Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"
статья по теме

По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osoznavaya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти детей дошкольного возраста

  Осознавая, что развитие памяти детей дошкольного

Возраста в настоящее время является очень актуальным, я работаю над этим уже несколько лет, используя приёмы мнемотехники.

  Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала. Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

  Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того, чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому я никогда не отвергаю то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется мне не удачной.

  Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план.

В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией.

  Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

  Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

  Следующим этапом моей работы было проведение диагностики для определения уровня развития природной памяти у детей своей группы. Результаты данной диагностики показали, что основная масса детей имеет низкий и средний уровень развития природной памяти.

   Свою работу я проводила в три этапа.

   1 этап – аналитико – диагностический. На этом этапе я подбирала и изготавливала дидактический материал, методическую литературу, проводила диагностику детей.

   2 этап – практический. На этом этапе я постепенно включала элементы мнемотехники в педагогический процесс (занятия, повседневная деятельность).

    3 этап – аналитико – обобщающий. На этом этапе я подводила итог работы по данной проблеме, обобщала опыт.

    Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, режимные процессы, свободная деятельность детей).

Технология опыта

 

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую  заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;                                              

 -перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;  

  -развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

     Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Волк и семеро козлят».

     Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых я осуществляла следующие задачи.

  1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
  2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: коза-« рожки», вода- волнистая линия, закрытая дверь- замок.
  3. После перекодирования осуществляем пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Жила коза с козлятами. Ела коза траву шелковую, пила воду родниковую. Когда уходила, дверь запирала на замок. Пришёл однажды волк и постучал в дверь. Но козлятки ему не открыли, потому что он пел толстым голосом. Пошёл волк к кузнецу, и перековал ему кузнец голос с грубого на тонкий. Вернулся волк и съел козлят, только один козлёночек спрятался в печку. Пришла коза и плачет: «Это ты, волк, съел моих деток». Пошли они в лес, а там – яма с огнём. Стали они через неё прыгать. Коза перепрыгнула, а волк провалился в яму. Живот у него лопнул, а оттуда выскочили козлятки живые и здоровые и бросились к маме». При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах), или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).
  4. Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.
  5. Каждая таблица воспроизводится ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?» Примечание. Для детей младшего и среднего возраста даю таблицы цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, цыплята – жёлтые, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.д.

   В таблице схематически изображаю всё то, что считаю нужным отразить в данной таблице (персонажи сказок, явления природы, некоторые действия), но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

    Знакомя детей с характерными особенностями времён года в таблице использую цветовые буквенные обозначения: осень – жёлтая буква «О», зима – синяя буква «З», весна – зелёная «В», лето – красная «Л». При этом устанавливаю условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь – короткие штрихи, снег – снежинки, ветер – наклоненные ветки дерева, тепло – солнце и т.д. Использование таких условных обозначений позволяет составить мнемотаблицу о любом времени года.

   Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия « сезон как время года».

   Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

     Для развития психических процессов у детей моей группы я использую коллажи. Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

   Я использую коллаж как учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

   Цели работы с коллажом:  

- закрепление различных методов запоминания;

- развитие фотографической памяти ребёнка;

- расширение словарного запаса, образного восприятия;

- развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

   В работе с детьми я использую два вида коллажей:

1. развивающий – способствует развитию фантазии, умению соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;

2. обучающий – способствует обучению и закреплению определённых знаний о предмете коллажа (математический, исторический, по грамоте, по экологии, природе, геометрические фигуры, математические действия и другие).

   Работу с коллажом делю на четыре этапа:
1. детям предлагаю рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят.

2. Составляем сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – составляет воспитатель, старший – самостоятельно).

3. Если коллаж содержит цифры или буквы, то я задаю наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.д.

4. Отрабатываю приёмы запоминания предложенной информации. Предлагаю детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 секунд, затем коллаж переворачиваю и детям предлагаю устно воспроизвести все изображения на коллаже.

   Начиная свою работу, я использовала дидактический материал, собранный в приложении к методическому пособию Т.В.Большевой «Учимся по сказке», затем я изготавливала коллажи сама и привлекала к этому родителей.

   Используя в своей работе мнемотаблицы и коллажи, я использую и тактильные дощечки. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

   Работая с тактильными дощечками, я стараюсь развить у детей восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновений. Дощечки я изготовила из плотного картона размером 5х10 см. На одной стороне каждой дощечки написала порядковый номер, а на другую сторону наклеила различные материалы, так как все дощечки должны быть разными на ощупь:

    №1- искусственный мех;

   №2- жёсткая наждачная бумага;

   №3- кусочек фланели;

   №4- накапала воск от расплавленной свечи;

   №5- наклеила зигзагообразно кусок шнура;

   №6- спички;

   №7- скорлупки от орехов;

   №8- фольга;

   №9- бархатная ткань;

   №10- кусочек линолеума;

   №11- перловая крупа;

   №12- чешуйки от шишек;

   №13- разломанные кусочки палочек;

   №14- монетка…

   В процессе работы дощечки обновляла, дополняла (наклеивала различные крупы, засушенные растения, камешки и т.д.)

   Последовательность работы с тактильными дощечками:

  1. даю ребёнку сигнал, чтобы он закрыл глаза.
  2. Вкладываю в его руку дощечку с установкой её потрогать.
  3. Спрашиваю у ребёнка, что это ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котёнка, колючего ёжика, зубастого волка и др.)

4.Забираю дощечку и даю установку, чтобы он открыл глаза.                                                                                                                          

   В начале работы с тактильными дощечками дети затруднялись отвечать на вопросы. После нескольких упражнений и игр они уже охотно рассказывали о своих ощущениях, приводили интересные сравнения, находили нужную дощечку на ощупь по заданной мною установке.

   Основное условие для игр с детьми  - это использование от одной до трёх дощечек, в зависимости от возраста.

   В своей работе я использую несколько вариантов игры с тактильными дощечками: «Кто в домике живёт?», «Разложи дощечки по порядку», «Едем по дороге» и другие.

   Мнемодорожки, мнемотаблицы и коллажи я использую во всех видах занятий: математике, развитию речи, грамоте, ознакомлению с окружающим, валеологии, экологии.

    Так же в работе с детьми много времени я уделяю дидактическим играм и упражнениям, основанных на приёмах мнемотехники: «Волшебные шнурочки», «Сосчитай», «Крестики-нолики», «Числовая линейка» и т.д.

   Таким образом, используемые мною приёмы мнемотехники помогли решить следующие задачи:

   Развили у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать учебный материал по мнемотаблице и коллажу.

   Познакомили детей с временами года с помощью условных обозначений на мнемотаблице и мнемодорожке.

   Развили умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

   Помогли обучить детей правильному звукопроизношению, познакомить с буквами.

   Но основное – к чему я стремилась – приёмы мнемотехники помогли развить у детей психические процессы: различные виды памяти, внимание, мышление.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной памяти детей дошкольного возраста средствами НДПИ

Методический материал для воспитателей и педагогов-психологов в работе с детьми дошкольного возраста средствами НДПИ....

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Развитие памяти детей дошкольного возрастаПериод с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. В это время наблюдаются прогрессивные изменения в различных сферах –...

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Этот материал может быть полезен как воспитателям, так и родителям....

Программа НОД на развитие произвольной памяти детей дошкольного возраста.

Программа занятий на развитие произвольной памяти детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

Конспект мастер-класса "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточно развитое логическое мышление. А вед...

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....