Проект по художественно - эстетическому развитию «Волшебный мир искусства»
проект (средняя группа)

Проект по художественно - эстетическому развитию «Волшебный мир искусства» направлен на формирование у детей познавательного интереса к миру искусства через ознакомление с  живописью, скульптурой, архитектурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_iskusstva.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

Структурный компонент

Содержание

Паспорт проекта

  1. Тема проекта: «Волшебный мир искусства»
  2. Адресация проекта: дошкольники 4-5 лет, родители, воспитатели.
  3. Разработчик проекта: Супрядкина Валентина Ивановна
  4. Основные направления: живопись, скульптура, архитектура
  5. Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к миру искусства через ознакомление с живописью, скульптурой, архитектурой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
  6. Тип проекта: творческий, информационный, практико-ориентированный, среднесрочный (сроки реализации проекта - с января по март).
  7. Условия реализации проекта:

▪ организация предметно-развивающей среды

▪ грамотная организация НОД, обеспечивающая заинтересованное восприятие

▪ подборка бесед и презентации по видам искусства

▪ познавательно-исследовательская деятельность

▪ работа с познавательной литературой и детской литературой (стихи, загадки, рассказы, сказки)

▪ оборудование для демонстрации электронных ресурсов

 ▪ художественные средства для продуктивной деятельности

▪ дидактические, сюжетно – ролевые игры и подвижные игры

 ▪ заинтересованность родителей результатами проекта

Актуальность проекта

      Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в беседах с детьми была выявлена проблема - поверхностные знания дошкольников о различных видах искусства.

Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно, с дошкольного детства. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению Б. М. Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений». Живопись, скульптура, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигало своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Этому должна быть посвящена работа педагогов уже в дошкольном учреждении. Как лучше преподнести первую встречу с прекрасным; как организовать восприятие в нужном направлении, чтобы уже с этого возраста ребёнок научился «смотреть и видеть».  Детское восприятие мозаично. Ребёнок смотрит, но не может охватить сразу все аспекты целостного видения художественного образа, то есть оно ещё совсем не искушено, наивно и поверхностно. Поэтому так велика ответственность педагога в деле приобщения дошкольника к миру прекрасного. 

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к миру искусства через ознакомление с  живописью, скульптурой, архитектурой, и организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

  • Расширять детские представления о видах искусства (живописи, скульптуре, архитектуре).
  • Познакомить детей с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
  • Развивать умения в использовании средств художественного выражения: цвета, линии, композиции, ритма и объёма для достижения своего замысла.
  • Обучить практическому созданию конструкций по простым чертежам - схемам, отражающих образцы построек.
  •  Развивать мелкую моторику рук детей.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Сформировать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Приобщать к миру искусства.
  • Вовлекать детей и родителей в художественно-творческую деятельность.

Содержание/реализация проекта

Этапы проекта  

 I. Подготовительный этап:

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

3. Изучение методической литературы по данной теме.

4. Составление «системной паутинки по направлениям – живопись, скульптура, архитектура».  

II. Основной этап реализации проекта - организация работы педагога, детей и родителей.

Реализация «системной паутинки по направлениям – живопись, скульптура, архитектура», в которую включены  НОД, виртуальные экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры  для  детей  и  мастер-класс,  викторины  для  родителей, совместные  выставки  (Приложение № 1);

III. Заключительный этап:

1. Показ открытой  НОД  для родителей .

 2. Обмен опыта с педагогами (презентация проекта).

3. Самоанализ деятельности по реализации проекта.  

7.Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Результат деятельности педагога:

  • Систематизация работы по разработанной теме.

Результат деятельности детей:

  1. Приобретут  знания об изобразительном искусстве и смогут оперировать ими в области искусства;
  2. Научатся  называть вид, жанр искусства (скульптура, архитектура, живопись: пейзаж, портрет, натюрморт).
  3. Научатся называть профессии, связанные с искусством (скульптор, архитектор, художник).
  4. Различать виды скульптуры: монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм.
  5. Научаться узнавать скульптуру, архитектуру, живопись на фотографиях, слайдах.
  6. Научаться самостоятельно сочетать знакомые техники лепки,  смогут  использовать  новые, по собственной инициативе объединять разные способы.
  7. Могут изображать портрет человека (мамы), передавая индивидуальные черты.
  8. Могут называть материалы и оборудование, необходимые для данного вида искусства.
  9. Могут называть архитектурные сооружения г. Сыктывкара и п.В Максаковка.
  10. Научатся конструировать из строительного материала постройки по схемам - чертежам
  11.  Смогут наслаждаться произведениями искусства, и сформируется чувство прекрасного.

Результат деятельности родителей:

  1. Приобретут знания об изобразительном искусстве и смогут оперировать ими в области искусства.
  2. Появится желание и мотивы преобразовывать среду обитания по законам красоты.
  3. Будут способствовать развитию духовной, эстетической и творческой личности своего ребенка.

