Развитие связной речи детей различными методами
консультация по развитию речи (младшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Работа по развитию речи с младшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_detey_razlichnymi_metodami.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей различными методами

Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети, физически ослабленные, часто болеющие, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития.

Дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателей: словарному запасу, выразительности речи, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти     необходимые слова, по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка.

  Таким образом, намечаются  задачи словарной работы:

 1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

 2. Помочь ребёнку освоить социально закрепленное содержание слов:

 а) овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей ;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

 в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введения их в практику общения.

4. Самостоятельно строить связное высказывание.

Каким образом лучше, понятней, интересней проводить работу с детьми?

1.Привлекая детей и родителей, необходимо  пополнять и расширять развивающую среду:

- это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, пальчиковая гимнастика;

- дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;

- иллюстрации: предметные и сюжетные картины;

- составление мнемотаблиц для перессказа текстов и заучивания стихов.

Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно входит в окружающий мир. Познаёт новое, интересное, легко выражает свои мысли, желания, просьбы. На сегодняшний день проблема развития речи особенно актуальна. Недостаточное общение родителей с детьми, невнимание к речевым трудностям способствуют росту числа дошкольников с недостатками в речи.

Основные проблемы развития речи дошкольников:

- Минимальный словарный запас.

- Односложная речь.

- Отсутствие навыков грамматически правильно строить предложение.

- Неспособность построить монолог.

- Неправильное произношение, плохая дикция.

- Отсутствие навыков культуры речи.

- Бедная диалогическая речь.

В связи с такими проблемами, встает вопрос о том, какие средства и методы использовать для коррекции недостатков в развитии речи. Одним из таких методов является использование мнемотехнических приемов.

2.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемотехники в том, что весь текст представлен в последовательных картинках. Известный факт, что язык мозга –образы. Применение мнемотаблиц заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Так же как и любой процесс обучения, мнемотехнику рекомендуется применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. Постепенно усложнять, выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы.

Дети очень быстро понимают, что значит «зашифровать слово». Эта методика облегчает дошкольникам поиск и запоминание слов.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.

Размеры мнемотаблиц различные - все зависит от возраста детей, уровня развития.

- Младшие, средние дошкольники - таблицы на 6 клетках;

- Старшие дошкольники - таблицы на 9-12 клетках;

- Подготовительный к школе возраст - таблицы на 12-15 клетках.

Мнемотехника расширяет объём памяти, формирует дополнительные ассоциации. Ребёнок учится свободно выражать мысли, мнение, расширяется кругозор. Использование мнемотехники является важным способом развития связной речи и средством познания окружающего мира.

3.Также для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений и игр.

1 .Разговариваем по телефону

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.

Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком.Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.

Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет",постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

2. Отвечаем на вопросы

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов.Но не экзаменовать его по какому-то вопросу,что какого цвета или где большой дом, а где маленький.А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу.Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет.Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.В процессе сюжетно-ролевой игры(с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше,куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонажи зачем, что возьмет с собой, во что оденется,что будет, есть и так далее.

3. Что бывает? Какое бывает?

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким можетбыть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотябы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно(в данном случае: твердым бывает…).

Или наоборот:

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким?Или одновременно большим и маленьким?"Или так:

Что бывает круглое? Что бывает острое?

Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

Что бывает пушистое? Что бывает твердое?

Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский

сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.Отводить специальное время для них не стоит.

Предложите ребенку задавать вам подобные задания.А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять,насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

4.Что сначала? Что потом?

Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом"на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг,игр с карточками.Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов,предложите ему продолжить фразы типа:сначала чай наливают, потом пьют

сначала человек ложится спать, потом встает ;сначала самолет взлетает, потом…

сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок,тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные"фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп,а потом помыть и почистить,

сначала у собачки рождается щенок,а потом из щенка вырастаем большой кот…

Поменяйтесь ролями - ребенок начинает,вы продолжаете.

5 .Что будет, если...

Еще одна устная игра.Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка?Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.

Затем меняйтесь ролями.

6. Что можно делать с...? С чем можно делать...?

Вы начинаете:"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой,ракеткой, а еще…", "Воду можно пить.

Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..."- ребенок продолжает.Или:

"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

Или:Чай пьют, а печенье едят.На кровати лежат, а на стуле сидят.

Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп…

Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.Когда суть игры станет понятной,пробуйте меняться ролями –ребенок начинает, вы продолжаете.

7 .Кто что делает?

Правила - аналогичны другим устным играм:взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…"

"Чайник - свистит, кипит…""Машина - едет, гудит, светит…"

"Снег - идет, тает…""Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"

Или называете два предмета или живых существа.Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.И птица, и муха летают.И снег, и дождь выпадают на землю.

И снег, и лед – тают

Или много предметов на одно действие:

"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще…"

"Едет - машина, поезд, велосипед…""Тает - мороженое, лед…"

Или задания, имеющие только один ответ:

"Кто  чинит сапоги?""Кто печет пироги?"и так далее о других профессиях.

"Кто хоботом пьет воду?""Носит грибы на иголках?" и т.д.

8. Что где? Кто где?

Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.

Что есть у нас на кухне?Что есть у нас в прихожей? И так далее.

Где у нас стоит телевизор?Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне).

Потом "отправиться" в путешествие.

Мы идем гулять в лес. Что растет в лесу?Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве?

Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?Где бабочка? Где лисица?

Куда прыгает зайчик? И так далее…

9. Что внутри?

Взрослый называет предмет или место,а ребенок в ответ называет что-то или кого-то,

что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол,шкаф - свитер,холодильник - кефир,тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство,кастрюля - суп,дупло - белка,улей - пчелы,нора - лиса,автобус - пассажиры,

корабль - матросы,больница - врачи,магазин - покупатели.

10. Угадай, кто это?

Взрослый называет несколько слов(желательно использовать в основном прилагательные),

описывающих то или иное животное.Задача ребенка, как можно быстрее угадать,о ком идет речь.Сначала следует давать более общие описания.Затем называть более точные признаки,

характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь)

11. Больше, чем... Меньше, чем...

Взрослый ставит задачу:"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь,а ты называешь предмет или животное (до трех),которое по размеру больше, чем я назвал."

Например, муравей - коробок, слон - дом,мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то,а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

12. Один - много

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий,потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты,сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".

Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов,дочь - много дочерей…"Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова,которые изменяются по числам довольно похоже.Когда натренируетесь, усложняйте задания.Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:

"Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…"

Можно и наоборот:"пять столов, четыре стола, три стола, два стола, один стол"и так далее до одного или пока не собьется.Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно,то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте.

Но можно ориентироваться на какую-либо тему.

Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу,или на кухне, или в магазине одежды.

И если вы назовете предмет, которого здесь(в лесу, на кухне, в магазине) быть не может,малыш не должен поддерживать игру.

Поэтому надо быть внимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Расширение и активизация словаря детей по теме «Посуда», посредством различных игр и упражнений, развитие связной речи детей

Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»(в соответствии с требованиями Федерального государственно...

Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Конспект ООД по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности на тему: «Зимушка, зима»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕННИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАВЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №20 «Р...