Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему

Маркина Анна Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 «Елочка»
 
 
Согласована
заместитель заведующего (старший воспитатель)
____________ Принята на заседании Педагогического совета
Протокол
От «__» ____________201  г.
№_________ Утверждена Приказом МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»
От «__» _____________201  г.
№__________
 
 
Рабочая программа 
на основе парциальной программы
«Национальный календарь»
для детей 4-5 лет
 
 
 
 
Воспитатель: Маркина Анна Ивановна
 
 
 
 
Тамбов, 2016 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса 
1.4. Возрастные  особенности воспитанников 
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Тематическое планирование для использования программы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Работа с детьми
3.2. Работа с родителями
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 
1.1. Пояснительная записка
Данная программа направлена на : формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,  на развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе, воспитание гражданственности. Программа обеспечивает формирование социокультурной среды, соответствующая возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.  
1.2. Цели и задачи
Цели программы: 
-формирование эстетического эмоционально положительного отношения к многонациональному наследию с помощью различных видов деятельности ( познавательно- речевую, художественно-творческую, игровую и двигательную деятельности),
- формирование эстетически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и гражданскому самоопределению на основе традиций и ценностей российской и мировой культуры.
Задачи программы:  
- расширение и углубление знаний дошкольников о культуре и своего и других народов;
- воспитание бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
- воспитание положительного отношения к культурным различиям, воспитание личности в духе мира, осознания необходимости сохранения национальных культур и традиций;
- развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
-развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе. 
Реализация  поставленных целей и задач программы  осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
-Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
 
1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса 
Программа  сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-учитывает принцип дифференциации и индивидуализации;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
1.4. Возрастные  особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 4-5 лет предполагает решение педагогом следующих задач.
Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной самостоятельной деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя, музыку мастерить, рисовать, музицировать и т.д.
Развлечения. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.
Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д.
Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание заниматься интересным творческим делом (рисовать, лепить и т.д.).
Праздники. Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать желание принимать участие в праздниках.
Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране. Воспитывать любовь к Родине.
Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню - защитника Отечества, праздникам народного календаря.
Самостоятельная художественная деятельность. Содействовать развитию индивидуальных творческих наклонностей каждого ребенка.
Побуждать к самостоятельной изобразительной, конструктивной и музыкальной деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на основе освоения культурного наследия через знакомство  национальным фольклором  включает в себя следующие результаты освоения программы:
- знание ребенка о  самом себе, о Родине, о традициях, обычаях, знания о климатических условиях, о растительном и животном мире, национальной одежде своего народа.
- умение ребенка распознавать и описывать свои чувства, переживания, развитие самооценки.
-развитие любознательности, увлечённости, радости от познания особенностей своей культуры
- почитание народных традиций, соблюдение праздников, вовлеченность в культурную жизнь и поддержание культурных традиций.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnyy_kalendar.docx49.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 «Елочка»

Согласована

заместитель заведующего (старший воспитатель)

____________

 Принята на заседании Педагогического совета

Протокол

От «__» ____________201  г.

№_________

Утверждена Приказом МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»

От «__» _____________201  г.

№__________

Рабочая программа 

на основе парциальной программы

«Национальный календарь»

для детей 4-5 лет

Воспитатель: Маркина Анна Ивановна

Тамбов, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

1.4. Возрастные  особенности воспитанников

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование для использования программы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        

3.1. Работа с детьми

3.2. Работа с родителями

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Данная программа направлена на : формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,  на развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе, воспитание гражданственности. Программа обеспечивает формирование социокультурной среды, соответствующая возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.  

1.2. Цели и задачи

Цели программы:

-формирование эстетического эмоционально положительного отношения к многонациональному наследию с помощью различных видов деятельности ( познавательно- речевую, художественно-творческую, игровую и двигательную деятельности),

- формирование эстетически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и гражданскому самоопределению на основе традиций и ценностей российской и мировой культуры.

