Особенности патриотического воспитания детей на разных этапах дошкольного детства
консультация

Тарасенко Татьяна Юрьевна

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении. Через общение в семье с близкими людьми совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам и родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема консультации: «Особенности патриотического воспитания детей на разных этапах дошкольного детства»

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.

С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, отношения людей, общественные события.

Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живёт.

Родная природа…  Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы – всё это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной  славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Необходимо знакомить детей с названиями улиц, почему они так названы. Уточнять и расширять представления детей назначением школы, библиотеки, больницы и др. зданий, предприятий, места отдыха, музеев, исторических памятников.

Важно поддержать и направить детский интерес, связанный с жизнью народов Оренбуржья. Ребёнок с интересом знакомится с территориальным расположением области, своеобразием природных и климатических условий, от которых зависят быт, одежда, характер труда, особенности культуры  народа.  Формировать представления, что все народы, населяющие Оренбуржье, живут единой и дружной семьёй, всех их объединяет стремление к миру и любовь к Родине.

Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми) .

Побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-самоделке, ролевой игре.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано поколениями людей.

Тема консультации: «Особенности патриотического воспитания детей на разных этапах дошкольного детства»

        Младшая группа

Основная цель — ознакомление с ближайшим окружением.

 1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

 - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)

- фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения,

 различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т.д.);

- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или

 микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.).

 

Средняя группа

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его

 достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам культуры Оренбургского края»

 1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.).

5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).

6. Элементы республиканской символики (флаг, герб).

7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий).

 8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

 

Старшая и подготовительная к школе группы

Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной,  государственной символикой, историческим прошлым России и города Орска.

 1. Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо». Возможен вариант — «Портфолио ребенка».

2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «Оренбургский край (Россия) в годы Великой Отечественной войны», «Достопримечательности Орска (Оренбургской области)», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика города (флаг, герб).

3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Оренбургской области; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

4. Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.

5. Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме.

6. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма» «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

7. Художественная литература (сказки, былины, предания). Художественная литература, посвященная великим соотечественникам прославившим Россию, Пензенский край; их портреты.

8. Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"

Консультация для воспитателей  " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...

Консультация " Особенности патриотического воспитания детей на современном этапе"

Нравственно-патриотическое воспитание детей  дошкольного возраста на современном этапе...

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"

Консультация для воспитателей  " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...