«Развитие речевых компетенций дошкольников посредством кейс метода»
методическая разработка

Сафина Татьяна Юрьевна

Одной из самых актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Задача воспитателя состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей. Данная установка регламентирована ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_publikatsiya_2021.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речевых компетенций дошкольников посредством кейс метода»

В современном российском образовании начался процесс субъективного взаимодействия педагогов и воспитанников в образовательном процессе. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены на результат обучения.

Одной из самых актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Задача воспитателя состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей. Данная установка регламентирована ФГОС ДО.

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь детей старшего дошкольного возраста – явление чрезвычайно редкое в наше время. Развитие речи в дошкольном возрасте имеет главное значение, поскольку это время ребёнок наиболее восприимчив к её постижению. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребёнка на самотёк. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще у телевизора, компьютера, с игрушками). Редко слышат сказки, рассказываемые мамой и папой и, как правило, развитие речи детей осуществляется только в детском саду. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребёнка возникает масса речевых проблем. Поэтому одной из главных задач является развитие всех компонентов связной речи дошкольников.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются организованная образовательная деятельность, на которой на основе эмоционального воздействие на ребёнка осуществляется связь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако такая взаимосвязь не даёт результативности.

Технология проектирования и использование кейс-технологий в ОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и мощным средством развития речевой активности воспитанников.

Кейс-технология – от латинского casus – запутанный случай; case – чемоданчик, портфель. Этот метод, в основном, используется в работе со школьниками и студентами. Однако, если разумно подойти к выбору и разработке кейсов, его успешно можно применять в работе с дошкольниками. Кейс метод – это метод анализа практической ситуации, реальной, или смоделированной. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания кейс метода, который также является одним из методов развивающего обучения.

Суть кейс метода состоит в том, чтобы стимулировать познавательную и речевую активность детей через диалог. Вместе в воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как решить ее и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, вырабатывается навык совместного общения. Коммуникативные навыки проявляются в умении договариваться, умении разрешать конфликты; умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, формулировать ответ. Дошкольники овладевают навыками владения устной речи, учатся использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения высказывания в ситуации общения. Универсальность кейс метода состоит в том, что используется описание конкретной ситуации, ребенок должен проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога. Они направлены на развитии личности ребёнка, его познавательных речевых и творческих способностей.

Внедрение кейс-технологий в дошкольное образование особенно актуально для детей с речевым нарушением, ведь такие дети не могут излагать свои мысли связно и последовательно, у них низкий уровень диалогической речи, а также они испытывают затруднения при общении с взрослыми и сверстниками.

Применение кейс-технологий в дошкольном образовании дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи. Дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Ценность использования кейс-технологий в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.

На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки. Даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Главная наша задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно и то, что нашли и доказали они сами.

Используемая литература:

1. Алексеева М.М., Яншина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста». – Москва, 1999 г.

2. Голицына Н.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – Москва, 2005г.

3. Долгоруков, А. «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» /URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

4. Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль 2000г.

5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 8 Санкт-Петербург 2012г., № 2. – Санкт-Петербург, 2013г.

6. Земскова А. С. «Использование кейс- метода в образовательном процессе» // Совет ректоров. – 2008. – №8.

7. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). /http://www.casemethod.ru

8. Кыласова М.Е. «Развитие речи». – Москва, 2006 г.

9. Сурмин, Ю. «Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика». /URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

10. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом. – 2000, №7.

11.  Шимутина Е. Н. «Использование кейс- технологий в учебном процессе. Педагогические технологии и инновации». /http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социокультурной компетенции дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

      Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию социокультурной  компетентност...

Развитие социокультурной компетенции дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

      Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию социокультурной  компетентност...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - ...

17.09.19 года Консультация для сотрудников на педсовет. Тема : "Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства со сказками."

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является основой  в дальнейшем обучении детей в школе. Главная задача в дошкольном возрасте развить ее на высоком уровне. Использ...