Задачи программы:  

- расширение и углубление знаний дошкольников о культуре и своего и других народов;

- воспитание бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- воспитание положительного отношения к культурным различиям, воспитание личности в духе мира, осознания необходимости сохранения национальных культур и традиций;

- развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

-развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

Реализация  поставленных целей и задач программы  осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-Самостоятельная деятельность детей.

- Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

Программа  сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-учитывает принцип дифференциации и индивидуализации;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

1.4. Возрастные  особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 4-5 лет предполагает решение педагогом следующих задач.

Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной самостоятельной деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя, музыку мастерить, рисовать, музицировать и т.д.

Развлечения. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.

Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д.

Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.

Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание заниматься интересным творческим делом (рисовать, лепить и т.д.).

Праздники. Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать желание принимать участие в праздниках.

Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране. Воспитывать любовь к Родине.

Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню - защитника Отечества, праздникам народного календаря.

Самостоятельная художественная деятельность. Содействовать развитию индивидуальных творческих наклонностей каждого ребенка.

Побуждать к самостоятельной изобразительной, конструктивной и музыкальной деятельности.

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на основе освоения культурного наследия через знакомство  национальным фольклором  включает в себя следующие результаты освоения программы:

- знание ребенка о  самом себе, о Родине, о традициях, обычаях, знания о климатических условиях, о растительном и животном мире, национальной одежде своего народа.

- умение ребенка распознавать и описывать свои чувства, переживания, развитие самооценки.

-развитие любознательности, увлечённости, радости от познания особенностей своей культуры

- почитание народных традиций, соблюдение праздников, вовлеченность в культурную жизнь и поддержание культурных традиций.

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование для использования программы

Месяц

Тема праздника

Програмное содержание

Предметно развивающая среда

Форма работы с детьми в разных видах деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

М

А

Р

Т

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

21.09. «Осенины,

оспоженки,

праздник последнего снопа»

23.09 «Пётр и Павел Рябинники»    

14.10. Покров

14.11. «Кузьминки- встреча зимы»

31.12 Новый год

07.01 «Рождество»

19.01. «Крещение»

15.02. «Сретение- первая встреча весны»

23.02. «Силачи и богатыри русские»

День защитника Отечества

Конец февраля-начало марта «Масленица»

22.03 «Сороки-вторая встреча весны»

« Мост на семь верст»- время великого поста. Пасха

07.04. «Благовещенье-отпусти птичку на волю-третья встреча весны.»

«Месяц май!»

06.05 «Егорьев день»

Закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле. Воспитывать уважение к хлебу, к  сельскохозяйственному труду. Систематизировать представления детей об этапах выращивания хлеба. Показать развитие орудий труда хлебороба. Развивать представления о сборе урожая на огороде овощных культур. Развивать трудовые навыки в процессе сбора урожая.

Знакомить детей с земледельческими праздниками, традициями, приметами. Воспитывать нежное отношение к природе, рябине, лесу, его обитателям. День сбора рябины.

Рассказать детям о празднике Покров, откуда произошло это название. Развивать наблюдательность при ознакомлении с осенними природными изменениями и умение соотносить их с народными приментами

Познакомить детей с народным праздником Кузьминки. Рассказать о Кузьме и Демьяне- ремесленниках и покровителях домашнего очага. Познакомить с кузнечным ремеслом.

Обогатить представления о сезонных изменениях в природе, которые происходят в переходный период от осени к зиме.

Формировать представление детей о Новогоднем празднике.

Познакомить детей с обычаями и традициями рождественских праздников. Рассказать об обычаях колядования, ряжения и гадания.

Готовить почву для познания детьми важнейшего пласта человеческой культуры – религиозных отношений через  нравственные беседы, знакомство с легендами о Христе и Крещении-водосвятие.

Познакомить детей с праздником Сретение. Развивать наблюдательность при ознакомлении с зимними природными явлениями. Формировать представление о свойствах снега

Воспитывать глубокий интерес и уважение к защитникам Земли Русской. Познакомить детей с праздником Российской Армии.

Ознакомить с обычаями и традициями проведения праздника Масленицы. Вызвать у детей представления о радостном, веселом празднике.

Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Углубить и расширить знания детей о перелетных птицах. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Формировать представление детей о Великом посте, перед Пасхой. Познакомить с обычаями и традициями  

Праздника Пасхи. Воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

Познакомить с народными традициями встречи весны. Рассказать детям о значении и обычаях праздника Благовещенья. Продолжать знакомить детей с перелётными птицами.

Формировать представление детей о природных изменениях в мае. Познакомиться с приметами месяца Формирование представления о первоцветах. Познакомиться с птицами прилетающими в мае (соловей и ласточка)

Ознакомить детей с народной традицией отмечать «Первый выгон стада». Познакомить с профессией –пастух. Развивать у детей положительное отношение к домашним животным.

Иллюстрации о работах по уборке урожая в поле и на огороде.

Иллюстрации зерновых культур.

Иллюстрации овощных культур.

Дидактические игры ,связанные с зерновыми и овощными культурами.

Иллюстрации  с изображением орудий труда хлебороба

Иллюстрации с изображением рябины

Иллюстрации о заботливом отношении людей друг к другу.

Иллюстрации с изображение поздней осени и кузнеца

Иллюстрации с изображением празднования Нового года. Коллекция новогодних открыток

Иллюстрации о рождестве. Атрибуты для годания. Иллюстрации костюмов для колядования

Иллюстрации с изображением крестного хода.

Иллюстрации с изображением зимних и первых весенних явлений природы.

Иллюстрации с изображением  богатырей, полководцев, воинов России

Иллюстрации с изображением праздника Масленицы, детских забав на Масленой неделе.

Иллюстрации с изображением  погоды в марте. Иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Иллюстрации с изображением Пасхи.

Иллюстрации о весне, о перелетных птицах.

Иллюстрации : природа в мае, первоцветы, ласточка и соловей.

Иллюстрации с изображением пастуха, стада, луга.

Коммуникативная

Обсуждение праздника урожая .

Познавательная

Рассматривание иллюстраций  о работах по уборке урожая в поле и на огороде,  иллюстраций зерновых культур и  овощных культур, иллюстраций с изображением орудий труда хлебороба. Упражнения в счете овощей и зерен в колосе.

Художественно-эстетическая

Рисование: «Хлеб», «Колос», «Овощи»

Аппликация: « Овощи на тарелочке», «Колосья»

Музыкальная

Хоровод «Маки-маковицы», «Бояре»

Танец «Травушка-муравушка»

Разучивание песен и колядок

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений о хлебе и уборке урожая. Чтение поговорок и пословиц, загадок и потешек о хлебе, урожае, овощах

Двигательная

Различные подвижные игры, хороводные игры

Коммуникативная

Обсуждение праздника

Познавательная

Рассматривание иллюстраций  рябины, месте ее произрастания. Счет ягод в грозди рябины.

Художественно-эстетическая

Рисование: « Гроздь рябины»

Музыкальная

Народная величальная песня «Мы вам рады».

Хоровод «Рябинушка-красавица».

Восприятие художественной литературы

Чтение народных примет, стихотворений и загадок о рябине

Двигательная

Упражнение «Собираем лесные ягоды»

Игры у рябины «На горе-то рябина»

«Игра с бусами из рябины»  

Игра «Охотник»

Коммуникативная

Познакомить детей с народными гуляниями на Покров. Рассказать о «Покровской ярмарке»

Познавательная

Наблюдение за  осенними явлениями природы . Знакомство с приметами этого дня.

Художественно-эстетическая

Рисование: « Первый снег»

Музыкальная

Народная величальная песня «Мы вам рады».

Хоровод «Рябинушка-красавица».

