Особенности развития и воспитания детей в различные этапы дошкольного образования (4-5, 5-6, 6-7 лет)
консультация
Каждый ребёнок индивидуален, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребёнок или испытывает в чём-либо затруднения. Данный материал поможет определить уровень развития детей различных ступеней дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detey_v_razlichnye_etapy_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детей 4-5 лет
Особенности психического развития ребёнка в возрасте 4-5 лет
В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребёнка, его детализации.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Логическое мышление
Ребёнок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
- Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
- Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
- Собирать пирамидку без посторонней помощи.
- Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
- Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан - фрукты; стол, стул, диван - мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
- Складывать по образцу постройки из конструктора.
- Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
- Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
- Находить сходства и различия предметов.
Математика
Ребёнок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
- Различать и называть части суток, времена года
- Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
- Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
- Ребёнок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
- Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
- Понимать значение: больше - меньше, поровну.
- Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
- Ребёнок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
- Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).
Развитие Речи
Ребёнок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
- Понимать речь окружающих.
- Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
- Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
- Находить предмет по описанию. Описать предмет.
- Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
- Понимать, употреблять, составлять слова - антонимы (теплый - холодный, низкий - высокий и т.д.).
- Называть существительные в единственном и множественном числе (груша - груши).
- Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
- Выделять первый звук в слове.
- Читать наизусть небольшие стихотворения.
- Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
- Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.
Окружающий мир
Ребёнок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
- Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
- Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
- Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
- Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
- Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
- Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
- Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
- Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребёнок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
Правильно удерживать в руке карандаш.
Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Изобразительная деятельность
Ребёнок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
Создавать узор на круге, квадрате.
Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Развитие детей 5-6 лет
Особенности психического развития ребёнка в возрасте 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Логическое мышление
Ребёнок в возрасте 5-6 лет должен уметь:
- Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
- Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
- Сравнивать два изображения по памяти.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
- Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
- Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
- Запоминать 8 слов из 10 предложенных.
Математика
Ребёнок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
- Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
- Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
- Ребёнок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
- Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
- Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Развитие речи
Ребёнок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
- Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
- Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
- Определять место звука в слове.
- По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
- Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
- Замечать неправильную постановку ударения в слове.
- Подбирать к существительному несколько прилагательных.
- Заменять слово другим словом со сходным значением.
- Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
- Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
- Правильно произносить все звуки.
Окружающий мир
Ребёнок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
- Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
- Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
- Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
- Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
- Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
- Знать своих родственников, домашний адрес.
- Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
- Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
- Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
- Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Знать два - три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
- Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
- Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре - пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
- Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребёнок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
- Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
- Самостоятельно раздеваться, одеваться.
- Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
- Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
- Завязывать узелки на веревке.
- Ориентироваться в тетради в клетку
- Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Изобразительная деятельность
Ребёнок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
- Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
- Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
- Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
- Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
- Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
- Владеть навыком округлого раскатывания
- Владеть навыком рационального деление пластилина
- Использовать в работе стеку
- Умение передавать в лепке движения
- Правильно держать ножницы и действовать ими
- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
- Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
- Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
- Развитие детей 6-7 лет
Особенности психического развития ребёнка в возрасте 6-7 лет
У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребёнок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.
На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние».
Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.
В этом возрасте деятельности ребёнка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.
Соподчинение мотивов - такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».
Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.
Логическое мышление
Ребёнок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного повторения.
- Находить и объяснить сходства и различия предметов.
- Группировать предметы по признакам.
- Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).
- Находить лишний предмет в группе.
- Решать головоломки, логические задачи.
- Описывать по памяти предмет, событие, явление.
- Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.
- Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».
Математика
Ребёнок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из фигур.
- Ребёнок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
- Соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
- Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
- Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», «<».
- Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
- Знать и называть основные цвета спектра и оттенки.
- Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Развитие речи
Ребёнок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком. Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.
- Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
- Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по заданному плану или образцу.
- Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
- Говорить спокойно, не повышая голоса.
- Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы, аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.
- Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками.
- Читать наизусть стихи.
Окружающий мир
Ребёнок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения, домашний адрес.
- Фамилии, имена, отчества своих родителей.
- Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь представление о президенте.
- Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный).
- Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые дорожные наки и их назначение).
- Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение.
- Определять материалы, из которого сделаны предметы. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
- Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Классифицировать представителей животного и растительного мира.
- Ухаживать за растениями и животными.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребёнок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за своим внешним видом.
- Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать шнурки.
- Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.
- Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.
- Точно копировать простой узор.
- Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка вправо, две клетки верх, и т. д.»)
Изобразительная деятельность
Ребёнок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные, сюжетные и декоративные композиции.
- Использовать разные способы изображения и материалы.
- Детально и пропорционально изображать человека.
- Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы.
- Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур
- Пользоваться ножницами.
- Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и коллективные композиции.
- Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.
- Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет гендерных особенностей в воспитании детей в контексте ФГОС дошкольного образования
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...
Развивающая образовательная среда: современные особенности организации физического воспитания в соответствие с ФГОС дошкольного образования.
Основные особенности и требования к предметно-пространственной среде в части реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствие с ФГОС в ДОУ...
"Особенности развития речевых функций детей с различными дефектами речи при совместных коррекционных занятиях логопеда и музыкального руководителя"
В условиях дошкольного образовательного учреждения, совместная работа логопеда и музыкального руководителя облегчило коррекцию речевых расстройств....
Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
что ребенок уже может делать самостоятельно, а что ему еще не доступно;- какие изменения в поведении, в физическом, интеллектуальном развитии, в развитии речи и т.п. вы замечаете в своем ребенке...
Родительские встречи Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста!»
родительские встречи!...
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста»
Ранний возраст – период, когда ребенок зависит от родителей и от атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие в этот период окажет слишком авторитарный стиль воспитания, который часто приво...
Особенности патриотического воспитания детей на разных этапах дошкольного детства
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении. Через общение в семье с близкими людьми совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам...