ООД "Семья и семейные традиции"
план-конспект занятия (средняя группа)

Шипилова Ирина Викторовна

Формирование у детей правильного представления о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи и приобщение к истокам русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_semya_i_semeynye_traditsii.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида №151»

Конспект

организованной образовательной деятельности

в средней группе на тему:

«Семья и семейные традиции»

                                                                    Провела:

                                                                        воспитатель

                                                                    Шипилова И.В.

Цель: 

Формирование у детей правильного представления о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи и приобщение к истокам

русской культуры.

Задачи:

- Развивать у детей стремление обсуждать, сравнивать, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

- Учить детей составлять рассказ по фотографии, подбирать родственные слова, образовывать прилагательные, согласовывая их с существительными;

- Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- Формировать представление о прошлом нашей родины;

- Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях;

- Обогащать словарный запас (изба, лапти, туесок, чугун, ухват, половик,  колыбелька, сундук);

- Развивать внимание, память, логическое мышление, общей и мелкой моторики;

- Воспитывать гордость за свою семью, уважение к семейным традициям, интерес к обычаям старины, доброжелательность.

Оборудование:  

- Оформлен уголок «Русская изба» (самовар, фотоальбомы и т.д.);

- Семейные фотографии, фотографии нашей группы;

- Цветной пластилин украшения из разного материала, доски для лепки,    цветной картон, блюдечки с ингредиентами для украшения, влажные салфетки;

- Аудиозапись русских народных песен, мелодий.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов, цикл занятий по темам «Моя семья», «Мое имя», «Семейные традиции», «Убранство русской избы», рассматривание картин с изображением предметов русского быта, чтение русских народных сказок, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье, лепка из пластилина калачей, кренделей и т.д.

Ход занятия:

В: - Ребята, на прошлом занятии мы с вами много говорили о семье, о семейных традициях, рассматривали фотографии, фотоальбомы. А что же такое семья?

Д: - Семья- это дом, семья- это мир, где царит любовь и дружба. Семья-  это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.

В: - А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья».

В: - Кто же такие родственники?

Д: - Родственники – это люди, родные друг другу: это братья, сёстры, мамы, папы, дедушки, бабушки.

В: - Вы бы хотели рассказать гостям о своих семьях?

Д: - Да. Хотим рассказать…

В: - Тогда усаживаемся поудобнее на стульчики….

(Дети рассматривают альбом (семейные фотографии), и рассказывают о своей семье (рассказ 3-4 детей), в беседе с детьми о семье. Я спрашиваю: -Кто старший в вашей семье? Как можно назвать маму (папу, дедушку, бабушку) ласково? (мамуля, папуля и т.д.) А какой (ая) у тебя папа, мама, бабушка…? (мой папа сильный, смелый, играет со мной в футбол, катает на машине, ходит за мной в садик…Мама ласковая, нежная, заботливая, умеет вкусно готовить, стирает, гладит, купает, гуляет со мной…)

В конце альбома групповое фото.

В: - А почему здесь эта фотография?

Д: - Детский сад- это тоже семья, наш второй дом, где мы проводим целый день.

В: - А еще хочется, чтобы ваши семьи были здоровыми, для этого нужно заниматься спортом, зарядкой. Покажем, как?

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой. (хлопаем в ладоши)

Мы во двор выходим дружной семьёй. (маршируем на месте)

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (образуем круг)

Мама руки поднимает- 1-2 (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает – 1-2 (приседания)

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты)

А я бегу трусцой и качаю головой. (бег на месте и наклоны головой в стороны)

В: - Ребята! Скажите, а в какой стране мы живём?

Д: - Мы живём в России.

В: - А как раньше называлась наша страна?

Д: - Раньше наша страна называлась Русь.

1 ребёнок: Русь деревянная, края дорогие!

                     Здесь издавна русские люди живут,

                     Они прославляют жилища родные,

                     Раздольные русские песни поют.

2 ребёнок: Я люблю тебя, Русь деревянная,

                       Ряд неровный бревенчатых изб,

                       Там, где утро восходит румянами,

                       И туманы стекаются вниз.

В: - Где же раньше жили люди? В чём?

Д: - Раньше люди жили, а избе.

В: - А что же такое изба?

Д: - Изба- это дом, построенный из брёвен, а крыша соломенная. Изба- это деревянный дом.

В: - Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Д: - Чтобы жить в нём, отдыхать, играть, кушать……

В: - Даже в старину люди строили себе жилища, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.

(дети на магнитной доске рассматривают иллюстрацию русской избы…)

В: - Ребята! Моя бабушка Дуся живёт в деревне, и я вас хочу пригласить к ней в гости. Хотите? (да)

В: - Возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем: «Мы собираемся, в дальний путь отправляемся»

(открываем глаза и видим русскую избу)

В. и Д: - Здравствуйте, бабушка!

Б: - Здравствуйте, гости дорогие! Хлеб- соль вам! Гость на порог- хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В: - Ребятки!.А вы заметили, что бабушка нас встретила хлебом- солью? Это такая традиция.

В: - Посмотрите, а что самое главное в избе?

Д: - Самая главная была в избе печка.

В: - Как вы думаете, почему она была главной в избе?

Д: - В ней и кушать готовили, она и дом согревала, на ней и спали, и одежду сушили, она лечила от болезней. Её даже называли кормилицей, барыней, сердцем дома.

Б: - А это знаете что у меня?

Д: - Самовар.

Б: - Самовар кипятили, угощали гостей чаем с пирогами, калачами, кренделями, пекли их в печи, а чай заваривали травяной….

В: - Бабушка, а что это у тебя здесь…покажи вам и расскажи?

(Бабушка показывает свои старые фотоальбомы и рассказывает кто там …)

В: - Бабушка, а сейчас в наше время модно фотографии помещать в рамки, ставить их на стол или вешать на стене. Хотите мы для вас сделаем фоторамки своими руками?

В: - Дети проходите за столы, садитесь на стульчики, перед вами кусочки цветного пластилина. Посмотрите, у меня в раках рамка. Какой она формы? (прямоугольной, у неё две стороны длинные и две короткие). Но прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре-

Кто у нас живёт в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!

В: - Теперь приступаем к работе, берём по кусочку и раскатывает колбаски- стараемся раскатать две длинных и две коротких, присоединяем их друг с другом в виде прямоугольника, прижимаем к картону и украшаем по вашему желанию……

Б: -  Ой да какие молодцы, порадовали бабушку, спасибо.

В: - Ребята!!! Пора нам прощаться с бабушкой, пора возвращаться в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для родителей «Семейные традиции – основа семейного благополучия»

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, гд...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...