Парциальная образовательная программа "Юный исследователь"
рабочая программа (средняя группа)

Павлова Лариса Валерьевна

Программа «Юный исследователь» реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Юный исследователь"43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Павлова Лариса Валерьевна

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность  парциальной образовательной программы

3

1.2

Цель задачи парциальной образовательной программы

3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

4

1.4

Возраст детей, на которых рассчитана программа

4

1.5

Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы

4

1.6

Формы подведения итогов

5

II.

Содержательный раздел

6

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности по программе

6

2.2

Содержание образовательной работы по программе

6

III.

Организационный раздел

9

3.1

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

9

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

10

3.3

Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы

10

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

11

IV.

Дополнительный раздел

11

4.1

Мульти-медийная презентация парциальной образовательной программы

V.

Литература

11

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.   Актуальность парциальной образовательной программы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – активно развивать и поощрять поисковую деятельность, желание воспитанников узнавать больше, обогащать их яркими образами окружающего мира.

На пятом году жизни у детей активно начинает проявляться стремление узнавать не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, обобщение), стимулирует познавательную  активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного процесса.

Программа «Юный исследователь» реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Парциальная программа обогащает содержание обязательной части образовательной программы ДОУ за счет внедрения задач организации познавательно-исследовательской деятельности и активизации детского экспериментирования. Программа направлена на становление систематизированных поисковых действий детей, накопление опытно-экспериментальных действий, которые формируют основы логического мышления, обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Реализация парциальной образовательной программы предполагает интегрированный подход к организации познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Новизной является использование элементов ранее известных современных методик детского экспериментирования и структуризация практического материала для средних дошкольников в «зоне ближайшего развития».

  1. Цель и задачи парциальной образовательной программы

   Цель: Развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности в познавательно-исследовательской  деятельности.

Задачи:

1.Обогащать и расширять представления об особенностях объектов живой и неживой природы.

2.Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

3.Сформировать умения и навыки в выполнении опытов и экспериментов.

  1. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены принципы:

  1. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  2. Возрастная адекватность дошкольного образования предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

  1. Системно-деятельностный подход, так как в программе учитываются возрастные и психологические особенности ребенка и присущие этим особенностям виды деятельности.
  2. Гуманитарный подход, так как гуманитарность в качестве основной профессионально-педагогической ценности выдвигает конкретного ребенка, как высшее достижение мира, его внутреннее пространство, специфику индивидуального процесса познания, множественность прочтений одной и той же личности.

  1. Возраст детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Ему важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Повышена любознательность, которая заставляет его постоянно задавать вопросы обо всем, что он видит. Он готов все время говорить, обсуждать различные вопросы, экспериментировать, творить.

1.5  Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы

Результативность реализации данной программы соответствует следующим целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования:

● ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

● использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

● владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

1

-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Высокий уровень: ребенок интересуется  окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Средний уровень:ребенок частично интересуется окружающими предметами и не очень активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, редко стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Низкий уровень: ребенок не интересуется окружающими предметами и не действует с ними; эмоционально не вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, не стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2

-использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

Высокий уровень: использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

Средний уровень:частично использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, редко стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

Низкий уровень:не использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, не стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

3

-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

Высокий уровень: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

Средний уровень:частично владеет активной речью, включенной в общение; может редко обращаться с вопросами и просьбами, плохо понимает речь взрослых; частично знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

Низкий уровень:не владеет активной речью, включенной в общение; не может обращаться с вопросами и просьбами, не понимает речь взрослых; не знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются действия, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

Высокий уровень: стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются действия, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Средний уровень: редко стремится к общению со взрослыми и не активно подражает им в движениях и действиях; редко появляются действия, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

Низкий уровень: не стремится к общению со взрослыми и не подражает им в движениях и действиях;

  1. Формы подведения итогов

Наблюдение процесса поисково-исследовательской деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения.

Изучение и анализ результатов поисково-исследовательской деятельности ребенка, внесение информации в Карту наблюдения.

Проект «Здравствуй, мир!»;

Создание краткосрочных проектов на темы: «Лес – наше богатство»; «Солнце – источник жизни»; «Коллекция коры разных пород деревьев»;

Гербарий «Растения нашего участка».

