Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему

Маркина Анна Ивановна

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

1.4. Возрастные  особенности воспитанников

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование для использования программы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ       

3.1. Работа с детьми

3.2. Работа с родителями

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Программа сформирована  для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

1.2. Цели и задачи

Цели программы:

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование представления о себе как о представителе своего народа;

- использование народной культуры как средства гражданского воспитания.

Задачи программы:

- развивать представления дошкольников  о народной культуре и приобщить их к культурным традициям;

-формировать у детей представления о родовой и этнической принадлежности, о правах и обязанностях;

- воспитывать уважение к своему народу, к его историческому прошлому;

- формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство любви к родному краю.

-познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищами, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

-прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;

-развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей;

-реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины;

Реализация  поставленных целей и задач программы  осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-Самостоятельная деятельность детей.

- Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие духовно-нравственной культуры   ребенка;

-принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

-принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой  образовательных  облас­тей;

-принцип комплексно-тематического построения образо­вательного процесса. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

-принцип адаптивности через предметно-развивающую среду дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;

-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

1.4. Возрастные  особенности детей 4-5 лет

Развитие психических процессов.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира:  цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);  о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

 Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

 Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям : фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

 Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

 Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4—5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»). На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24—25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель­ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб­ражения; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования воспри­ятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появ­лением обидчивости, конкуренции , дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

- иметь дифференцированное представление о России и родном крае как о части своей Родины, об истории зарождения и развития своей страны и своего края;

- владеть обобщенными знаниями о природе страны и своего края, о культурных и природных богатствах;

- проявлять устойчивый и познавательный интерес к культуре своего народа и представителей других национальностей;

- доброжелательно относиться к людям разных национальностей;

- проявлять интерес к культуре своего народа и народов, проживающих рядом с ним;

- проявлять  чувство любви к своей Родине, краю, городу, семье, детскому саду;

-проявлять чувство уважения к взрослым и сверстникам;

-эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, произведения народного искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);

- проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свою страну, её достижения, иметь представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;

- иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу

 

 

 

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poetika_narodnoy_kultury.docx51.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 «Елочка»

Согласована

заместитель заведующего (старший воспитатель)

____________

 Принята на заседании Педагогического совета

Протокол

От «__» ____________201  г.

№_________

Утверждена Приказом МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»

От «__» _____________201  г.

№__________

Рабочая программа 

на основе парциальной программы

«Поэтика народной культуры»

для детей 4-5 лет

Воспитатель: Маркина Анна Ивановна

Тамбов, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

1.4. Возрастные  особенности воспитанников

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование для использования программы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        

3.1. Работа с детьми

3.2. Работа с родителями

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Программа сформирована  для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

1.2. Цели и задачи

Цели программы:

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование представления о себе как о представителе своего народа;

- использование народной культуры как средства гражданского воспитания.

Задачи программы:

- развивать представления дошкольников  о народной культуре и приобщить их к культурным традициям;

-формировать у детей представления о родовой и этнической принадлежности, о правах и обязанностях;

- воспитывать уважение к своему народу, к его историческому прошлому;

- формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство любви к родному краю.

-познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищами, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

-прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;

-развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей;

-реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины;

Реализация  поставленных целей и задач программы  осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-Самостоятельная деятельность детей.

- Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие духовно-нравственной культуры   ребенка;

-принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

-принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой  образовательных  областей;

-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

-принцип адаптивности через предметно-развивающую среду дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;

-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

1.4. Возрастные  особенности детей 4-5 лет

Развитие психических процессов. 
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира:  цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);  о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

 Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

 Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям : фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

 Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

 Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4—5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»). На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24—25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкуренции , дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

- иметь дифференцированное представление о России и родном крае как о части своей Родины, об истории зарождения и развития своей страны и своего края;

- владеть обобщенными знаниями о природе страны и своего края, о культурных и природных богатствах;

- проявлять устойчивый и познавательный интерес к культуре своего народа и представителей других национальностей;

- доброжелательно относиться к людям разных национальностей;

- проявлять интерес к культуре своего народа и народов, проживающих рядом с ним;

- проявлять  чувство любви к своей Родине, краю, городу, семье, детскому саду;

-проявлять чувство уважения к взрослым и сверстникам;

-эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, произведения народного искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);

- проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свою страну, её достижения, иметь представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;

- иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование для использования программы

Тема

Задачи

Предметно-развивающая среда

Формы работы с детьми в разных видах деятельности

«Природа родного края»

«Труд-способ выживания. Труд землевладельца.»

«Путешествие к предкам»

«Мой родной город»

«Деревенский дом»

«Деревенская улица»

«Городская улица»

«Сравнение города и деревни»

«У меня на сарафане все узоры хороши» (русский костюм)

«Лента алая в косе» ( головные уборы)

«Сарафан для Алёнушки»

«Тряпичная кукла»

«Глиняные игрушки»

«Деревянная игрушка»

«Выставка игрушек»

Познакомить детей с природой родного края. Воспитывать чувство близости с родной природой. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

Познакомить детей с понятием труд. Показать усовершенствование орудий труда. Воспитывать трудолюбие и желание помогать взрослым.

Познакомить детей с нашими предками. Рассказать о занятиях славян.

Объяснить значение лова «родина»: место, где вы родились, живете, окружающий мир, дом, город. Дать первоначальное представление о географической карте. Познакомить с самым главным городом страны.

Углубить представление детей об устройстве крестьянского дома. Показать ярусы крестьянского дома ( подвал, сам дом, крыша). Дать представление о надворных постройках крестьянского жилища.

Продолжать знакомить детей с деревней, деревенским образом жизни.

Дать  детям понятие городская жизнь. Дать представление о городском пейзаже используя наглядный материал (фотографии и иллюстрации, картины художников).

Показать различие и сходство города и деревни. Дать представление о деревенском и городском пейзаже используя иллюстрации. Развивать конструктивную деятельность при строительстве макетов домов города и деревни. Упражнять в сравнении домов по высоте.

Познакомить детей с русским костюмом. Учить детей составлять описательные рассказы о русском костюме. Обогащать словарный запас.

Познакомить детей с головными уборами русского народа. Учить составлять сравнительные рассказы о головных уборах старинных и современных.

Формировать у детей первое представление о ткачестве. Развивать навыки ручного труда. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. Познакомить с элементами узора на одежде.

Познакомить  детей с тряпичной куклой. Роль  тряпичной куклы как оберега, её значение в жизни женщины, девочки.

Познакомить детей с природным материалом – глино, её свойствами и способами её использования. Рассказать где можно найти глину.

Развивать представление детей о народных игрушках из глины: дымковской,  филимоновской, богородской игрушку.

Познакомить детей с древесиной, резьбой по дереву, вырезанием из древесины игрушек. Рассказать о свойствах древесины.

Продолжать учить детей различать ткань, дерево, глину. Воспитывать уважение к труду мастера-игрушечника и бережное отношение к изготовленным им изделиям.

Иллюстрации с изображением природы Тамбовской области, леса, диких животных родного края.

Иллюстрации с изображением земледельцев, орудий труда разных времен.

Иллюстрации с изображением жизни славян

Фотографии родного города. Географическая карта

Иллюстрации с изображением деревенского дома, надворных построек. Фигурки домашних животных.

Иллюстрации с изображением деревенского дома, надворных построек. Фигурки домашних животных

Иллюстрации, фотографии, картины художников с изображением городских улиц.

Иллюстрации города и деревни. Различные строительные материалы.

Иллюстрации, альбомы о русской одежде. Куклы в русских костюмах.

Иллюстрации, альбомы о русских головных уборах. Куклы в русских костюмах.

