Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства
консультация по психологии

Кузьмич Юлия С

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние дети запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Штерн В., опираясь на многолетние наблюдения за поведением собственных троих детей и обобщив данные других авторов, пытался наметить основную линию развития памяти на протяжении дошкольного детства. Он полагал, что развитие памяти ребёнка идёт как по линии удлинения скрытого периода узнавания и воспроизведения, так и возникновение первых проявлений произвольной памяти. Однако высказывания В. Штерна относительно участия воли в процессах памяти носят слишком общий и неопределённый характер. В целом он отмечал, с одной стороны, преднамеренность, непроизвольность запоминания в дошкольном возрасте и, с другой стороны, его механичность.

Истомина З.М. отмечала, что взгляды В. Штерна, являющегося представителем персоналистической концепции в психологии, на детскую память носят идеалистический характер. Факты свидетельствуют, что память у детей является с самого начала отражением объективной реальности.

Ценный вклад в учение о развитии детской памяти внёс И. М. Сеченов. К изучению психических процессов и, в частности, процессов памяти у ребёнка он подошёл с позиции выдвинутой им рефлекторной теории психики, развитой в дальнейшем И. П. Павловым. Согласно этой теории, организм не только воспринимает внешние воздействия, но и отвечает на них тем или иным двигательным актом, благодаря нервным путям, идущим от органов чувств через мозг к мышцам.

Эльконин Д. Б. указывал, что дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует.

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка, сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Рассматривая процесс развития памяти ребёнка, А.Н. Леонтьев отмечал, что если перед ребёнком встаёт специальная цель - запомнить, то запоминание и соответственно припоминание имеют у него характер произвольного, управляемого процесса. Если же эта цель не выделяется, заслоняется другой, то память вновь приобретает черты непроизвольности [9].

Память детей характеризуется большой пластичностью, т.е. лёгкой запечатлеваемостью действующих раздражений. На этом основании психологи Мэйман и К. Бюлер считают, что память ребёнка лучше, чем память взрослого. Однако практика показывает, что хотя маленькие дети и запоминают материал быстро и легко, однако их память, бесспорно, беднее памяти взрослых. Запечатление идёт беспорядочно. Дети легко удерживают в памяти совершенно случайные события, отдельные шуточные выражения, обрывки выражений взрослых. Этот материал, запавший в память ребёнка, сохраняется порой очень долго и так же случайно «всплывает». Ребёнок не умеет владеть богатством своей памяти, а её пластичность усиливает бессмысленность запоминания и сохранения часто совершенно не нужного материала.

Наблюдения за психическим развитием детей и специальные исследования показывают, что память ребёнка с возрастом развивается, изменяясь как по объёму, так и в качественном отношении.

Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребёнка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью.

Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания.

Важным моментом в развитии памяти ребёнка является её выделение из процесса восприятия, т.е. возможность воспроизведения образа объекта в отсутствии последнего.

В преддошкольном возрасте память ребёнка носит непреднамеренный, непроизвольный характер, т.е. ребёнок, запоминает что-либо, не ставя себе особой цели запомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляется в процессе общения со взрослым и обнаруживается по преимуществу в форме узнавания. В дошкольном возрасте память ребёнка всё более и более приобретает результативный характер.

Младший дошкольный возраст (3-4 года). У детей младшего дошкольного возраста ещё отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребёнок этого возраста ещё не умеет целенаправленно запоминать и припоминать. Как запоминание, так и припоминание осуществляется в этом возрасте непреднамеренно. Запечатление и воспроизведение чего-либо происходят без преднамеренных усилий со стороны ребёнка в процессе выполнения им практической или игровой деятельности.

Ребёнок 3-4 лет запоминает и припоминает в основном связи, образовавшиеся у него на основе постоянно повторяющейся пространственной или временной смежности воздействующих объектов и явлений. Причём припоминание у него проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо.

Экспериментальные данные П.И. Зинченко и Н.А. Корниенко показывают, что дети этого возраста могут воспроизвести в среднем не более 4 предметов или их изображений из 10-15 предъявляющихся им.

По данным ряда авторов: А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина Н.А. Корниенко, и др., ребёнок 3-4 лет в среднем запоминает не более двух слов.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может принять мнемическую цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой мнемическую цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности.

По данным В. Занкова, Д.М. Маянц, Н.А. Корниенко развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Дети этого возраста могут воспроизвести в среднем уже 5 из 10-15 однократно предъявлявшихся им предметов и около 4 не связных между собой слов из ряда, из 10-15 слов. Увеличивается также объём запоминания связного текста.

Опыты, проведенные З.М.Истоминой по методике игры в «детский сад» и «магазин» показали: что показатели запоминания в данном случае неуклонно повышаются с возрастом, наиболее значительный подъём их отмечается при переходе от трёх к четырём годам.

Автор описала особенности запоминания у четырёхлетних детей. В игре эти дети были озабочены тем, чтобы действительно запомнить и выполнить поручение, хотя у большинства из них специальной активности так же, как и у трёхлетних, ещё не проявлялось. Правда, они иначе выслушивали поручение: были более внимательны и стремились как можно быстрее дойти до воспитательницы и назвать то, что они запоминали. Однако что надо делать для того, чтобы запомнить, они так же не знали.

Способы запоминания, к которым прибегает ребенок, не всегда видны достаточно отчетливо. Однако процессы запоминания и воспроизведения, у этих детей приобретают черты преднамеренности и произвольности. Дети в возрасте четырёх лет пытаются уже пользоваться повторением (вслух и про себя), хотя делают это еще не умело.

Обобщая результаты исследования запоминания у детей четырех лет, необходимо отметить, что отношение к поручению взрослого (его «принятие» и «передача») у них еще во многом напоминает поведение детей трёх лет. Вместе с тем в этом возрасте уже многие дети вычленяют мнемические цели. Поэтому они иначе, чем трёхлетние, выслушивают поручение взрослого. Продуктивность запоминания у них становится выше. Однако и они запоминают непосредственным путём, без использования каких-либо приёмов. Специальная активность при запоминании, выражается в том, что ребёнок впервые пытается использовать повторение как прием запоминания, наблюдалась только у некоторых детей.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). П.И. Зинченко говорил, что в этом возрасте процесс преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развёрнутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомнить. Произвольное, преднамеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к непроизвольному запоминанию. Ребёнок научается управлять своей памятью, используя различные мнемические приёмы и средства, среди которых ведущее место занимает речевое опосредствование.

В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребёнок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в дошкольном возрасте играет то, что к 6-7 годам представления ребёнка об окружающем начинают систематизироваться.

Итак, дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребёнка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью. Нами изучены характеристики памяти на различных этапах дошкольного детства. Память детей складывается и изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"

По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники....

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Развитие памяти детей дошкольного возрастаПериод с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. В это время наблюдаются прогрессивные изменения в различных сферах –...

ЛЕГО- конструктора в развитии инеллектуальных способностей детей дошкольного возраста . Значимость конструирования в дошкольном детстве.

ЛЕГО- конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию. Является сложным познавательным процесом, в результате которого происходит инеллектуальное развитие...

Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах.

Данная методическая копилка содержит различные речевые игры для использования на занятиях по развитию речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а так же в подготовительных группа...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах по теории Леонтьева...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах

Презентация, дающая наиболее полное представление, раскрывающее теорию Леонтьева об особенностях развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах...

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память - это инте...