План работы творческой группы "Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе PowerPoint"
методическая разработка

Карнаухова Юлия Владимировна

Работа творческой группы МБДОУ "Детский сад "Мальвина" на 2019-2020 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Утверждаю:____________

                                                                                     Заведующий МБДОУ

                                                                                    «Детский сад «Мальвина»

                                                                                     Долгих А.Н.

                                                                                     Принято  методическим

                                                                                     объединением воспитателей

                                                                                      МБДОУ

                                                            Протокол от «___» ________20__ г №____          

План работы творческой группы

«Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Power Point»

На 2019-2020 уч. год.

                                                                             Руководитель:

                                                                                  Карнаухова Ю.В.,

                                                                                 воспитатель I к.к

Тулун 2019г.

Пояснительная записка

В последнее время к педагогу предъявляют высокие требования. Воспитатель должен владеть компьютером, изготавливать презентации и игры для детей. Программа Power Point предоставляет большие возможности для создания интерактивных игр. Современные ИКТ-средства позволяют нам значительно расширить привычный набор учебных упражнений, дополнив их интерактивными дидактическими играми. Такие игры позволяют снять рабочее напряжение с учащихся и при этом повысить их интерес и познавательную активность, их можно использовать на различных этапах: в качестве тренировочного упражнения, во время подведения итога и т. п.

Цель данной творческой группы: знакомство с алгоритмом и обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста, а так же оптимизация формирования профессиональной готовности воспитателей ДОУ к самостоятельной разработке интерактивного программного продукта в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО.

Задачи:

• Сформировать представление о новых возможностях применения презентаций при создании электронных приложений к занятиям;

• Формирование умений создания и настройки презентаций;

• Обучение приёмам создания интерактивных дидактических игр;

• Формировать профессиональную направленность педагога на разработку и реализацию интерактивного программного продукта в рамках целевых ориентиров;

• Стимулировать активную позицию педагога в реализации ФГОС ДО через интеграцию традиционного опыта и ИКТ в разработке интерактивного программного продукта.

Оборудование: компьютерный класс (ноутбуки, компьютеры); мультимедийный проектор; презентация – сопровождение урока; презентация – пример дидактической игры.

Ожидаемый результат:

• У педагогов расширятся представления о новых возможностях применения презентаций при создании электронных приложений к занятиям;

• Будут сформированы первоначальные умения настройки презентаций, и навыки применения приёмов при создании интерактивных дидактических игр;

• Сформирована профессиональная направленность педагога на разработку и реализацию интерактивного программного продукта в рамках целевых ориентиров.

Временные соки

Вид деятельности

Педагоги

Декабрь

1.Методические рекомендации к созданию и применению мультимедийных презентаций в деятельности с детьми дошкольного возраста.

2. Возможности использования программы Power Point в работе педагога ДОУ.

3. Знакомство с мультимедийными авторскими играми Карнауховой Ю.В.

Коваленко.Ю.В.

Карнаухова Ю.В

Февраль

1.Этапы разработки мультимедийной    презентации.

2. Мастер-класс «Создание мультимедийных игр в программе Power Point »

З. Рефлексия

Педагоги ДОУ

Карнаухова Ю.В.

Апрель

  1. Презентация разработанных мультимедийных игр педагогами творческой группы.
  2. Обзор разнообразных программ и приложений в помощь педагогу.  

Педагоги ДОУ

Методические рекомендации к созданию и применению мультимедийных презентаций в деятельности с детьми дошкольного возраста.

Разработка презентации для дошкольников требует соблюдения ряда требований:

  • Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
  • Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта. Для фона слайдов подойдут спокойные цвета, не яркие, которые должны проявлять изображения на слайде, а не приглушать их.
  • Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата.
  • Оформление слайда не должно отвлекать внимание детей от его содержательной части.
  • Избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
  • Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
  • Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации. Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным. Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова педагога.
  • Презентация – это иллюстрация к НОД, а не развлечение, поэтому необходимо тщательно подходить к отбору иллюстративного ряда и эффектов. Помните, пестрота и мелькание – это дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему, отвлекающий фактор для детей. Многие педагоги, только познакомившись с возможностями программы, начинают на слайдах устанавливать чуть ли не ко всем объектам интересные анимационные эффекты – выскакивание, вылет, ветер, бумеранг и так далее. Во-первых, использование анимации отнимает драгоценное время. Во-вторых, опять же отвлекающий фактор. Должна быть польза от любого приема или метода. Если анимирование объекта не имеет какой-то серьезной цели, например, появление картинки-ответа, для демонстрации динамики развития какого-либо процесса, то использовать их не нужно.

· Использование крупных, четких, с высоким разрешением картинок. Лучше отказаться от использования картинки, чем вставлять в презентацию расплывчатый рисунок, не позволяющий создать достойный образ иллюстрации.

· Презентация для дошкольников – это иллюстративный ряд, выносить на слайды слова педагога не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним. Текст, который следует проговаривать педагогу в качестве комментария к содержанию слайда, необходимо размещать в «ЗАМЕТКИ К СЛАЙДУ».

· Целесообразней создавать не полную презентацию к НОД, а фрагменты – модули, которые можно включать в НОД на определенных этапах – игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики. Запустили, поиграли и опять возвращаемся к живому общению, к практической деятельности.

 

· Учитывать уровень восприятия ребенка-дошкольника: не размещать на слайде более 2 картинок одновременно.

· Все используемые в презентации материалы имеют своих авторов, будь-то фотографии, графика, звуки и музыка, видеофайлы. И если вы сами не являетесь автором, необходимо разместить в конце презентации ссылки на странички в Интернете, где вы нашли эти файлы, либо выходные данные диска или книги, если вы таковыми пользовались. Конечно, по закону, надо указывать автора и использовать материалы только с его личного согласия, но автор не всегда известен, поэтому лучше не брать на себя ответственность и возложить ее на владельцев сайтов в Интернете, которые разместили файлы в сети. Ваша задача – как минимум дать ссылку на использованный источник.

· Ну и, конечно, не забывайте о собственных авторских правах! Подписывайте свои презентации и другие авторские материалы. В противном случае, при копировании ваших материалов кем-то где-то вам будет трудно доказать свое авторство, а плагиат очень распространен, к сожалению. Уважайте свой труд! РЕКОМЕНДАЦИЯ: в случае создания презентации для просмотра детьми желательно предпоследний слайд использовать для указания ДОУ, авторов, темы модуля, года обучения; задач, а последний слайд с указанием используемых ресурсов.

 

При применении мультимедийной презентации в деятельности с детьми дошкольного возраста важно учитывать:

· соблюдение ограничения времени работы с экраном (просмотр через проектор)– не более 25 минут за НОД, с обязательным чередованием деятельности, смены поз, движения, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.

· Педагогу следует понимать, что просмотр презентации детьми дошкольного возраста не может быть самостоятельной, только в сочетании с объяснениями и комментариями педагога.

· Презентация должна быть продумана: цель, задачи, результат ее использования, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение задач НОД, а не на развлечение детей.

· Презентация не должна заменять практическую деятельность детей. В презентациях можно показать то, что невозможно осуществить на практике.

· После создания и оформления презентации, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям просмотра.

 

Список правил, позволяющих создать качественную презентацию к применению с детьми дошкольного возраста:

1. Если презентация предназначена для фронтальной работы с группой, не надо размещать на слайдах инструкции по выполнению заданий, педагог может озвучить их сам.

 2. Будьте осторожны с пестрыми фонами.

Фон не должен напрягать глаза и мешать работе с объектами на слайде.

3. Использование анимационных эффектов должно быть оправдано и осторожно. Ничего лишнего и раздражающего. Не присваиваем анимацию к объектам на титульном слайде и к заголовкам. ·

4. Не нужно размещать на слайдах много текста (оптимально не более 6-8 слов), шрифт и рисунки должны хорошо просматриваться с любого места в помещении. Используем шрифт не меньше 28 кегля. А лучше - крупнее. Текст, который следует проговаривать педагогу в качестве комментария к содержанию слайда, необходимо размещать в «ЗАМЕТКИ К СЛАЙДУ».

5. Осторожно используем готовые шаблоны для слайдов. На слайде не должно быть посторонних объектов, если они перекрывают текст, создают пестрый фон для текста или рисунков, мешают другим объектам на слайде. В одной презентации очень не рекомендуется использовать разные шаблоны оформления, соблюдайте единый стиль презентации.

 6. Иллюстрации должны быть в одном стиле, одного размера и формата.

 7. Не следует растягивать небольшие графические файлы, делая их размытыми или искажая пропорции, лучше поищите подходящего размера другие.

8. Не используйте для выделения слов на слайдах подчеркивание, лучше выделите цветом, размером или насыщенностью.

9. Соблюдайте авторские права! Обязательно размещайте в презентации ссылки на источники использованных материалов.

10. Не следует размещать на слайдах для просмотра детьми цели, задачи, список оборудования. В лучшем случае сделайте это в «ЗАМЕТКИ К СЛАЙДУ» на предпоследнем слайде, где поместите информацию об авторе презентации (данная информация несет рекомендательный характер).

Возможности использования программы Power Point в работе педагога ДОУ

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет нам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Кроме того, в силу возраста, один и тот же программный материал повторяется многократно ,для этого  используются  разнообразные формы подачи.

Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.

Например, в старшей группе по математическим представлениям при изучении темы «Повторение числа и цифры 5», можно предложить детям посмотреть презентацию «Сосчитай-ка». На слайдах дан иллюстративный материал в виде ряда фруктов и звукового сопровождения счета.

При использовании мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи для младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов (например: иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые предназначены для увеличения словарного запаса детей, дидактические игры и упражнения, разнообразный иллюстрированный материал).

Например, при ознакомлении с художественной литературой по теме «Три медведя», показывается  презентация, в которой рассказывается сказка, а потом задаются  вопросы по содержанию данного произведения.

При познании окружающего мира в старшей группе по теме: «Деревья»,  можно использовать следующие варианты работ: детям предлагается отгадать загадку: «Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки».(Дерево) Далее проводится беседа о деревьях. Хорошо зарекомендовали себя дидактические игры, например «С какого дерева лист?».

На занятиях по развитию речи, в работе по словообразованию образовываем относительные прилагательные от названий листьев деревьев: лист берёзы – берёзовый лист, лист клёна – кленовый и т. д.; ветка ели – еловая ветка, ветка сосны – сосновая ветка, ветка рябины – рябиновая ветка и т. д. Для закрепления материала предлагается просмотр презентации «Деревья в стихах».

Детей привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Создаётся обстановка реального общения, при которой  дети  стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

С помощью мультимедийных презентаций  разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес"  и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Дети очень любят физкультминутки, разминки, с использованием презентаций: под музыку, со сменой слайдов, движущихся человечков, цыплят, гномов и т. д. Они помогают ребятам отвлечься от образовательного процесса и сделать зарядку.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Весь мультимедийный презентационный материал для работы с детьми  можно структурировать в соответствии с ФГОС по пяти областям

Познание математика: «Цифры», «Фигуры», «Устный счёт», «Счёт со смешариками», «Сравнения», «Сосчитай-ка», «Логика», «Математический поезд», «Время суток», «В мире цветов», Десять обезьянок»;

познание окружающего мира, природа: «Чудеса света», «Чей ребёнок», «Урок вежливости», «У кого какие мамы», «Природные явления», «Насекомые», «Лес и его голоса». «Капелька», «Как растёт вермишелька?», «Как развивается цветок?», «Как развивается лягушка?», «Как говорят животные?», «Цветы-игра», «Жители планеты», «Животные, живущие у воды», «Домашние животные», «Дикие животные», Деревья», «Деревья в стихах», «Вода», «Большой - маленький», «Скотный двор»;

Речевое: «Что едят звери?», «Что делают дети?», «Что взяла, клади на место», «Транспорт», «Теремок», «Сказка о веселом язычке», «Разные загадки», «Пушистые стихи», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Кто как говорит», «Кошка и мышка», «Колобок», Звук Ж», «Жужжащие стихи», «Город Киров», «Буквы и звуки», «Три медведя»;

социально- коммуникативное развитие: беседы «Ребенок один дома», «Уроки безопасности», «Мы дежурим»

Физическое: физкультминутки «Цыплятки», «Кошки-мышки», «Колобок», «Зарядка», «Дорогою добра», «Гномики»;

гимнастика для глаз: «Лунтик», Цветик-семицветик».

Художественно-эстетическое: «Как нарисовать маму», «Методика изображения», «Мы лепим из пластилина», «Аппликация из цветной бумаги», «Виды аппликаций», «Слушаем музыку осени» «Времена года» ,дидактическая музыкальная игра «Поющая гусеница»

Мы понимаем, что использование только одного направления информационно-коммуникационных технологий не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование информационно-коммуникационных технологий требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к непосредственно-образовательной деятельности. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату: 

Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности.
  • повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Этапы создания мультимедийной презентации

В процессе создания мультимедийной презентации выделяют три этапаэтап проектирования, этап конструирования, этап моделирования.

1. Этап проектирования предполагает следующие шаги:

· определение целей использования презентации;

· сбор необходимого материала (тексты, рисунки, схемы и др.);

· формирование структуры и логики подачи материала;

· создание папки, в которую помещается собранный материал;

В процессе проектирования определяются главные идеи доклада, и происходит их обоснование статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами. Необходимо иметь в виду, что все основные идеи должны быть связаны с темой доклада. Учитывая, что слушатели помнят от 4 до 6 разных позиций, следует тщательно отбирать главные идеи. Они должны составить около 85% от продолжительности всей презентации.

2. Этап конструирования – это разработка презентации с учетом содержания и соотношения текстовой и графической информации. Этот этап включает в себя:

· определение дизайна слайдов;

· наполнение слайдов собранной текстовой и наглядной информацией;

· включение эффектов анимации, аудио,- видеофайлов и музыкального сопровождения (при необходимости). На отдельных слайдах могут быть использованы эффекты анимации, в виде различных способов появления текста, рисунков, таблиц, фотографий и динамики их движения на экране при просмотре. Однако следует помнить, что в ходе доклада не следует злоупотреблять анимационными возможностями презентации;

· установка режима показа слайдов.

Необходимо также принять во внимание, что в любой презентации присутствуют стандартные слайды (титульный, содержательный и заключительный), которыми не следует пренебрегать при ее оформлении. Кроме того, каждый слайд презентации должен иметь заголовок

Титульный слайд включает: полное название образовательного учреждения, наименование кафедры, где выполнена работа, название презентации, город и год.

Содержательный слайд - это список слайдов презентации (дизайн любой), сгруппированный по темам сообщения (например, слайды 1-5 – «Введение», слайды 6-9 – «Понятийный аппарат темы» и т.д.). Использование содержательного слайда позволит быстро найти необходимый раздел презентации и воспроизвести его.

Заключительный слайд содержит выводы, пожелания, список литературы и др.

3. Этап моделирования –это репетиция презентации, которая позволяет осуществить проверку и коррекцию подготовленного материала и определить его соответствие содержанию доклада.

Мастер-класс «Создание мультимедийных игр в программе Power Point »

Здравствуйте, дорогие коллеги, сегодня нет, пожалуй, в нашей стране человека, которому не были бы интересны компьютеры, планшеты и прочие гаджеты с различным набором игр, развлечений, так же как нет в дошкольном образовании педагога, который не размышлял бы о программном обеспечении образовательного процесса в соответствии с новыми стандартами и новыми техническими возможностями.

Именно педагоги-дошкольники всегда умеют совмещать интересное с необходимым. Поэтому, предлагаю всем вам сегодня стать участниками создания интерактивной игры.

В чем принципиальное отличие интерактивной игры от обычной иллюстрации? Конечно же, активной работой играющего, возможностью самостоятельно выбрать вариант ответа и тут же увидеть верный он или нет. Для педагога же еще важна и ее дидактическая направленность.

Основными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры.

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений, или усвоения знаний, или в их применении.

Сегодня хочу поделиться своим опытом создания таких игр средствами программы Microsoft PowerPoint. И начну свой рассказ с описания создания простой игры – «Животные Африки». Такая игра может быть использована на различных занятиях, так как позволяет комбинировать различные объекты.

Создание интерактивной игры происходит в несколько этапов:

1. Уточнение идеи (тема, задачи).

2. Подбор материала (формулировка заданий, выбор фона и объектов).

3. Создание макета презентации и наполнение ее содержанием.

4. Определение эффектов для верного и неверного выборов и добавление их в презентацию.

Рассмотрим каждый этап на конкретном примере.

1. Я захотела создать игру, которая позволила бы закрепить тему «Животные Африки» (Ставлю цель для детей: Отправить всех животных Африки к себе домой);

2. Создать новый слайд (пустой).

3. На первом слайде пишем название нашей игры «Помоги животным Африки попасть к себе домой». Для этого в разделе «Вставка» выбираем команду WordArt, набираем название игры.

4. Выбираем фон слайда (правой кнопкой мыши «Формат фона»).

5. Создаем второй слайд, где размещаем разных животных, в том числе и животных Африки (вкладка «Вставка» «Рисунок»)

6. Размещаем животных, выбираем фон (правой кнопкой мыши «Формат фона»)

7. Возвращаемся к первому слайду, где вставляем текст «НАЧАТЬ ИГРУ». При нажатии на текст появляется раздел «Формат», там мы выбираем понравившийся образец, такой чтобы эта надпись стала похожа на кнопку. Выбираем дизайн.

8. Теперь нам нужно сделать так чтобы наша кнопка заработала, для этого нужно поставить на нее гиперссылку. Нажимаем правой кнопкой мыши на текст, в появившемся меню выбираем Гиперссылка».

9. Вылезает окно «Вставка гиперссылки», выбираем раздел «Место в документе» и делаем гиперссылку на 2 слайд, где будет располагаться наше задание. Теперь при просмотре презентации наша кнопочка будет переносить нас непосредственно к самому заданию.

10. Начинаем работать непосредственно над самим заданием. Добавляем на втором слайде надпись – задание: «Помоги животным Африки оправится к себе домой»

11. Добавляем на второй слайд фото (рисунок) Африка

12. Теперь работаем со вторым слайдом: наша задача сделать так, чтобы при нажатии на животное, оно либо отправилось на картинку «Африка», либо, при неправильном нажатии повернулось и осталось на месте. Выбираем вкладку «Анимация», «Настройка анимации», нажимаем нужную картинку и работаем с ней.

13. Выбираем «Добавить эффект», «Пути перемещения», «Нарисовать пользовательский путь».

14. Рисуем пользовательский путь от слона к картинке «Африка».

15. Затем нужно сделать так, чтобы слон оказался поверх картинки «Африка». Для этого нажимаем на картинку со слоном, выбираем вкладку «Работа с рисунками», «На передний план».

16. Теперь выбираем картинку «Лиса». Вкладка «Анимации», «Настройка анимации», «Добавить эффект», «Выделение» -«вращение».

17. То же самое проделываем с картинкой «Пингвин».

18. Теперь используем «Триггер».Добавьте переключатель на эффект анимации, чтобы он запускался по щелчку на картинке: щёлкните по стрелке рядом с эффектом в области задач и выберите команду «Параметры эффектов».

В появившемся окне «Пользовательский путь» выберите вкладку «Время», нажмите на кнопку «Переключатели», выберите параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке», в раскрывающемся списке выберите название изображения и нажмите на кнопку «Ок».

19. Наша интерактивная игра готова. Нажимаем «Показ слайдов» и демонстрируем.

Закрепление материала

Попробуем создать небольшие дидактические игры.

Для вас подготовлен раздаточный материал. Все необходимые для выполнения задания изображения, вы сможете найти на своём рабочем столе.

Свои выполненные работы скопируйте в исходную папку «Дидактические игры», назвав своей фамилией.

Подведение итогов

- Просмотр созданных игр. Обсуждение результатов.

- Раздача алгоритмов создания интерактивных игр в программе Power Point.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.

Рефлексия по методике «Эмоциональное письмо». Для этого вам необходимо выбрать из предложенных эмоций картинку, соответствующую настроению на мастер-классе, с обратной стороны напишите свои пожелания, оставьте свои комментарии.

Обзор разнообразных программ и приложений в помощь педагогу.

Гаджеты и интернет проникли во все сферы нашей жизни и привнесли неожиданные и полезные решения, в том числе и в дошкольной сфере. 49% родителей используют бесплатные и платные цифровые ресурсы для дополнительного образования дошкольников. По прогнозам, к 2021 году аудитория родителей, которые готовы оплачивать такие занятия, вырастет более чем в два раза.

Причины, по которым родители выбирают дополнительное онлайн-образование, могут быть разными. Более трёх миллионов детей в России совсем не посещают детские сады, живут в посёлках и городах с неразвитой инфраструктурой, часто болеют, порой родители много путешествуют или работают в разных точках Земли (спасибо глобальной экономике), а кому-то просто не хватает денег на кружки.