 

Иллюстрации, альбомы о русской одежде. Коллекция тканей и ниток. Изображения прялки, веретено, ткацкого станка, рамки для ткачества, ножниц, иголки.

Кукла-оберег. Лоскутки ткани.

Изделия из глины: посуда, игрушки.

Брусок из древесины, деревянная посуда, игрушки из дерева.

Выставка :, «Дымковские игрушки» «Филимоновские игрушки», куклы-обереги, игрушки из дерева.

Коммуникативная

Беседа на тему «Природа Тамбова».

Познавательная

Рассматривание иллюстраций  природы Тамбовской области в разное время года.

 Художественно-эстетическая

Рисование природы в разное время года

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений о природе

Игровая

Д/и «Выбираем транспорт для путешествий»

Д/и «Времена года»,

Д/и   «Дары леса»

Коммуникативная

Беседа на тему « Польза труда».

Познавательная

Рассматривание иллюстраций  с изображением земледельцев, орудий труда разных времен.

 Художественно-эстетическая

Рисование «Поле», «Хлеб»

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений , пословиц и поговорок о труде.

Игровая

Д/и «Как хлеб на стол пришел»

Д/и «Орудия труда».

Коммуникативная

Беседа на тему « Как жили наши предки». «Как трудились наши предки»

Познавательная

Рассматривание иллюстраций  с изображением

славян. Рассказ воспитатель о быте, одежде и занятиях предков.

.Художественно-эстетическая

Рисование «Изба», «Посуда»

Восприятие художественной литературы

Русские народные сказки

Игровая

Д/и «Как одевались наши предки»

Коммуникативная

Беседа на тему « Что такое Родина», «Главный город страны»

Познавательная

Рассматривание фотографий города Тамбова, его достопримечательностей. Рассматривание  географической карты.

 Художественно-эстетическая

Рисование «Мой город»

Восприятие художественной литературы

Чтение книг о Родине, стихотворений о городе Тамбове.

Игровая

Д/и «Мой город»

Д/и «Какого цвета Родина(путешествие по карте)».

Коммуникативная

Составление рассказа «Как я представляю себе жизнь в деревне»

Познавательная

Рассматривание иллюстраций с изображением крестьянского дома.

Художественно-эстетическая

Рисование «Дом для собачки»

Аппликация « Дом из дерева»

Восприятие художественной литературы

Чтение книг деревне

Игровая

Д/и «Кто где живет»

Д/и «Деревенское подворье»

Игра «Сложи избу»

Коммуникативная

Составление рассказа «Что я видел в деревне»

Познавательная

Рассматривание иллюстраций с изображением деревни, деревенской улицы, деревенского двора.

Художественно-эстетическая

Рисование «Мой дом в деревне»

Восприятие художественной литературы

Чтение книг о деревне

Игровая

Д/и «Деревня»

Д/и «Домашние животные»

Игра «Кто где живет»

Коммуникативная

Составление рассказа «Моя улица», рассказ-описание «Улица на которой я живу»

Познавательная

Рассматривание иллюстраций с изображением города, городской улицы, городского дома. Целевые экскурсии по городу.

Художественно-эстетическая

Рисование «Мой дом», «Мой двор»

Конструирование «Строительство дома»

Восприятие художественной литературы

Чтение книг о городе

Игровая

Д/и «Город»

Д/и «Узнай здание родного города»

Игра «Лего»

Коммуникативная

Составление  сравнительного рассказа « Город и деревня»

Познавательная

Рассматривание иллюстраций с изображением города и деревни. Упражнения в сравнении домов города и деревни по высоте.

Художественно-эстетическая

Конструирование «Строительство дома»

Аппликация «Разные дома»

Восприятие художественной литературы

Чтение книг и  стихов  о городе и деревне.

Игровая

Сюжетно- ролевая игра «Строители»

Коммуникативная

Составление  описательных рассказов о русской одежде.

