отчет по теме "Функциональная грамотность"
материал (младшая группа)
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.
Мы в своей работе по формированию функциональной грамотности используем современные педагогические технологии, а также методические и дидактические формы работы, но предпочтение отдаем игровым обучающим ситуациям и дидактическим играм, которые, исходя из нашего опыта работы, являются эффективной формой работы начиная с младшего дошкольного возраста и до подготовительной к школе группе.
Дидактическая игра – это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели.
Игровые обучающие ситуации – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в игровой обучающей ситуации, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.
Известно четыре вида таких ситуаций:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
Ситуации-иллюстрации подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью дидактических пособий и игровых материалов педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Используя естественную потребность ребенка к игре, постепенно вовлекаем их в процесс моделирования жизненных ситуаций.
Ситуации-упражнения, из своего опыта работы, мы рекомендуем использовать с детьми средней группы. В ситуации-упражнения, ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
В ситуациях-проблемах активно принимают участие старшие дошкольники. Данный вид ситуаций способствует усвоению воспитанниками основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе мы предлагаем использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы:
- это разговор воспитателя с детьми,
- игра-путешествие,
- игра-беседа,
- игра-драматизация,
- игра-импровизация.
Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Прибегая к данному виду работы мы успешно реализуем на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы.
Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современный педагогические технологии и дидактические игры, начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью:
▪ добывать знания;
▪ применять знания и умения;
▪ оценивать знания и умения;
▪ осуществлять саморазвитие.
Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.
▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
▪ Формирование речевой активности дошкольников;
▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
«Эффективные технологии для формирования основ функциональной грамотности.»
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);
• Технология проблемного обучения. Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.
• Технология проектного обучения Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.
• Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
• Здоровьесберегающие образовательные технологии.
• Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.
• Личностно – ориентированные технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

Родительское собрание на тему «Функциональная грамотность дошкольников».
Конспект родительского собрания для повышение компетенции родителей по формированию функциональной грамотности детей....
Паспорт проекта по теме "Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детей дошкольного возраста 6-7лет с использованием «ЦОС «МЭО-Детский сад»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе тр...

Функциональная грамотность педагога - как основа развития функциональной грамотности воспитанника
Выступление на педагогическом совете...

2024 г. доклад на тему: «Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Излучинская общеобразовательная начальная школа» Доклад на тему: «Финансовая гра...

Консультация для родителей на тему: " Функциональная грамотность дошкольника ".
Функциональная грамотность в детском саду — это способность адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней, применяя имеющиеся знания, умения и навыки в конкретных ситуациях...