Будучи участником рынка и мамой двух детей, я активно изучаю, тестирую и использую различные онлайн-сервисы и приложения. В последнее время вижу следующие образовательные тренды в дошкольном сегменте:

1. Глубокая проработка методики и контента

Образовательные сервисы, существующие на рынке более пяти-семи лет (IXL, ABCMouse, IQsha), традиционно делают упор на широкий охват тем, количество игр и контента. Более молодые игроки впечатляют очень глубокой методической, визуальной и аудиальной проработкой обучающих материалов, порой развиваясь в более узком сегменте.

LogicLike — красивый и прекрасно проработанный с методической точки зрения российский сервис для развития логики и решения логических задач.

«Чевостик» — интересная, потрясающе красиво визуализированная интерактивная онлайн-энциклопедия для детей с уроками и тестами.

«Сказбука» — созданный при участии Института возрастной физиологии и независимых специалистов ресурс для эффективного обучения математике, чтению, развитию разных стилей мышления. Детально визуализирован и профессионально озвучен.

«Читания» — красивое, акварельно нарисованное приложение-путешествие с продуманной методикой изучения букв и чтения.

2. Логопедическая и специальная помощь

Родители особенных детей как никто открыты новому, они готовы к любым экспериментам, лишь бы помогло. Воспитывая невербального четырёхлетнего ребёнка, я знаю эту ситуацию не понаслышке. Некоторые зарубежные программы уже имеют научные подтверждения своей эффективности (и опровержения метаанализом, но сам факт наличия достаточного количества исследований меня крайне впечатляет) и позволяют родителям из любых уголков мира помогать детям на их нелёгком пути. Например, IQsha предоставляет бесплатный доступ к образовательным программам для особенных детей (с РАС и синдромом Дауна).

«Мерсибо» — обучающий онлайн-сервис с логопедическим уклоном, распознаёт звуки. Логопед-дефектолог, специалист с 20-летним стажем, использует сервис в своей работе и назначает нам с Ромой занятия в нём каждый день, да ещё и строго проверяет, занимались мы или нет.

Fast ForWord — программа на английском языке, основанная на свойстве нейропластичности мозга, применяется для стимулирования распознавания и понимания речи. Приложение рекомендуют при алалии, аутизме, СДВГ, дислексии и прочем. Принцип программы заключается в том, чтобы усилить некоторые звуки, которые дети плохо улавливают в речи, постепенно снижая такое усиление для тренировки.

Cool Little Kids — онлайн-курс для трёх-шестилетних детей и их родителей от специалистов из австралийской Ассоциации эмоционального здоровья, в котором используются принципы когнитивно-поведенческой терапии для снижения стеснительности и её негативных проявлений у ребёнка.

AR Tutor — обучение с помощью дополненной реальности базовым бытовым навыкам детей с аутизмом.

Smiling Mind и OMG. I Can Meditate! — приложения для медитации, где есть детские программы на разный возраст, в том числе коллективные, для работы в классе.

3. Видео — наше всё!

48% детей до 12 лет ежедневно смотрят ролики на YouTube («Медиапотребление детей», MOMRI, 2017 год). Бороться вы с этим всё равно не сможете, лучше сделать сервис своим другом — установить приложение YouTube Kids или подписать ребёнка на информативные, обучающие и крайне популярные у детей каналы.

«Знакомьтесь, Боб» — анимационный проект, где с долей юмора на примере героя по имени Боб раскрываются интересные образовательные факты.

«Теремок school» — канал, где подобраны все обучающие мультфильмы от «Теремок TV».

It’s OK to Be Smart — образовательный канал на английском языке, где харизматичный ведущий Джо Хэнсон рассказывает, как устроена Вселенная.

Pocoyo — канал с обучающими видео для детей дошкольного возраста, в которых жизнерадостный анимированный малыш Покойо исследует окружающий мир и изучает новые навыки в компании друзей. Этот канал есть как на русском, так и на других языках.

«Галилео» — канал многим знакомой передачи. Здесь можно найти все ролики научно-развлекательной и познавательной программы «Галилео».

4. Появление онлайн-сервисов в сфере хобби

Это вызывает удивление даже у меня, но теперь дошкольники могут заниматься музыкой, живописью и другими увлекательными занятиями онлайн. Жду появления спортивных онлайн-сервисов для детей. Хотя о чём это я? Для детской йоги уже есть приложение Wuf Shanti Yoga Fun Machine.