Познавательная

Рассматривание иллюстраций с одеждой. Сравнение современной и старинной одежды

Художественно-эстетическая

Аппликация «Платье для куклы»

Рисование «Сарафан»

Восприятие художественной литературы

Чтение и заучивание потешки «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька» . Чтение русских народных сказок

Игровая

Игры на классификацию одежды для детей и взрослых, для мальчиков и девочек, для мужчин и женщин, для праздника и для работы.

Коммуникативная

Рассказ воспитателя о  старинных головных уборах и что они означали.

Познавательная

Рассматривание иллюстраций головных уборов. Сравнение современных и старинных головных уборов.

Художественно-эстетическая

Аппликация «Кокошник»

Рисование «Разноцветные ленты»

Восприятие художественной литературы

Чтение русских народных сказок

Игровая

Игры с куклами в русских костюмах.

Коммуникативная

Рассказ воспитателя о  трудовом процессе : шитье одежды. Рассказ о ткачестве.

Познавательная

Рассматривание инструментов и орудий труда для ткачества и шитья одежды. Рассматривание образцов ткани и нитей.

Художественно-эстетическая

Аппликация «Сарафан»

Рисование «Узоры для платья»

Восприятие художественной литературы

Чтение русских народных сказок

Игровая

Игра «Назови часть одежды».

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Алена идет на прогулку».

Коммуникативная

Рассказ воспитателя тряпичных игрушках,  как дети в прошлом играли в такие игрушки.

Познавательная

Рассматривание тряпичных кукол, иллюстрации с изображением старинных люлек, сундуков. Рассматривание коллекции лоскутков.

Рассматривание свойств ткани- ткань можно складывать, сшивать, мочить.

Художественно-эстетическая

Конструирование «Тряпичная кукла»

Восприятие художественной литературы

Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»

Игровая

Игры с куклами.

Коммуникативная

Рассказ воспитателя  о глине, ее свойствах и способах использования.

Познавательная

Рассказ воспитателя о мастерах-игрушечниках.

Рассмотрение изделий из глины, посуды, дымковской, филимоновской игрушки. Проследить взаимосвязь элементов дымковской росписи с природой: точки-семена, волнистая линия-вода, прямая линия-земля, круг-солнце.

Художественно-эстетическая

Рисование « Дымковские узоры»

Лепка из глины( или коричневого пластилина) игрушки

Восприятие художественной литературы

Чтение стихов и загадок о народных игрушках.

Игровая

Игры с куклами.

 Д/и «Назови узор»

Коммуникативная

Рассказ воспитателя  о деревьях, способах их размножения. О назначении основных частей дерева.

Познавательная

Рассказ воспитателя об использовании древесины.

Рассматривание бруска древесины, изучение его свойств.

Художественно-эстетическая

Рисование «Деревянная игрушка»

Восприятие художественной литературы

Чтение стихов и загадок о народных игрушках.

Игровая

Игры с игрушками из дерева.

Д/и «Народные игрушки».

Коммуникативная

Рассказ воспитателя  о мастерах-игрушечниках

Познавательная

Формировать первоначальные математические представления на основе сравнения, счета игрушек, выделения формы.

Художественно-эстетическая

Рисование «Мои любимые игрушки»

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений о народных игрушках.

Игровая

Сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери», «Семья»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Работа с детьми

С целью систематизации знания детей о традициях, обычаях, культуре педагогам следует:

-максимально использовать культурное пространство города( музеи, вставки, памятные места);

-знакомить с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, художественной литературой, живописью, музыкой, музыкальными инструментами, народными  и национальными костюмами, предметами быта;

-включать совместную творческую деятельность детей и взрослых ( педагогов, родителей, артистов);

-разучивать русские народные подвижные игры;

-разучивание потешек, пословиц, поговорок, закличек и т.д.;

- включение дидактических и настольно-печатных игр на основе культурных традиций, обычаев, праздников.

