Парциальная программа "Я - исследователь"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Гладенькова Екатерина Викторовна

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я– ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

 

Образовательная область: Познавательное развитие

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-7лет

Цель: Развитие экологического сознания, познания старшего дошкольника в процессе опытно -экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать основы экологического сознания, осуществляя познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие детей в процессе экспериментальной и опытнической деятельности детей.

2. Прививать правила, умения и навыки экспериментальной деятельности, проводить эксперименты по алгоритму со слов воспитателя.

3. Воспитывать эмоционально-положительное, бережливое отношение к природному наследию своего края.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я– ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

МБОУ «Благодаровская СОШ»дошкольная группа

Образовательная область: Познавательное развитие

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-7лет

Цель: Развитие экологического сознания, познания старшего дошкольника в процессе опытно -экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать основы экологического сознания, осуществляя познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие детей в процессе экспериментальной и опытнической деятельности детей.

2. Прививать правила, умения и навыки экспериментальной деятельности, проводить эксперименты по алгоритму со слов воспитателя.

3. Воспитывать эмоционально-положительное, бережливое отношение к природному наследию своего края.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Новизна программы

Программа «Я - исследователь» расширяет содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования за счет интеграции направлений познавательно-речевого и коммуникативно-личностного развития детей в процессе исследовательской деятельности.

Новизна программы заключается в активном включении детей в экспериментальную деятельность, связанную с потребностью в умственных впечатлениях, развитием любознательности, творческой свободы, сознательным природоохранным поведением ребенка в природе Оренбургского края.

Н.А. Рыжова в своей программе «Наш дом природа» определяет основную цель: формирование экологического образования дошкольников и создание условий для его реализации в дошкольном учреждении разного вида.

Система работы, предложенная Рыжовой. Н.А. включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: экологизация развивающей среды, экологизация различных видов детской деятельности, работу с родителями.

Исследовательская деятельность в программе построена на занимательном познавательном материале.

С.Н.Николаева в своей программе «Юный эколог» ориентирует педагогов на личностный подход к ребенку через реализацию экологических проектов: «В мире целебных растений», «Птичья столовая», «Любимое дерево».

Анализ программ дошкольного образования позволил сделать следующие выводы, что в парциальных программах недостаточно освещены пути экологического воспитания старшего дошкольника в исследовательской деятельности, поэтому возникла необходимость в разработке дополнительной образовательной программы по данному направлению работы с детьми на уровне дошкольной группы.

Основная идея программы: показать ребенку, что окружающая природа не только красива, но необходима, так как жизнь человека вне природы окружающей среды просто невозможна.

Дополнительная образовательная программа «Я - исследователь», разработанная участниками образовательного процесса, является дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольной группы и содержит мотивационную установку и деятельный подход при моделировании образовательного процесса. Формирование экологической грамотности дошкольников позволяет успешно применять ее для созидания и природосбережения своего родного края.

Использование интерактивных средств обучения, инновационных технологий, таких как: мнемотехника, ситуативный анализ, проектное обучение, игровая технология, проблемно-поисковое обучение; а также созданная в дошкольной группе развивающая среда,  профессиональная компетентность педагогического коллектива, социальное партнерство с родительской общественностью в вопросах коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития дошкольников, позволяют формировать в воспитанниках устойчивые интегративные качества обеспечивающие дальнейшую их успешность, инициативность, социальную ответственность в сохранении и приумножении богатств родного края, а также разумного их использования.

Актуальность программы определяется тем, что современный ребёнок, современные дети активно осваивают виртуальный мир и в то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, интеллектуальная пассивность. Это проявляется в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В детском сознании стираются грани между добром и злом, теряются человеческие ценности, нравственность, этические нормы. Дети порой не замечают то, что находится у них совсем рядом «под ногами». И как следствие существует опасность, что общество в будущем получит бездуховное поколение, равнодушное к природе, живому и неживому окружению.

Поэтому сегодня основы экологической культуры дошкольников и природоохранности малой Родины необходимо осуществлять комплексно в соответствии с их интересами и способностями. Детское экспериментирование – основная особенность такой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Педагогическая целесообразность программы

В результате образовательной деятельности по программе реализуются задачи образовательных направлений: познавательного и речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития, коммуникативного развития. Доминирующей областью является: «Познавательное развитие». Образовательная работа по программе предполагает построение образовательной деятельности на основе опытов и экспериментирования, что способствует не только интеллектуальному развитию, но и освоению детьми навыков социального взаимодействия, сплочению детского коллектива.

Основное внимание в программе «Я - исследователь» уделяется формированию познавательной активности дошкольников, основ экологического мышления, умению обосновать правильность своего выбора, комментируя этапы своего исследования. Специфика детского возраста создаёт неограниченные возможности для формирования целостной картины мира, расширения кругозора, , трудовых навыков, необходимых для дальнейшей социализации дошкольников на следующих этапах развития.

Девиз программы – «Исследуя – познаю, развиваюсь!». Игровая форма проведения детской деятельности служит естественной формой передачи детям необходимого объёма знаний в области экологии и познания. В это же время каждое исследование позволяет решать важные задачи, направленные на эмоциональное и психическое развитие дошкольника. Дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Они учатся работать в команде и радоваться общим и личностным открытиям.

1.2. Цель и задачи программы «Я -исследователь»

Цель: Развитие экологического сознания старшего дошкольника в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать основы экологического сознания, осуществляя познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие детей в процессе экспериментальной и опытнической деятельности детей.

2. Прививать правила, умения и навыки экспериментальной деятельности, проводить эксперименты по алгоритму со слов воспитателя 3. Воспитывать эмоционально-положительное, бережливое отношение к природному наследию своего края.

1.3. Принципы и подходы программы

Подходы:

1. Гуманитарный (изучение интересов, потребностей и возможностей старших дошкольников; расширение возможностей детей);

2. Культурно-исторический (построение образовательной деятельности на основе потребностей и мотивов; введение детей в культурно-исторический аспект изучаемого материала)

3. Системно-деятельностный (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным ценностям общества).

Принципы:

 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 сотрудничество Организации с семьей;

 приобщение детей к социокультурным нормам;

 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 возрастная адекватность дошкольного образования.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы «Я - исследователь»

Программа рассчитана для детей  4– 7 лет.

В этом возрасте ребенок - быстро включается в активный познавательный процесс с мотивационной установкой (организацией) воспитателем;

- проявляет поисковую активность и умение извлекать необходимую информацию об объекте в ходе эксперимента;

- проявляет интерес к предметам и явлениям природно-предметного мира. Задает вопросы «Почему?» «Зачем?» «Как?»;

- самостоятельно выполняет ряд последовательных действий по алгоритму, предложенному воспитателем (проводит опыт).

- демонстрирует результаты своих исследований, через презентации, дневники наблюдений, создание коллекций);

-проявляет интерес к познавательной энциклопедической литературе.

Программа реализуется в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах в течение 1 и 2 половины дня, в рамках занятия  1 раз в неделю по средам (в старшей и подготовительной к школе группе).

1.5.Ожидаемые результаты и способы их проверки.

1. Результаты интеллектуального развития: повышенный уровень сформированности элементов экологического сознания и активности в изучении природоохранных особенностей Оренбургского края, повышенный уровень развития способности осуществлять экспериментальную и опытническую деятельность, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Результаты личностного развития: повышенный уровень сформированности эмоционально положительной отзывчивости к восприятию окружающей природе и наследию своего края, чувство эмпатии. Способен в исследовательской деятельности использовать обобщенные образцы социального поведения в природе, согласовывает свои действия со сверстниками, ориентируясь на успешный результат совместной деятельно

 3. Результаты физического развития: повышенный уровень общей и мелкой моторики в процессе безопасного взаимодействия с окружающей средой и в ходе выполнения опытнической и исследовательской деятельности.

 


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Проектирование образовательной работы

Тематическое планирование образовательной деятельности

Название недели

Тема

Программные задачи

Средства

Использованная литература

Дата проведения

1

Сегодня – дошколята, завтра – школьники

Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки?

Расширять представления детей об игрушках и многообразии материалов, из которых они сделаны, определять их качество; обогащать знания детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества; побуждать правильно подбирать определения (прилагательные) к игрушкам из разного материала.

Игрушки из различного материала, вода.

1. О.В  Дыбина. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»

стр. 16, 52

2. О.В. Дыбина

«Занятия по с ознакомлению окр. миром»

стр. 51

2

Осень

Невидимка-воздух

 

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека, в жизни растений (разносит семена); развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.  

Целлофановый пакет, семена, лупа, вентилятор

1. стр. 30, 73,74

3

Какой я? Что я знаю о себе? Я человек! Мои права

Наши помощники – органы чувств

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание); уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира, развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Шоколад, апельсин, лук, лимон, шарф, игрушки, мешочек

конспект

4

Наши друзья – животные

Зачем зайцу длинные уши

Определить значимость расположение и размер ушей, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Два больших рупора из бумаги

3. Л.Л. Сикорук «Физика для малышей»

стр. 20

5

Мой дом. Мой город

Жилище человека в древности

Участвовать в коллективном преобразовании, уметь реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования

Иллюстрации с изображением разнообразных типов домов, картон, бумага, клей, кисточки, веточки, опилки.

1. стр. 175

6

Родная страна

Заколдованные зоны

Объяснить некоторые особености природно-климатических зон России, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

Карта России, емкость с водой, промерзшая земля, макет «Солнце-земля», вентилятор, почва, листья, веточки

1. стр. 129-130

7

Мир предметов и техники

Свойства материалов (металл, пластмасса, резина)

Узнавать вещи из разных материалов, определять их качества и свойства

Металлические, резиновые и пластмассовые предметы, магнит, вода, спички

1. стр. 48-49

8

Труд взрослых. Профессии

Мы - электрики

Установить причину возникновения статического электричества, возможности снятия его с предметов, выявить взаимодействие двух наэлетризованных предметов; повторить правила безопасности с электричеством

Воздушные шары, шерстяная нитка, фигурки из бумаги, нитки, стекло, расческа

1. стр. 98-99

9

Поздняя осень

Почему листья желтеют и опадают

Выяснить значение листа в жизни растения; изучить причины  изменения окраски  листьев  осенью; причины листопада

Листья, фото

конспект

10.

Моя семья

Семья трех медведей

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размеров

Струны (гитара, арфа детская)

1. с. 103

11.

Наши добрые дела

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые

1. стр. 24

12

Комнатные растения

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками), закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Комнатные растения, земля в горшочке, черенок в воде с появившиеся корнями

1. стр. 57

13.

Зима пришла

Почему идет снег (на прогулке)

Расширить представления детей о свойстве снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Снежинки, ключ.

3. стр. 92

14.

Твоя безопасность

Растущие малютки и заплесневевший хлеб

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Познакомить с правилами хранения продуктов, учить делать выводы

Емкость с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтик хлеба, пипетка, лупа

1. стр. 138

15.

Мальчики и девочки

Маленькие девочки, большие мальчики

Дать элементарные знания детям, как в кино делают лилипутов.

Фотоаппарат, кадры из фильма «Буратино»

3. стр. 100

16.

Новый год

Греет ли шуба

Расширить представления детей о свойстве льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Два мороженных или лед, тарелочки, пакетик, шуба

3. стр. 60-63

17.

Новый год

Почему растаяла Снегурочка

Расширить представления детей о свойстве воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Снег в емкости, лед, снежинки из бумаги, темные листы бумаги, белая гуашь, кисти, вода.

4. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

стр. 45

18.

Неделя игры

Строим снежный город

Учить видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности

Снег, вода, лопатки, ведра

1. стр. 50

19.

Юные волшебники

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски;  формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета.

Краски акварельные, карточки с шарами

1. стр. 9

20.

Любопытные почемучки

Мы – фокусники!

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взаимодействие двух магнитов

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

1. стр. 94-97

21.

Мы – спортсмены

Самый быстрый пузырь

Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место

Мыльный раствор, палочки для мыльных пузырей

1. стр. 31

22

Культура общения

Спичечный телефон

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии; с правилами общения по телефону.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички

1. стр. 158

23.

Защитники Отечества

Кораблик

Учиться видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат

Спичечные коробки, картон, бумага, парафин, ножницы

1. стр. 51

24.

Народное творчество, культура и традиции

Глиняные игрушки

Развивать изобразительные умения; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину; стремиться к преобразованию

Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы

1. стр. 51

25.

Женский день

Волшебные цветы

Продемонстрировать образование разных цветов(на слияние 2-3 цветов спектра), белого цвета на слияние семи цветов спектра

Цветовые волчки

1. стр. 151

26.

Искусство и культура

Теневой театр

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

Фонарик (проектор), силуэты

1. стр. 92

27.

Весна – красна

Корешки

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растений

Черенок герани с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка, пищевые красители

1. стр. 65

28.

Неделя книги

Приключение Буратино

 

Актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; прививать интерес к сказкам; стимулировать желание помочь герою сказки; воспитывать аккуратность.

Деревянные предметы, емкость с водой, небольшие дощечки, спички, нож

1. стр. 16

2. стр. 49

29.

Неделя здоровья

Вырастим лук, посадим семечко огурца

Расширить представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки

Игрушка, мешочек, лук, для посадки: земля, стаканчик, лейка с водой, салфетки

4. стр. 54

30.

Космические просторы

Как дождинка

Представить, как выглядит вода в условиях невесомости

Стекло и парафин, одеколон, вода, растительное масло, рюмка

1. стр. 156

31.

Пернатые соседи и друзья

Как с гуся вода

Установить связь между строение и образом жизни птиц в экосистеме

Перья куриные и гусиные, емкость с водой, жир, пипетка, растительное масло, бумага, кисточка, замок молния, свеча, волос, пинцет

1. стр. 79

32.

Знай и уважай ПДД

Наш помощник–светоотражатель

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; дать детям знания об отражателях незаменимых помощников на дороге; воспитывать заботливое отношение к малышам и безопасное поведение на дорогах.

Различные стикеры -светоотражатели, одежда со ставками отражающие свет, коробка, фонарь

конспект

33

День Победы!

Фокус шпиона

Расширить представления детей о свойстве зеркал. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Зеркала, палочка

3. стр. 42

34.

Эти удивительные насекомые

Почему комар пищит, а шмель жужжит

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев

1. стр. 159

35.

Мир вокруг нас

Может ли растение дышать? Органы дыхания растений

Выявить потребность растений в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растения учувствуют в дыхании

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой

1. стр. 55,56

36.

Лето, ах, лето!

Солнечные «зайчики»

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков»

Зеркала

1. стр. 94

3. стр. 38


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Кадровое обеспечение программы

Директор МБОУ «Благодаровская СОШ» – осуществляет руководство образовательной деятельностью всего учреждения, обеспечивает качественность материально – технической базы МБДОУ

Воспитатели непосредственно осуществляют реализацию программы на позициях сотворчество с детьми и родителями воспитанников, предоставляя детям возможность быть физически здоровыми, крепкими, выносливыми, уверенными в себе маленькими гражданами России;

Младший воспитатель оказывает практическую помощь в создании условий проведения образовательной деятельности, обеспечивает выполнения всех режимных моментов согласно СаНпиНа.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы был приобретен в 2014 году стол для экспериментирования.

3.3. Научно-методическое обеспечение программы

Нормативно - правовой ресурс

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Научно-методический ресурс:

1. Основная общеобразовательная  программа дошкольной группы, при МБОУ «Благодаровская СОШ»

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Москва.: ТЦ Сфера, 2014 г

4. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Москва.:Мозаика – Синтез, 2015 г

5.Л.Л. Сикорук «Физика для малышей»

6.О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Москва.:Мозаика – Синтез, 2010 г

3.4. Время и сроки реализации программы

Реализация программы «Я – исследователь» осуществляется по средам во второй половине дня. Общая недельная нагрузка программы равна 25 минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

Программа рассчитана на один год работы с детьми.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

«Опытно – экспериментальный уголок»:

стол для экспериментирования  песком и водой лупы, детский микроскоп, набор магнитов, увеличительных стёкол , вспомогательные материалы – предметы из разных материалов, стаканчики, пипетки, металлические предметы, ёмкости для воды и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка»  Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Парциальная программа Юный исследователь

Парциальная программа Юный исследователь...

Презентация педагогического опыта "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности через реализацию парциальной программы "Юные исследователи"

Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, котор...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...