Взаимоотношения детей в различные годы дошкольного детства.
статья по теме

Панищева Елена Ивановна

 

Отделение от взрослого к концу возраста приводит к с ним и к ситуации

Ребенок выходит за круга и устанавливает новые  с более широким миром взрослых

Общение ребенка со усложняется; приобретает новые и новое содержание. Благодаря речевому развитию значительно возможности общения с окружающим миром.

Теперь ребенок может общаться не только по непосредственно воспринимаемых, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей дошкольного возраста иногда называют «почемучками». Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе, обществе:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоотношения детей в

различные годы дошкольного детства.

Отделение от взрослого к концу возраста приводит к с ним и к ситуации

Ребенок выходит за круга и устанавливает новые  с более широким миром взрослых

Общение ребенка со усложняется; приобретает новые и новое содержание. Благодаря речевому развитию значительно возможности общения с окружающим миром.

Теперь ребенок может общаться не только по непосредственно воспринимаемых, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей дошкольного возраста иногда называют «почемучками». Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе, обществе:

  1. Почему рыбы в воде не тонут?
  2. Почему деревья не ходят?
  3. Правда, что апельсин - пап мандарина?
  4. А на чем пирожные растут? и пр.

Все, что ребенок слышит от взрослого и что он видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается наш непостоянный и сложный мир, Ведущий для этой формы отношения мотив общения – познавательный. Взрослый ( педагог) – как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить их на вопросы.

Если в 4-5 лет в разговорах с взрослыми преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы то старшие дошкольники предпочитают говорить о себе, о своих родителях, поведения и пр.

Ребенка во взрослом интересуют не только его ситуативные проявления ( его доброжелательность), но и самые различные аспекты его существования, которые невидны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка ( где он живет, кем работает, есть ли у  дети и пр.) Столь же охотно он рассказывает и о самом себе ( о своих родителях, друзьях, радостях и обидах). Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательном и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для детей становится особенно важным  достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения.

Внеситуативно-личностное общение ребенка с взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во - первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во - вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является условием самосознания и самоконтроля. В - третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых: воспитателя, врача, продавца и пр., и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними. Главными показателями развития общения является при этом не преобладание тех контактов, а возможность и способность общаться по поводу различного содержания – в  зависимости от ситуации или партнера,

Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми начинают становиться не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная и черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком диапазоне. В со сверстником можно наблюдать множество действий и

которые не встречаются в контактах со взрослыми, Общаясь со сверстником, спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, опекает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками появляются сложные формы поведения , как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду', нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Второе отличие общения сверстников от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенные норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют  самые неожиданные действия и движения. Этим движением свойственна раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова, небылицы и прочие. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что со взрослым контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий ответственными, Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия активности партнера. Для ребенка значительно его собственное действие высказывание,  а инициатива сверстников в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и примерно в 2 раза инициативу сверстника.

Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстниками, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности и средства обвинения. Изменения обусловлены в том числе развитием речи и появлением эпизодического общения в форме обмена информацией, демонстрации своих знаний.

 Однако, прежде всего изменения связаны со становлением  совместной сюжетно-ролевой игры, которая втягивает детей в совершенно  новую систему отношений, практически не поддающуюся прямому влиянию взрослых, не всегда заметную для них и порождающую ряд лидеров.

Какие же особенности игры в этом возрасте оказывают

влияние на взаимоотношения детей?

ПЕРВОЕ – необходимость  в партнере. Даже простая с\р игра, например, « семья», « магазин», «больница», предполагает наличие взаимозависимых ролей и участие как минимум двух партнеров ( родители, дети; продавец, покупатель, врач, больной и т.п. ) В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход от одного уровня на другой – на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации и пр. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем реальные отношения направлены на общее для них дело – игру.

