребенка (Л.А. Венгер, А.А. Ибатулина, 1989).

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.

Происходит дальнейшее развитие основных сенсорных систем, приводящее к более точному и дифференцированному восприятию внешнего мира. Например, движения глаз становятся более регулируемыми и адекватными. Слух становится речевым, направленным на анализ и восприятие фонемных, лексемных и т.д единиц языка. Опознание формы предметов опирается на выделение и фиксации ведущих зрительно воспринимаемых объектов, что позволяет ускорить процесс распознания знакомых объектов за счет опоры на обобщенный эталон.

2. Этапы усвоения сенсорных эталонов.

Сенсорный эталон - понятие, разработанное А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы.

В процессе восприятия происходит соотнесение обследуемого свойства предмета (формы, величины, цвета) с усваиваемыми ребенком образцами основных разновидностей этого свойства – сенсорными эталонами.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. Освоение эталонов проходит в три периода.

  1. До начала третьего года жизни. Период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют значение для двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину и т.д. Период «опредмечивания», эталоны выступают в виде реальных объектов, и их соотнесение со свойствами предметов требует внешне-двигательных операций (накладывание, прикладывание и т.д.).
  2. В среднем до 5 лет. Сравнение с предметом. Ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносятся с определенными предметами, например, овал передается через форму огурца. Операции соотнесения переносятся в план восприятия.
  3. Период освоения общепринятых эталонов (от 5 лет и старше). Сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. Операции соотнесения протекают в идеальном плане. Ребенок соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.п.

3. Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

В истории дошкольной педагогики известны различные системы сенсорного воспитания (Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И.Тихеева и др).

В настоящее время разработана принципиально новая система сенсорного воспитания (А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина). Отличается от предыдущих широтой чувственного опыта.

Разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с теорией восприятия (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.).

4. Цель сенсорного воспитания – формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

Задачи:

  1. формирование систем перцептивных действий;
  2. формирование сенсорных эталонов;
  3. формирование умений применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание:

Свойства, качества, отношения предметов и явлений. Объем определяется многообразием окружающего мира ребенка и многообразием видов деятельности.

  1. Условия сенсорного воспитания:

1)Содержательная результативная деятельность (изобразительная, музыкальная, игровая, трудовая, речевая и т.д.). Дает возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь освоить эти предметы.

2) Условия обучения. Осваивая сенсорный опыт стихийно, ребенок длительное время идет путем проб и ошибок; его сенсорный опыт оказывается неосознанным, он недостаточно владеет умением анализирующего восприятия объектов.

5. Методика сенсорного воспитания:

1 Этап: привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен (подклеить бумагой книгу: дети не умея соизмерять величину отрезают и приклеивают слишком большую полоску). Этой ситуацией пользуется взрослый, чтобы помочь ребенку осознать это свойство.

2 Этап: обучение перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. Воспитатель показывает и называет перцептивное действие (прокатывает круглый предмет и говорит: «катится, прокачу», определяет особенность, - «круглый», дети повторяют). Группировка предметов по признаку данного качества.

3 Этап: формирование представлений об эталонах.

Умение группировать предметы по тому или иному признаку (все красные шары, отделить круглые от некруглых). Постепенно овладевает названиями эталонов. Детей учат применять эталоны качеств для анализа предметов, для сравнения. Дети овладевают системами эталонов (система эталонов форм, цветов и т.д.)

4. Этап: Создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Система заданий для самостоятельного анализа (самостоятельное изображение предметов, отбор материалов для труда). Воспитатель использует все виды деятельности.

Источники: Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии, 2005,

Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной речи в разные периоды дошкольного детства

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой деятельности, "экспериментируют" со словами, создают новые, ориентируясь как на ...

Анкета для родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания ребенка.

При подготовке к родительскому собранию по теме: " Сенсорное вспитание ребенка - фундамент умственного развития ребенка", мы подготовили для родителей анкету по выявлению интересов и знаний родителей ...

Сенсорное развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства

Сенсорное развитие — процесс освоения ребенком сенсор­ного опыта; уровень освоения сенсорной культуры, характери­зующейся способностью ребенка использовать сенсорные этало­ны и ...

презентация "Развитие связной речи в различные периоды дошкольного детства"

Презентация для педагогов и родителей. Более подробный материал в коментариях к презентации....

Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"

Памятка для родителей "Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет"...