«Художник онлайн» — онлайн-курсы рисования для взрослых и детей. Сервис сочетает комплексы курсов, мастер-классы и личное общение с преподавателем. Каталог курсов включает основы рисования для детей от пяти до девяти лет, курс по акварельным зарисовкам (скетчинг), живопись маслом, иллюстрации и так далее.

SkillBerry — онлайн-уроки рисования и рукоделия для детей от трёх до десяти лет. Все видеоуроки записаны профессиональными педагогами.

«Креативити.ру» — школа творчества, которая предоставляет онлайн-курсы по рисованию в разных техниках, макетированию, художественному творчеству, вязанию крючком и валянию шерсти.

«Школа Coddy» — школа программирования для детей от трёх до восемнадцати лет. Предлагают онлайн-курсы по программированию, развитию и кибербезопасности.

«Моя мечта» — онлайн-школа музыки. Предлагают занятия по скайпу. Практика: вокал, фортепиано, синтезатор, гитара, скрипка, виолончель, труба и другие. Теория: нотная грамота, сольфеджио, гармония, инструментовка, аранжировка, развитие музыкального слуха и многое другое. Для детей есть курсы основ музыки от нуля до трёх, а также подготовительная программа от четырёх до семи лет.

5. Успех смешанных онлайн-офлайн-проектов

Такие продукты меня очень радуют, поскольку дополняют, обогащают реальную жизнь и повышают ценность использования программного решения за счёт офлайн-компонента, создавая глубокое впечатление от использования. Считаю, что за такими сервисами будущее, ведь общество потребления обязательно хочет повертеть что-то в руках.

KidArKit — наборы для изучения истории, медицины, ботаники, сочетающие реальные предметы и карточки с дополненной реальностью и мультфильмами.

Ubego — приложение с экскурсионными квестами. Здесь сочетается всё: игры, развлечения, свежий воздух, разгадывание загадок и использование смартфона. Доступны квесты в различных городах России.

Osmo — набор из семи разных приложений для обучающих игр на английском языке. Они учат абстрактным понятиям на практике в реальной жизни. В комплект юного гения входит приложение, подставка для айпада, креативная доска, танграм и другие элементы игр Осмо.

Devar — платформа образовательного и развлекательного контента родом из Тулы. Живые раскраски с дополненной реальностью. Для интерактивной игры достаточно скачать приложение на телефон и «активировать» раскраску.

KiwiCo — сервис доставки развивающих научных и арт-проектов для детей и взрослых. Необычные и интересные поделки, которые развивают различные навыки и помогают весело и с пользой провести время. Есть онлайн-поддержка, видеоинструкции и идеи использования.

LEGO — всемирно известный конструктор активно развивает приложения для разных наборов, позволяя ребёнку дополнить и углубить взаимодействие с продуктом.

Как активный пользователь детских образовательных инноваций, я с интересом наблюдаю трансформацию дошкольной сферы, радуюсь открывающимся возможностям, но хочу заметить, что для организации качественного процесса и хорошего результата всё ещё требуется непосредственное погружение и участие взрослого в этих активностях. Как бы ни хотелось занятым и ленивым взрослым передать обучение, развитие, развлечение детей передовым онлайн-сервисам и искусственному интеллекту, нет ничего лучше, чем проходить весь процесс совместно, беря лучшее как из традиционных, так и самых передовых методик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

План работы по реализации УМК в обучении детей дошкольного возраста двум государственным языкам РТ «РОДНОЙ ЯЗЫК ЧЕРЕЗ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Цель: создание комфортной для ребенка образовательной среды, обеспечивающей гармоничное развитие и базовые знания в области родного языка и культуры; новые подходы в обучении детей государственным язы...

План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"

В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...

Мастер-класс для педагогов на тему «Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Power Point»

Cовременный педагог все чаще использует в своей профессиональной деятельности информационные технологии и поэтому нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку.Дошко...

Мастер класс по созданию интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Microsoft Power Point

В статье представлено пошаговое создание интерактивной игры по финансовой грамотности «Заполни  копилки монетками» для детей дошкольного возраста с целью закрепления уже полученных зн...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и специалистов Тема «Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Power Point»»

Цель: знакомство с алгоритмом и обучение технологии при создании электронных игр для детей дошкольного возраста....