Заключение

     На мой взгляд проект «Волшебный мир искусства» на сегодняшний момент является актуальной, так как является активным средством воздействия на педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности, позволил расширить образовательное пространство, дал возможность развития творческого, познавательного мышления у наших воспитанников и их родителей.

     Изучив педагогическую, методическую литературу и апробировав данный проект, пришли к выводу о том, что виды искусств обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли.

      Соприкасаясь с живописью, дети шире и глубже познают окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидят ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.

     При ознакомлении со скульптурой малых форм, дети видят объемную форму предметов, людей, животных, свое внимание фиксируют на характере изображения персонажа. И очень важно иметь в ДОУ наборы скульптур изображающих животных, птиц, фигурки людей. Это цветные фарфоровые игрушки, работы богородских  мастеров (фигурки людей, животных) и т.д. Сталкиваясь с красотой скульптур малых форм, дети сами стремятся создать что-то своё - вылепить фигурку из пластилина или из глины.

  Общение с  архитектурой  делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в конструкторской  деятельности. Дети с удовольствием сооружают постройки и здания из строительного материала по замыслу и схемам – чертежам. Могут называть архитектурные сооружения г. Сыктывкара и п.г.т. В. Максаковка.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что знакомство детей дошкольного возраста с разными видами искусств создает условие для их дальнейшего психологического - нравственно-эстетического развития и формирует начало духовной культуры.

Список использованной литературы/научно – методических материалов

Литература:

  1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ- 2012
  2. Вербенец А. М. «Образовательная область «Художественное творчество». Методические комплект программы «Детство»: Учебно - методическое пособие/  науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012
  3. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003г.
  4. Курочника Н.А.  «О портретной живописи – детям» Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2008 г.
  5. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом» Учебно-наглядное пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001г.
  6. Маслова С. Г.  «В мир прекрасного». Программа художественно- эстетического воспитания в детском саду».- СПб.: Нестор- История, 2010.-176 с.
  7. Панфилов А.И. Грачи прилетели. Пейзажная лирика: 50 художников. Шедевры русской живописи №9 – Киев, ООО «Де Агостини», 2010.  
  8. Чумичова Р.М. «Дошкольника о живописи» Москва «Просвещение», 1992г.  
  9.  Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2007. 

Приложение №1

«СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖИВОПИСЬ»

«Кто такой художник?» - Познакомить детей с профессией художника, значимость его деятельности для общества.

 «Инструменты – помощники художника» Откуда взялись краски? Что такое холст? Чем ещё можно рисовать?

Дид.игра  «Что нужно Незнайке для работы» (предметы, необходимые для работы художника)

Самые известные художники

Чтение энциклопедии, рассматривание фотографий художников. 

Экскурсия (виртуальная) Рассматривание репродукций картин известных художников.

О чём рисуют художники? Рассматривание репродукций картин различного жанра живописи («пейзаж», «натюрморт», «портрет»).

Диалог, рассматривание репродукций картин, составление рассказов по картине.

Есть ли песенки, стихи, загадки о видах искусства?

Чтение «Сказок о художниках», стихов, прослушивание музыкальных произведений.

ТЕМА

«ЖИВОПИСЬ»

(«Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет»)

Анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественному искусству».

НАТЮРМОРТ

Рассматривание картины И.И.Машков

«Натюрморт. Синие сливы»

Беседы: «Как дети собирали сливы в саду», «Что мама готовила из слив». Рассматривание слив и красивое расположение их в корзине. Попробовать компот, варенье из слив.

Загадывание загадок о сливах, лепка их из пластилина и составление аппликаций.

Дидактические игры: «Лото»

«Логический поезд»

 «Выложи композицию» (натюрморт)

«Выложи полоски» (по нарастанию цвета)

ПОРТРЕТ

Рассматривание картины Б.Кустодиев

«Портрет  Ирины  Кустодиевой  с собакой  Шумкой»

Дидактические игры

«Живописно – жанровое домино»

«Найди недостаток в портрете»
«Составь портрет сказочного героя»

Выставка портретов  

«Мамочка  моя»

ПЕЙЗАЖ

Рассматривание картины А. Саврасова  «Грачи прилетели» и составление рассказа по данной картине.

 Дид.игра   «Собери картину»  («Грачи прилетели») - пазлы.

Рисование на тему: «Весенний пейзаж»

Аппликация «Грачи» (коллективная)

Результат проекта: Выставки детских работ;  Изготовление дидактических игр совместно с родителями «Из чего состоит натюрморт»,  «Составь портрет сказочного героя»,  «Собери пейзаж», «Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)»;  Оформление альбомов с картинами русских художников (портрет, пейзаж, натюрморт)».  