3.2 Работа с родителями

Тема

Форма работы с родителями

«Природа родного края»

Консультация для родителей « Что должен знать ребенок о родном крае». Создание альбома «Природа Тамбовской области»

«Труд-способ выживания. Труд землевладельца.»

Подбор картинок о труде наших предков  и их орудий труда. Подбор пословиц о мастерстве и труде в книжный уголок.

«Путешествие к предкам»

Консультация для родителей «Как жили наши предки». Подбор иллюстраций о быте наших предков.

«Мой родной город»

Предложить родителям провести с детьми прогулку по городу с посещением  достопримечательностей и памятных мест родного города.

«Деревенский дом»

Предложить родителям показать детям устройство крестьянского дома на примере дома у бабушки или знакомых в деревне.

«Деревенская улица»

Провести родителям выезд  в деревню для ознакомления с  деревенскими улицами.

«Городская улица»

Провести с детьми экскурсию по улицам города Тамбова.

«Сравнение города и деревни»

Подбор картинок с изображением домов ( сказочных, деревенских, городских). Попросить родителей сделать макеты городского и деревенского дома.

«У меня на сарафане все узоры хороши» (русский костюм)

Привлечь родителей к изготовлению русской народной одежды для кукол. Создание альбома «Как одевались наши предки».

«Лента алая в косе» ( головные уборы)

Создание выставки – коллекции « Разноцветные ленты». Предложить создать альбом «Головные уборы – старинные и современные».

«Сарафан для Алёнушки»

Подобрать иллюстрации с узорами, наносимыми на  старинную одежду. Создание уголка для ряженья с предметами Тамбовского старинного костюма.

«Тряпичная кукла»

Изготовление кукол из ткани и ниток. Подборка иллюстраций обрядовых тряпичных кукол.

«Глиняные игрушки»

Организация выставки глиняных изделий. Создание альбома с иллюстрациями дымковской, богородской и филимоновской игрушки.

«Деревянная игрушка»

Консультация для родителей «Из истории деревянной игрушки».  Подборка иллюстраций «Резьба по дереву»

«Выставка игрушек»

Создание папки «Ремесла русского народа». Консультация для родителей « Значение игрушки в жизни ребенка»

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.П. Аникин Русское народное творчество: Учебник / В.П. Аникин.-М.: Высшая школа, 2001.-726 с.

2. О.Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в  детском саду : Практическое пособие / О.Н. Баранникова .- М.: АРКТИ, 2007.-144 с.

3. Г.И. Батурина нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова.- М.: Народное образование, 2002.- 112 С.

4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей ( программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету Народная культура») / Авт.- сост.: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова.- М.:АРКТИ, 2003.- 168 с.

5. Л.В. Коломийченко Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста /  Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. – 115 с.

6. Л.В. Кузнецова Истоки гражданственности / Л.В. Кузнецова.- М., 1983.- 37 с.

7. В.И. Лукьяненко Мир народной культуры в детском творчестве : Методическое пособие / В.И. Лукьяненко.- Ростов на Дону : Ростовское бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РФ, 2006.-120 с.

8. М.Н. Мельников Русский детский фольклор : Учебное пособие для студентов педагогических институтов / М.Н. Мельников.- М.: Просвещение, 1987.-240с.

9. Н.А. Савотина Гражданское воспитание : Традиции и современные требования / Н.А. Савотина // Педагогика.- 2002.-№ 4.- С. 39-44.

10. Человек и природа в народной культуре. Приложение к программе Л.В. Любимовой « Поэтика народной культуры» : Методическая разработка / Авт. Сост. : Л.В. Любимова, О.В. Голдобина и др.- Пермь : Изд-во ПОИПКРО, 2004.- 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Приобщение к истокам русской народной культуры"

Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры, места проживания наших предков, основные занятия русских людей, обычаи, праздники, народные приметы, песни, игры....

Парциальная программа "Приобщение к истокам русской народной культуры:"

Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...

Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет.

Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет....

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»...