17.09.19 года Консультация для сотрудников на педсовет. Тема : "Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства со сказками."
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Голубева Наталья Александровна

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является основой  в дальнейшем обучении детей в школе. Главная задача в дошкольном возрасте развить ее на высоком уровне. Используя интнрес детей к сказкам иблагодаря  ведущей деятельности этого возраста т.е. игровой мы моем добиться отличных результатов .

Скачать:


Предварительный просмотр:


Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства со сказками»

Подготовила воспитатель : Голубева Наталья Александровна

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Включает в себя  практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.

Составляющие коммуникативной компетенции:

  • осведомленность ребенка со способами и средствами речевого взаимодействия
  • ориентация в ситуации общения
  • комплексное ,вариативное ,творческое применение  речевых  средств.

    Своевременно сформированная речевая компетентность в дошкольном возрасте является главным условием дальнейшего успешного обучения. В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей.  в связи с этим возникает проблема с :
  • восприятием текста
  • ограниченным  словарным запасом,
  •  неадекватными  эмоциями,
  • не пониманием смысла произведения,
  • с пересказом( связная речь).
  • Следовательно возрастает необходимость в целенаправленном обучении по одной  из современных технологий развития речи с помощью сказок.
    Сказки – самые любимые произведения детей.
    Это – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве еще от своей мамы. Сказки впервые знакомят ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

    Направления методики:
    -Организация чтения художественной литературы по возрасту детей с целью обогащения знаний русских народных сказок, сказок народов мира,авторских сказок .

    -Подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов.


-Организация театрализованной деятельности с целью вызвать желание детей повторять диалоги и обыгрывать ситуацию сказки со смыслом. Показывая характер героя вербально и не вербально дети учатся выражать эмоции и чувства олицетворяя себя с героем сказки. Это позволит детям подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т. е. понимать её, представлять все образы.

-Дидактические игры и игровые упражнения по сказкам .


Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.(«Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия. Например:«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др

Выбранная книга для чтения должна быть богата иллюстрациями , которые  облегчают детям усвоение содержания для детей , особенно младшего дошкольного возраста. Выразительное чтение и обьяснение слов поможет ребятам понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций .


В старшем дошкольном возрасте  у детей проявляется  стремление к постоянному общению с книгой. Это требует организации специальной среды. Ребята  приносят из дома любимые книги и знакомят друзей с ними. Совместно рассматривают иллюстрации и рассказывают почему эта книга любимая. Организуем место для выставки любимых книг не только в рамках "книжкиной" недели , но ежеквартально с целью вызвать дополнительный интерес .

Дети в этом возрасте уже пользуются обобщающими словами и понятиями. Умеют употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.

В подготовительной к школе группе  знакомим детей со средствами языковой выразительности:

• Эпитет- определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
• Метафора- это употребление слова в переносном значении на основе какой- нибудь аналогии, сходства, сравнения. (глаз-алмаз, «Финист-ясный сокол»). Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения. Следовательно, метафоры тоже позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы.

• Олицетворение- это воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Это весьма распространённый стилистический приём, состоящий в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Вспомним хорошо известную сказку «Колобок»..

• Гипербола- это преувеличение. Например, «бился Иван-царевич со Змеем-Горынычем три дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой человек не может сражаться так долго. Сила героя преувеличена.
После прочтения сказки предлагаем детям подготовительной группы показать ее в театрализованной деятельности. Проговаривая диалоги дети развивают умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)
Участвуя в театрализации , дети  учатся умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Эта деятельность формирует  у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка». Тщательная работа над сказками и их героями вызывает желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке, изготовлении книги по любимым сказкам.


Дидактические , речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1. Дидактическая игра «Шляпа фокусника»
Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

- Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра - упражнение. «Я назову, а вы продолжите» .Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.

• Мышка (норушка)

• Лягушка (квакушка)

• Зайчик (побегайчик)

• Лисичка (сестричка)

• Волчок (серый бочок)

• Баба (Яга, костяная нога)

• Коза (Дереза) Медведь (косолапый)

Петушок (золотой гребешок)

Гуси… (лебеди)

Сестрица (Алёнушка)

Братец… (Иванушка

Курочка (Ряба)

Серый. (волк)

Старший дошкольный возраст. (Слайд18)

Крошечка (Хаврошечка)

Никита… (Кожемяка)

Добрыня… (Никитич)

Иван… (Царевич) Сивка… (бурка)

Финист… (Ясный Сокол)

Василиса (Прекрасная)

Мальчик (с пальчик)

3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

5. «Угадай по описанию». (Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего одевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, описать этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

6. «Кого не стало». На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и взрослый убирает одну фигурку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кого не стало?»
7. «Четвертый лишний». На столе или на доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям Дети должны назвать кто четвертый лишний.


8. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле (теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо). (Слайд 24)

9. Речевая игра «Если бы я был (а? (Богатырём, Красной шапочкой, Василисой Премудрой, и т. д.) (Игру можно провести с мячом или дети могут передавать по кругу мягкую игрушку, клубок ниток, шляпу- шапку- невидимку.)

11. «Волшебный сказочный салат». На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить новую сказку.
12. Организовать с детьми теневой театр.
14. Провести как итог в конце викторину с загадками по сказкам.


В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитательного и образовательного процесса. Поэтому на родительском собрании необходимо отметить важность чтения книг дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»

Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - ...

Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарн...

Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарн...