презентация "Развитие связной речи в различные периоды дошкольного детства"
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Арапова Анна Вячеславовна

Презентация для педагогов и родителей. Более подробный материал в коментариях к презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель 1 категории Арапова А.В. «Развитие связной речи в различные периоды дошкольного детства»

Слайд 2

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин , А.А. Леонтьев)

Слайд 3

Диалогическая умение активно вступать в контакт с собеседником; - умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее; - умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; - владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания - умение использовать мимику и жесты; - умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе. Монологическая более сложный вид связной речи . начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте . Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события. Формы связной речи

Слайд 4

Характеристика связной речи у детей в соответствии с возрастными особенностями. 3 года Развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь . В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная. Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками. Характеристика пересказа детей данного возраста – способны заканчивать предложения начатые воспитателем.

Слайд 5

4 -5 лет – переход от ситуативной к контекстной речи. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам . Не умеют правильно формулировать вопросы. Свободно вступают в беседу. Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она), используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

Слайд 6

5-7 лет – активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа. Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов. Характеристика повествовательных рассказов : рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.

Слайд 7

5-7 лет Развитие навыка рассказывания (по картине, из опыта, описанию, по представлению ); Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картин; Развитие монологической речи; Совершенствование навыка пересказа. 4-5 лет Обучение рассказыванию (по картине, из опыта, описанию, по представлению); Развитие монологической речи; Совершенствование навыка пересказа. Основные направления работы по развитию связной речи детей 3 года Развитие диалогической речи. Формирование навыка отвечать на вопросы. Обучение пересказу знакомых текстов.

Слайд 8

Игровые Сюрпризный момент; Игровой персонаж; Соревнование; Речевые игры; Эмоциональность педагога. Наглядные Показ иллюстраций, картин, объекта. Моделирование (схемы, таблицы). Приёмы развития связной речи Словесные Чтение литературных произведений; Речевые упражнения; Речевой образец; Вопрос; Подсказка; Повторное проговаривание; Оценка детской речи; Проблемные ситуации; Указание; Поручения.

Слайд 9

Инновационные технологии в развитии связной речи. Мнемотехники ТРИЗ – технологии Круги Луллия

Слайд 10

Мнемотехника Мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.

Слайд 11

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления: как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Слайд 12

Круги Луллия Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Презентация «Развитие связной речи в различные периоды дошкольного детства»

Слайд 2. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Об этом в разное время говорили Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев. Ведь развитие мышления и речи всегда сопутствуют друг другу.

Слайд 3. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.

Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. Существуют разные виды пересказа:

- подробный или близкий к тексту;

- краткий или сжатый;

- выборочный;

- с перестройкой текста;

- с творческими дополнениями.

Слайд 4. Характеристика связной речи у детей в соответствии с возрастными особенностями.

3 года развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная. Беседу со взрослым дети начинают с удовольствием, но после 2-3-х вопросов, начинают отворачиваться, ерзать на стуле, заявляют, что так не могут говорить и значит не хотят в это играть.

Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками. Отсутствуют параллельные высказывания, то есть диалог абсолютно последовательный вопрос-ответ и на одну тему. Если один из детей отвлекается на новую тему, то либо диалог распадается, либо начинают говорить на новую тему, забывая про предыдущую. Вопросы и ответы очень конкретные без дополнительной информации, все точно - про что спросили, про то и получили ответ.

Характеристика пересказа детей данного возраста – способны заканчивать предложения начатые воспитателем. Сказка должна быть хорошо знакома детям. (Посадил дед … Что? … Репку. И т.д.)

Слайд 5. 4 -5 лет – переход от ситуативной к контекстной речи. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы. Свободно вступают в беседу со взрослым, смущения не испытывают, общение идет достаточно оживленно.

Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она), используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

Слайд 6. 5-7 лет (старший дошкольный возраст) – активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы – сложные, может даже сокровенные.

Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.

Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов.

Характеристика повествовательных рассказов: затрудняются в определении темы рассказа – составляют рассказ, а если спросить на какую он тему, начинают все рассказывать с начала. Рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.

Характеристика детских рассуждений: носят вынужденный характер, то есть появляются только если взрослый сомневается в верности высказывания ребенка и требует доказательства, то есть спрашивает «Почему?». Доказательства краткие всего 1-2 аргумента, могут быть не реальными – сказочными, не логичными, очень категоричными.

Слайд 7. Основные направления работы по развитию связной речи детей.

Пересказывать простые, хорошо знакомые тексты дети начинают с младшей группы. Педагоги активно вовлекают детей в диалог.

Обучение детей рассказыванию в процессе организованной образовательной деятельности осуществляется со средней группы.

У детей формируют умения создавать рассказы различные по форме и по содержанию.

Слайд 8. Приёмы развития связной речи: наглядные: показ иллюстраций, картин, объекта. Моделирование (схемы, таблицы);

Словесные: Чтение литературных произведений; речевые упражнения; речевой образец; вопрос; подсказка; повторное проговаривание; оценка детской речи; проблемные ситуации; указание; поручения;

Игровые: сюрпризный момент; игровой персонаж; соревнование; речевые игры; эмоциональность педагога.

Слайд 9. Инновационные технологии в развитии связной речи.

Мнемотехники

ТРИЗ – технологии

Круги Луллия

Слайд 10. Мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.  У детей дошкольного возраста преобладает зрительная память над слуховой. Поэтому ребенку будет легче запомнить какой-то рассказ или стихотворение, если он будет видеть сюжетные картинки. Такой прием для легкого запоминания информации называется мнемотехникой. Кроме того, мнемотехника для дошкольников помогает развивать мышление, связную речь, воображение.

Слайд 11. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления: как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Слайд 12. Круги Луллия. Центральное место в данной методике занимает многфункциональное пособие - круги Луллия.

Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Авторы методики «Круги Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)

2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».

- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)

- Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?

- Какие недостатки у стеклянного чемодана?

- Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.

Слайд 13. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения детей в различные годы дошкольного детства.

Отделение от взрослого к концу возраста приводит к с ним и к ситуацииРебенок выходит за круга и устанавливает новые  с более широким миром взрослыхОбщение ребенка со усложняется; приобретае...

Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Развитие образной речи в разные периоды дошкольного детства

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой деятельности, "экспериментируют" со словами, создают новые, ориентируясь как на ...

Развитие связной речи детей различными методами

Работа по развитию речи с младшими дошкольниками...

Консультация для педагогов «Формирование навыков связной речи, через различные виды детской деятельности»

Типичные проблемы развития речи дошкольника: 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распростр...