Фотоальбом «Мы – исследователи»

Макет «Мы и природа».

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Тематическое планирование образовательной деятельности по программе

Модуль/Тема

Время, минуты

Формы организации детей

Методические пособия

Модуль 1. Мир неживой природы  180 мин.

1.1

При солнышке тепло

60

Коллективная, индивидуальная

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом.

Н.А.Рыжова. Волшебница-вода

1.2

Царица-водица

60

Коллективная, индивидуальная, в  микрогруппах

1.3

Воздух-невидимка

60

Коллективная, индивидуальная, в парах

Модуль 2. Зеленые друзья  180 мин.

2.1

Жизнь растений

60

Коллективная, индивидуальная, в  подгруппах

А.И.Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду

2.2

Лес – наше богатство

60

Коллективная, индивидуальная, в парах

2.3

Кора деревьев

60

Коллективная, индивидуальная, групповая

Модуль 3. Я – Человек.   180 мин.

3.1

Наша кожа

60

Коллективная, в парах

А.И.Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду

3.2.

Наши ушки

60

Коллективная, индивидуальная, в  подгруппах

3.3

Наши глазки

60

Коллективная, индивидуальная, в  микрогруппах

Всего:

540 мин.

2.2    Содержание образовательной работы по программе

Модуль 1. Мир неживой природы

Тема 1.1 При солнышке тепло

Солнце – источник тепла и света. Смена дня и ночи. Солнечный свет, его влияние на рост растений и все живое. Проведение опытов. Понятие «световая энергия» и степень ее поглощения разными предметами, материалами. Роль солнца в жизни человека.

Дидактическая игра: «Хорошо-плохо», «Что было бы, если б не было солнца?»

Материалы и оборудование: настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, дерева, пластмассы, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки; запрещающие карточки-схемы.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: видеоролик о солнце.

Музыкальный ряд: музыка для релаксации.

Литературный ряд: Чуковский К.И. «Краденое солнце», легенды и сказки, загадки, стихотворения о солнце.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Продукт: рисунки опытов.

Тема 1.2. Царица-водица

Представления о свойствах воды. Агрегатные состояния воды. Проведение опытов. Значение воды для животных, растений. Роль воды в жизни человека. Круговорот воды в природе.

Дидактические игры: «Маленькие человечки», «Хорошо-плохо», «Вода – это…», «Где живет вода?»

Материалы и оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточки, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, трубочки, кувшин с водой.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: Плакат «Круговорот воды в природе», иллюстрации с изображением рек, озер, морей, океанов.

Музыкальный ряд: аудиозапись «Звуки воды».

Литературный ряд: стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде». Загадки, сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, чтение.

Продукт: составление мнемотаблицы по свойствам воды.

Тема 1.3. Воздух –невидимка

Свойства воздуха и способы его обнаружения. Проведение опытов. Значение чистого воздуха для здоровья человека.

Дидактические игры: «Маленькие человечки».

Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, пакеты, трубочки, пластмассовые стаканчики, баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: мультфильм «Фиксики».

Музыкальный ряд: аудиозапись «Шум ветра».

Литературный ряд: загадка, А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Дополнительное оборудование: система мультимедиа, компьютер, проектор.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Продукт: составление рассказа «О чем рассказал ветер?». Изготовление «вертушек» для опытов на прогулке.

Модуль 2. Зеленые друзья

Тема 2.1. Жизнь растений

Классификация растений (деревья, кустарники, травы). Отличие природных объектов от искусственных. Условия роста растений (свет, вода, почва, воздух). Строение растений. Проведение опытов (функции корня). Роль растений в жизни человека.

Дидактические игры: «Живое – неживое», «Четвертый лишний».

Материалы  оборудование: горшок с комнатным растением, искусственный цветок, модель дерева, магнитная доска, емкость с песком, тарелка с подкрашенной водой, модель корня растений из марли, карточки-схемы растений.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: слайды с изображением схем-моделей «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня»; иллюстрации с изображением растений.

Музыкальный ряд: аудиозапись Д.Лолей «Одинокий пастух».

Литературный ряд: загадки, стихотворения.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Продукт: составление гербария растений нашего участка.

Тема: 2.2. Лес – наше богатство

Деревья нашего края, нашего участка. Дерево как материал. Опыты с древесиной. Изделия из дерева. Профессии людей деревообрабатывающей промышленности. Правила поведения в лесу. Поделки из природного материала.