                                                       

«СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА» ПО  НАПРАВЛЕНИЮ «СКУЛЬПТУРА»

«Кто такой скульптор?» 

 Дать детям представление о профессии скульптор и её назначении. Формировать представление о скульптуре, как виде изобразительного искусства.

 

Лепка снежных фигур

Знакомство детей со скульптурой (экскурсия виртуальная).  Два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф. 

«Мир скульптуры»
Знакомить детей с видами скульптуры. Подвести к пониманию того, что скульптуру создают из различных материалов. 

Дид.игра   «Угадай, из какого материала?»

Есть ли песенки, стихи, загадки о видах искусства?

Чтение «Сказок, стихов, прослушивание музыкальных произведений.

ТЕМА

«СКУЛЬПТУРА»

Мастер-класс для родителей по лепке из глины «Дымковская лошадка»

«Скульптура малых форм» 
Знакомить детей со скульптурой малых форм: игрушками из дерева, глины, фарфора.

Игра - упражнение «Ярмарка» - учатся отбирать игрушки по описанию, определяют их по внешним признакам, вспоминают и закрепляют знания.

Дид.игра   «Угадай, что изменилось»

Лепка «Птичка»

Монументальная скульптура

 «Памятники нашего города»

Знакомить с монументальной скульптурой. Дать понятие памятник, для чего их возводят.

Дид.игра  «Третий лишний»

Игра «Живая скульптура».

Цель: закрепить знания детей о скульптуре, развивать наблюдательность, внимание.

 (Дети делятся на команды. Каждой команде даётся задание изобразить какую - то скульптуру, а остальные команды будут отгадывать, что за скульптуру те показали).

Результат (продукта) проекта:  Изготовление дидактических игр совместно с родителями;

Праздник «Город мастеров».

«СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРА»

Кто такой архитектор?» - Дать детям представление о профессии архитектор и её назначении. Формировать представление о архитектуре, как виде изобразительного искусства.

Сюжетно-ролевая игра «Архитектор и строители»

Виртуальная экскурсия с детьми по архитектурным достопримечательностям г. Сыктывкара (Свято-Стефановский кафедральный собор, Пожарная каланча, Железнодорожный вокзал, Аэропорт, Театр оперы и балета, Академический театр драмы им. Виктора Савин и т. д.)

Дид.игра   «Кто построил этот дом?» 

Цель: закреплять содержание сказок, в которых рассказывается о строительстве домов («Три поросенка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом»); учить детей узнавать типы домов, о которых упоминается в сказках (дом, теремок, избушка, зимовье, строительные инструменты, механизмы и материалы, необходимые при строительстве этих жилищ;

Есть ли песенки, стихи, загадки о видах искусства?

Чтение детям: стихотворение

«Архитектор строит дом…» Составление творческих рассказов «Дом моей мечты», логоритмика «Мы строители». 

ТЕМА

«АРХИТЕКТУРА»

Архитектурная викторина для родителей (здания и сооружения г. Сыктывкара и п.г.т. В. Максаковка)

Конкурс  родителей  на лучшую архитектурную постройку.

«Город Сыктывкар»

Д/и «Где мы были - мы расскажем». Цель: закреплять знание достопримечательностей родного города.

Конструирование из строительного материала «Построй дом по схеме-чертежу»

Дид.игра   с мячом «Что из чего сделано». Цель: закрепить знания детей о материале: дерево, глина, металл, камень, фарфор, хрусталь, пластмасса, стекло, гипс, резина, бронза, мрамор. 

Например: дом из песка – песчаный…

Беседа с детьми « Какими были раньше дома?»

Д/и «От пещеры до небоскрѐба» Цель: Учить детей строить сериационный ряд по разным признакам: время использования в истории, размер, прочность, высота и т. д

Результат (продукта) проекта:  Выставка коллективных работ в технике рисования из пластилина «Моя Максаковка»;  Открытый показ НОД «Путешествие в мир архитектуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство "Чудесная тестопластика".

Проект «Формирование  художественно-эстетического  развития у детей  старшего  дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «Чудесная тестопластика»....

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию "Волшебный мир искусства"

Логика образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы....

Проект по художественно-эстетическому развитию "Волшебная гжель"

Стратегическая цель проекта - развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. В качестве научной основы  проекта испол...

ПРОЕКТ По художественно – эстетическому развитию «Волшебный мир сказок».

В настоящее время у родителей очень часто не хватает времени почитать ребенку книгу. И, как следствие, ребенок много времени проводит возле телевизора за просмотром мультфильмов. Но, все мы знаем о зн...

ПРОГРАММА (проект) по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ в соответствии с ФГОС

Пояснительная запискаАктуальность. Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представ...

Проект По художественно-эстетическому развитию «Волшебные палочки» с детьми 5-6 лет

ПроектПо художественно-эстетическому развитию«Волшебные палочки»с детьми 5-6 лет...