ВТОРОЕ - чтобы игра состоялась, была интересной и доставила играющим удовольствие, партнеры должны действовать более и согласовано. Согласовывать следует во что играть. На этом основании дети довольно быстро делятся на тех, кто предпочитает семейно-бытовые,

строительно-транспортные, или военные или др. сюжеты. Необходимо также договориться, кто кем будет, т.е.  о распределении ролей. Роль нельзя физически захватить, как например, игрушку. В случае несогласия партнер просто не будет играть. Поэтому его надо как-то уговорить. И дети начинают овладевать способами оказания психического воздействия и давления друг на друга. Самым примитивным способом является упорное отстаивание своего выбора: «Я буду врачом! Нет, я», - повторяют дети до тех пор, пока один из партнеров не сдается.

Однако, очень скоро они прибегают и к др. способам – обещаниям последующих уступок («В другой раз ты будешь»), предложению разного рода компенсаций ит.п. Проявляются несгибаемые упрямицы: виртуозу психического давления, дети, которые умеют быть гибкими: иногда уступить, иногда настоять на своем, а так же, кто почти не способен противостоять давлению сверстников. Однако, центральным, наиболее значимым с точки зрения влияния на отношение является развертывание сюжета по ходу игры, т.е. предложение новых эпизодов игры и принятия этих предложений партнерами (пошли в магазин, купили продукты и телевизор. Что с ними делать дальше? После обеда «детей» можно уложить спать, повести в цирк или на осмотр врачу и т.п.).

Индивидуальные, игровые детей в этом чрезвычайно различны: умеют придумывать увлекательные новые повороты сюжета, у других получается хуже, третьи вообще не владеют этим умением. К хорошо играющим тянутся дети. У них появляется возможность выбирать партнеров и отвергать нежелательных. Плохо играющим детям приходиться добиваться того, чтобы их приняли в игру и довольствоваться любым партнером. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом (примерно в 1,5 больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослыми в среднем дошкольном возрасте уже возникает внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в конкретной ситуации.

В конце дошкольного возраста у (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6- 7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Однако, несмотря на возрастную тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, т.е. общей игры или продуктивной деятельности(поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персоналий соответствие игровых событий реальным. Соответственно, подготовка к игре, ее планирование  и обсуждение правил начинают занимать значительно больше места, на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляются на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, между старшими дошкольниками появляются умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - желания, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы ( по 2-3 ребенка) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям:

с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных ситуативных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая, хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

ИТОГИ:

В дошкольном возрасте общение со сверстником становится частью ребенка. Общение со сверстником имеет специфических особенностей среди которых:

  1. Богатство и разнообразие коммуникативных действий;
  2. Чрезвычайная эмоциональная насыщенность;
  3. Нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений;
  4. Преобладание инициативных действий навыками;
  5. Нечувствительность к воздействиям сверстника,

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На одном из них (4-6) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками; содержанием общения становится совместная деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На другом этапе (6-7 лет)общение  со сверстниками приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываюся устойчивые избирательные предпочтения

На протяжении дошкольного возраста процесс дифференциации в детском возрастном коллективе: дети становятся популярными, другие – отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главными из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Особенности физического развития детей на различных ступенях дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Особенности физического развития детей на различных ступенях дошкольного возраста"...

Особенности патриотического воспитания детей на разных этапах дошкольного детства

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении. Через общение в семье с близкими людьми совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам...

Статья на тему: «Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста»

Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в ...

презентация "Развитие связной речи в различные периоды дошкольного детства"

Презентация для педагогов и родителей. Более подробный материал в коментариях к презентации....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАННИЙ ВОЗРАСТ является наиболее ответственным пероидом жизни ребенка, когда формируются фундаментальные особенности, определяющие дальнейшее развитие. В этот период складываются такие ключевые качест...

"Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями при различных стилях воспитания"

Каждый из стилей воспитания имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребёнка. Какие же плюсы и минусы имеют стили воспитания? Какие советы и рекомендации можно дать родите...

Особенности развития и воспитания детей в различные этапы дошкольного образования (4-5, 5-6, 6-7 лет)

Каждый ребёнок индивидуален, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребёнок или испытывает в чём-либо затруднения. Данный материал поможет оп...