Дидактические игры: «Как зовут тебя, деревце?», «С какого дерева лист и плод?».

Материалы и оборудование: деревянные предметы для опытов, свеча, емкость с водой, спилы дерева, изделия из дерева (посуда, музыкальные инструменты), природный материал (шишки, желуди, семена, листья деревьев, веточки), пластилин.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: иллюстрации деревьев, плакаты «Смешанный лес», «Хвойный лес», «Тропический лес», карточки-схемы по правилам поведения в лесу.

Музыкальный ряд: загадки, стихотворения: С.Маршак «Чем пахнут ремесла», К.Д.Ушинский «Береза моя, березонька», А.Часовников «Лесорубы. Комбинат. Сплавщики».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Продукт: поделки из природного материала по замыслу детей.

Тема 2.3. Кора деревьев

Определение возраста дерева по внешнему виду, по спилу дерева. Профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными (лесник). Знания о древесине, для чего нужна, что изготавливают из коры деревьев. Моделирование коры из бумаги. Сравнение живого дерева с погибшим. Коллекционирование коры разных пород деревьев.

Дидактические игры: «Живое-неживое», «Чем пахнет кора дерева».

Материалы и оборудование: кусочки коры деревьев:  березы, липы, дуба, сосны; кусочки смолы, веточки тополя, бумага коричневого, зеленого цветов, клей, ножницы, схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы, спилы деревьев.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: иллюстрации деревьев.

Литературный ряд: загадки, пословицы и поговорки о лесе и деревьях.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Продукт: сбор коллекции коры разных пород деревьев, придумывание сказки о своем любимом дереве.

Модуль 3. Я – Человек

Тема 3.1. Наша кожа

Внешний вид кожи. Строение кожи. Проведение экспериментов. Функции кожи. Защитные свойства кожи. Причины болезней кожи. Навыки ухода за кожей. Значение кожи.

Дидактические игры: «Можно-нельзя», «Валеология или здоровый малыш».

Материалы и оборудование: лупа, зеркало, листы белой бумаги, густая черная гуашь, салфетки, шарф, банки с горячей и холодной водой, «чудесный мешочек», 2-3 разных предмета.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: фото чистых жизнерадостных детей, картинки с изображением умывающихся животных, детей-грязнуль.

Литературный ряд: загадки, сказка Чуковского К.И. «Мойдодыр».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Продукт: рисование запрещающих карточек-схем по теме занятия.

Тема 3.2. Наши ушки

Строение и функционирование уха. Эксперименты. Значение этого органа для человека. Методы профилактики нарушений слуха. Вопросы гигиены слуха. Изготовление «шумелок» для игры «Узнай на слух».

Дидактические игры: «Где звенит колокольчик», «Узнай по голосу», «Узнай музыкальный инструмент».

Материалы и оборудование: воронка из плотной бумаги, пластмассовая воронка, вода, камешки, ширма, несколько разных предметов, горох, бумажная трубочка, таз с водой, шарф.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: опорные схемы и иллюстрации строения уха.

Музыкальный ряд: аудиозапись «Звуки музыкальных инструментов», «Оркестр».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Продукт: изготовление «шумелок» для игры «Узнай по звуку».

Тема 3.3. Наши глазки

Строение и функция глаз. Проведение опытов. Значение глаз для человека. Бережное отношение к глазам. Глаза – зеркало души. Создание игры «Видимое – невидимое». Гимнастика для глаз.

Дидактические игры: «Есть ли у глаз помощники?», «Валеология или здоровый малыш», «Чудесный мешочек», «Мигалочки».

Материалы и оборудование: зеркало, шарф, косынка, книга, карандаш, бумажный самолетик, обруч, конфета, «чудесный мешочек», мелкие игрушки.

Средства обучения и развития:

Зрительный ряд: рисунки – тренажеры для гимнастики глаз, схема строения глаза.

Литературный ряд: загадки.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Продукт: пособия для дидактической игры «Видимое – невидимое».

III   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1.  Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

Заведующий – выделяет помещение и оборудование для детской лаборатории.

