отчет по теме "Функциональная грамотность"
материал (младшая группа)

Поркина Наталья Александровна

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Функциональная грамотность

 Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

    Мы в своей работе по формированию функциональной грамотности используем современные педагогические технологии, а также методические и дидактические формы работы, но предпочтение отдаем игровым обучающим ситуациям и дидактическим играм, которые, исходя из нашего опыта работы, являются эффективной формой работы начиная с младшего дошкольного возраста и до подготовительной к школе группе.

     Дидактическая игра – это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и  ориентированы на достижение общей цели.

      Игровые обучающие ситуации – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в игровой обучающей ситуации, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.

Известно четыре вида таких ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

      Ситуации-иллюстрации подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью дидактических пособий и игровых материалов педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Используя естественную потребность ребенка к игре, постепенно вовлекаем их в процесс моделирования жизненных ситуаций.

     Ситуации-упражнения, из своего опыта работы, мы рекомендуем использовать с детьми средней группы. В ситуации-упражнения, ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

      В ситуациях-проблемах активно принимают участие старшие дошкольники. Данный вид ситуаций способствует усвоению воспитанниками основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

       В подготовительной к школе группе мы предлагаем использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

       Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы: 

  • это разговор воспитателя с детьми,
  • игра-путешествие,
  • игра-беседа,
  • игра-драматизация,
  • игра-импровизация.

       Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Прибегая к данному виду работы мы успешно реализуем на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы.

      Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современный педагогические технологии и дидактические игры, начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.

      Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев      

      Функциональная грамотность связана с готовностью:

      ▪ добывать знания;

      ▪ применять знания и умения;

      ▪ оценивать знания и умения;

      ▪ осуществлять саморазвитие.

    Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.

      ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

      ▪ Формирование речевой активности дошкольников;

      ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

      ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

    «Эффективные технологии для формирования основ функциональной грамотности.»

      Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

      К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);

  • Технология проблемного обучения. Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.

  • Технология проектного обучения Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.

  • Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  • Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

  • Личностно – ориентированные технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание на тему «Функциональная грамотность дошкольников».

Конспект  родительского собрания для  повышение  компетенции  родителей по формированию функциональной грамотности детей....

Паспорт проекта по теме "Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детей дошкольного возраста 6-7лет с использованием «ЦОС «МЭО-Детский сад»

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе тр...