Доклад «Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»
материал (младшая группа)

Игнатова Любовь Николаевна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Филиал «Солнышко» МБДОУ детский сад «Радуга» Староюрьевский район, с. Староюрьево, Тамбовская область

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 «Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Подготовила воспитатель:

Игнатова Любовь Николаевна

 

 

 

 

 

2022г.

Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации

 

   Введение: Дошкольный возраст – уникальный и важнейший период становления человека и его здоровья . Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании .Каким будет человек, в большей степени зависит от этого периода. Я стремлюсь к тому ,чтобы воспитание маленьких детей было ориентировано в первую очередь на личностные ,индивидуальные , возрастные особенности ребёнка. Это значит ,что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему :чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть ,слышать , трогать руками ,пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

 

Целью моей работы в этот период было: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, путём взаимодействия детского сада и семьи.

 

Конкретные задачи работы заключаются в следующем:

  • Изучить понятие и сущность адаптации детей к ДОУ;
  • Выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста;
  • Разработать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
  • Выделить средовые факторы риска неблагоприятного течения адаптационного периода и определить способы профилактики и реализации;
  • Проанализировать результаты и сделать выводы;
  • Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ.

 

Одно из условий успешной адаптации – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.

 

Определила формы работы с родителями:

 

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогических исследований
  2. Изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
  3. Проведение родительского собрания.
  4. Раздача памяток с рекомендациями по подготовке ребёнка к  адаптационному периоду.
  5. Оформление родительского уголка (консультации, папки-передвижки).
  6.  «День открытых дверей».
  7. Организация предметно-развивающей среды.

 

Первое собрание  с родителями я проводила в нетрадиционной форме. Чтобы создать располагающую к общению обстановку предлагала  игру «Давайте познакомимся!», в которой каждый родитель коротко рассказывал о своей семье (как зовут членов семьи, семейные увлечения и т.п.).  

Потом я рассказала родителям,  как проходит адаптационный период в детском саду, чтобы объяснить, что особенности поведения, которые их очень беспокоят, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации.

 

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша , необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнк, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Течение адаптации: Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации?

 

Меры, облегчающие адаптацию.

Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение, так как в этот период у ребёнка изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность. Кризис адаптации имеет место у каждого ребёнка , но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток

 

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

  • Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
  • Возраст малыша.
  • Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни)
  • Cоциальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)
  • Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.) Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.

 

Я советую родителям рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему нужно, чтобы малыш пошел в детский сад.

Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми.

В саду все приспособлено для детей: там маленькие столики, маленькие кроватки,  маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют.

Я советую родителям :подробно рассказывать ребенку о время препровождении в  детском саду: что, как и в  какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ, и тем чаще  будет его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в сад .Надо стараться дома соблюдать режим дня, предусмотренный в  детском саду.                                                                                             

Рекомендую родителям :не создавать у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объяснять нужно, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Мамы должны сказать малышу: «воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать».                                                                                                                  

Даю советы родителям: чаще гулять с ребенком на детской площадке, давать ребенку возможность учиться самому разрешать конфликты, находить выход из ситуации; научить   надо знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.                                                                                                                            

Рекомендую мамам: ходить с ребенком в гости и приглашать гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учитьребенка общаться, вместе играть, делиться своими игрушками и т.п. – показывать. как это надо делать.                                 

Советую родителям : игратьс ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий, роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка.                                                                                        

Даю рекомендации мамам приучать детей к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.

Советую родителям  убедить ребёнка в том, что ему будет интересно и комфортно  в детском саду. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.    

Рекомендую родителям  не говорить    при ребёнке о том, что приходится отдавать  его в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения .Рекомендую родителям  помочь ребенку в этом, познакомьтесься с другими родителями и их детьми; спрашивать дома своего малыша о других детях. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Провожу беседы с  родителями о том ,чтобы в присутствии ребенка избегать критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, никогда не пугать ребенка детским садом.

Советую мамам в период адаптации эмоционально поддерживать малыша. Теперь они  проводите с ним меньше времени, компенсировать надо это качеством общения, чаще обнимать ребенка, сказать малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

Желание родителей принимать участие в жизни группы очень способствует положительному отношению детей к детскому саду. Какое отношение у родителей, такое отношение будет и у детей.