Старший воспитатель – формирует картотеку литературы по познавательно-исследовательской деятельности детей; проводит консультации, семинары-практикумы для воспитателей по вопросам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель – составляет программу, организует предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности, непосредственно организованную деятельность, проводит наблюдения за детьми, проводит консультации для родителей по вопросам детского экспериментирования, подводит итоги деятельности детей.

      3.2 Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы.

В мини-лаборатории (центре науки) выделено:

  1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения материала (бросового и природного).
  5. Место для проведения опытов.
  6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.

Приборы и оборудование мини-лабораторий

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).
  4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).

Материалы для организации детского экспериментирования в группах

  1. Бусины, пуговицы.
  2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
  3. Пластиковые бутылочки разного размера.
  4. Разноцветные прищепки.
  5. Камешки разного размера.
  6. Винтики, гайки, шурупы.
  7. Пробки.
  8. Пух и перья.
  9. Разноцветные резинки.
  10. Фотопленка.
  11. Полиэтиленовые пакетики.
  12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки и скорлупа орехов.
  13. Спилы дерева.
  14. Вата, ватин, синтепон.
  15. Деревянные катушки.
  16. Упаковки от киндер-сюрпризов.
  17. Глина, песок.
  18. Вода и пищевые красители.
  19. Бумага разного сорта.

3.3 Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы

Нормативно-правовые документы

  1. Закон об Образовании Российской Федерации (от 1 сентября 2013 г.)
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  4. Приказ от 28 декабря 2010 года №2106. Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Научно-методические пособия

  1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: метод.пособие.//А.И.Иванова-М., ТЦ Сфера, 2009.
  2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюденияи эксперименты в детском саду. Человек.//А.И.Иванова.-М., ТЦ Сфера, 2004г.-224 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. //С.Н.Николаева-М., 2001.
  4. Рыжова Н.А.  Наш дом – природа, //Н.А.Рыжова. Москва, 1998 г.
  5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания//А.И.Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.

3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

Программа реализуется с сентября по май 3 раза в месяц после обеда в форме кружкового занятия. На одну тему отводится 3 занятия. Общая нагрузка по программе составляет 60 мин. в месяц, что соответствует требованиям СанПиНа.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Любая опытно-исследовательская деятельность предполагает проведение каких-либо практических действий. Для этого в ДОУ создаются необходимые условия. В группах оборудованы мини-лаборатории или центра экспериментирования. При оборудовании мини-лаборатории необходимо учитывать безопасность для жизни и здоровья детей.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для  свободного экспериментирования месте  и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования желательно имеется разное оборудование: приборы помощники – увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, зеркала, магниты, лупы, прозрачные и непрозрачные емкости, пластиковые трубочки, мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, фонарики, свечи, микроскоп, термометр; разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы; природный материал; разные виды бумаги; пищевые красители и прочие материалы.

А также картотека познавательно-занимательных опытов; методическая литература по развитию исследовательской деятельности детей 4-5 лет.

При организации опытно-исследовательской деятельности соблюдаются определенные правила:

  1. Самое главное – подходить к работе творчески.
  2. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  3. Не сдерживать инициативы детей.
  4. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.//Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов-М., МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2012-80с. ТЦ Сфера, 2013.
  2. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., ТЦ Сфера, 2005.
  3. Иванова А.И. Естесственно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.//А.И.Иванова.-М.: ТЦ Сфера, 2004 г. – 224 с.
  4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: метод.пособие.//А.И.Иванова–М., ТЦ Сфера, 2009.
  5. Куликовская И.Е., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Средний дошкольный возраст.//И.Е.Куликовская, Н.Н.Совгир.- М.; Пед.общество России, 2003.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.//С.Н. Николаева – М., 2001.
  7. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Издательство: Аркти, 2011.
  8. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком.//Н.А.Рыжова.-Обруч, 1997, №2.
  9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа, //Н.А.Рыжова – Москва, 1998 г.
  10. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной.//Н.А.Рыжова–Обруч, 1998, №2.
  11. Савенко А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания//А.И.Савенков.-Ярославль: Академия развития, 2002.
  12. Тургушева Г.П., Чистякова А.В. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – Детство-Пресс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Я - исследователь"

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я– ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Образовательная область: Познавательное развитиеСрок реализации: 1 годВозраст детей: 4-7летЦель: Р...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Парциальная программа Юный исследователь

Парциальная программа Юный исследователь...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».

Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"

Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...