    Самое главное – это доверие педагогам и  вера родителей в то, что с их детьми все будет хорошо и тогда адаптация для всех пройдёт более успешно и безболезненно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2022_doklad.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Филиал «Солнышко» МБДОУ детский сад «Радуга» Староюрьевский район, с. Староюрьево, Тамбовская область

Доклад

 «Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации»

                                                     Подготовила воспитатель:

Игнатова Любовь Николаевна

2022г.

Взаимодействие с семьей в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной организации

   Введение: Дошкольный возраст – уникальный и важнейший период становления человека и его здоровья . Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании .Каким будет человек, в большей степени зависит от этого периода. Я стремлюсь к тому ,чтобы воспитание маленьких детей было ориентировано в первую очередь на личностные ,индивидуальные , возрастные особенности ребёнка. Это значит ,что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему :чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть ,слышать , трогать руками ,пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Целью моей работы в этот период было: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, путём взаимодействия детского сада и семьи.

Конкретные задачи работы заключаются в следующем:

  • Изучить понятие и сущность адаптации детей к ДОУ;
  • Выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста;
  • Разработать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
  • Выделить средовые факторы риска неблагоприятного течения адаптационного периода и определить способы профилактики и реализации;
  • Проанализировать результаты и сделать выводы;
  • Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ.

 

Одно из условий успешной адаптации – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.

Определила формы работы с родителями:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогических исследований
  2. Изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
  3. Проведение родительского собрания.
  4. Раздача памяток с рекомендациями по подготовке ребёнка к  адаптационному периоду.
  5. Оформление родительского уголка (консультации, папки-передвижки).
  6.  «День открытых дверей».
  7. Организация предметно-развивающей среды.

Первое собрание  с родителями я проводила в нетрадиционной форме. Чтобы создать располагающую к общению обстановку предлагала  игру «Давайте познакомимся!», в которой каждый родитель коротко рассказывал о своей семье (как зовут членов семьи, семейные увлечения и т.п.).  

Потом я рассказала родителям,  как проходит адаптационный период в детском саду, чтобы объяснить, что особенности поведения, которые их очень беспокоят, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов: 

Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша , необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнк, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Течение адаптации: Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации?

Меры, облегчающие адаптацию.

Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение, так как в этот период у ребёнка изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность. Кризис адаптации имеет место у каждого ребёнка , но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

  • Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
  • Возраст малыша.
  • Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни)
  • Cоциальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)
  • Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.) Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.

Я советую родителям рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему нужно, чтобы малыш пошел в детский сад.

Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми.

В саду все приспособлено для детей: там маленькие столики, маленькие кроватки,  маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют.

Я советую родителям :подробно рассказывать ребенку о время препровождении в  детском саду: что, как и в  какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ, и тем чаще  будет его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в сад .Надо стараться дома соблюдать режим дня, предусмотренный в  детском саду.                                                                                             

Рекомендую родителям :не создавать у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объяснять нужно, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Мамы должны сказать малышу: «воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать».                                                                                                                 

Даю советы родителям: чаще гулять с ребенком на детской площадке, давать ребенку возможность учиться самому разрешать конфликты, находить выход из ситуации; научить   надо знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.                                                                                                                           

Рекомендую мамам: ходить с ребенком в гости и приглашать гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учитьребенка общаться, вместе играть, делиться своими игрушками и т.п. – показывать. как это надо делать.                                 

Советую родителям : игратьс ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий, роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка.                                                                                        

Даю рекомендации мамам приучать детей к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.

Советую родителям  убедить ребёнка в том, что ему будет интересно и комфортно  в детском саду. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.    

Рекомендую родителям  не говорить    при ребёнке о том, что приходится отдавать  его в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения .Рекомендую родителям  помочь ребенку в этом, познакомьтесься с другими родителями и их детьми; спрашивать дома своего малыша о других детях. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Провожу беседы с  родителями о том ,чтобы в присутствии ребенка избегать критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, никогда не пугать ребенка детским садом.

Советую мамам в период адаптации эмоционально поддерживать малыша. Теперь они  проводите с ним меньше времени, компенсировать надо это качеством общения, чаще обнимать ребенка, сказать малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

Желание родителей принимать участие в жизни группы очень способствует положительному отношению детей к детскому саду. Какое отношение у родителей, такое отношение будет и у детей.

    Самое главное – это доверие педагогам и  вера родителей в то, что с их детьми все будет хорошо и тогда адаптация для всех пройдёт более успешно и безболезненно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого перио...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка в условиях ДОУ.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...

обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"

Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки прив...

Взаимодействие с семьёй в процессе адаптации ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации.

Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вх...

Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»      Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»...