Восприятие художественной литературы

Чтение народных примет, стихотворений. Двигательная

Игра «Жмурки», « Ловишки», «Ручеёк»

Коммуникативная

Беседы с детьми о кузнечном ремесле, о семье, благополучии

Познавательная

Наблюдение за  сезонными изменениями в  природе. Наблюдение за долготой дня .

Художественно-эстетическая

Рисование: « Последние дни осени», «Поздняя осень»

Музыкальная

Народная величальная песня «Во кузнице».

Восприятие художественной литературы

Знакомство с пословицами и приметами.

 Двигательная

Сюжетно –ролевая игра «Сварим кашу», «В кузнице»

Коммуникативная

Рассказ воспитателя о праздновании Нового года у разных народов. Составление рассказов о празднике.

Познавательная

Повторить названия календарных месяцев.Упражнять в счете( счет месяцев,времен года) . Наблюдение за погодой.

Художественно-эстетическая

Рисование, лепка, аппликация на тему «Новый год», «Новогодние праздники» 

Музыкальная

Разучивание новогодних песен, танцев. Проведение праздников.

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений о новогодних праздниках. Двигательная

Подвижные игры «Дед Мороз», « Голова и хвост»,

«Рукавичка»

Коммуникативная

Беседа о празднике «Рождество».. Составление рассказов о рождественских праздниках.

Познавательная

Знакомство с народными приметами рождественских дней. Наблюдение за погодой.

Художественно-эстетическая

Рисование, лепка, аппликация на тему «Рождество», отображение впечатлений от праздника.  

Музыкальная

Разучивание и пение колядок. Проведение обряда колядования. Прослушивание народные песен :«Зимушка, зима, ты пришла», «Здравствуй, гостья Зима»

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений о новогодних развлечениях. Двигательная

Игры : «Догони рукавицу», «Заморожу ноги»

Коммуникативная

Беседа о празднике .

Познавательная

Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой.

Художественно-эстетическая

Рисование- отображение впечатлений от праздника.  

Музыкальная

Слушание отрывка из произведения  П.Чайковский «Утренняя молитва», «Зимнее утро», А. Вивальди «Зима»

Восприятие художественной литературы

Чтение легенд и сказок  о воде живой и мёртвой, чтение народных примет.

 Двигательная

Игры : «Догони рукавицу», «Заморожу ноги», катание на санях и лыжах.

Коммуникативная

Рассказ воспитатель о первых предвестниках весны.

Познавательная

 Наблюдения в природе.

Художественно-эстетическая

Рисование «Зима с весной встречаются»

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений о конце зимы. Чтение закличек о солнце.

Двигательная

Игры : «Игра с солнцем», «Воевода», «Ручейки и озеро»

Коммуникативная

Беседа о богатырях, полководцах, воинах России.

Познавательная

 Рассматривание военной техники и вооружения Российской Армии.

Художественно-эстетическая

Рисование «Солдат», « Танк», «Военный самолет»

Музыкальная

Пение  народных песен:  «Солдатушки»,

Солдатские частушки (детское творчество).

Песня «О мире».

Восприятие художественной литературы

Чтение пословиц о службе воинской

Двигательная

Солдатские эстафеты:

«Попади в цель», «Перетягивание каната».

Коммуникативная

Составление рассказов о празднике.

Познавательная

Дать названия дней Масленой недели: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тёщины вечерки, золовкины посиделки, проводы Масленицы. Объяснить значение сжигания куклы.  

 Художественно-эстетическая

Рисование « Масленица», «Солнышко»

Аппликация «Блинное полотенце»

Конструирование «Изготовление куклы», « Строительство снежной крепости»

Музыкальная

Проведение праздника Масленицы

Восприятие художественной литературы

Чтение пословиц, потешек, закличек, заучивание масленичных песен

Двигательная

Подвижные игры « Горелки», «Заря-заряница»

Коммуникативная

Беседа о перелетных птицах

Познавательная

 Упражнения в счете птиц. Ориентация в пространстве «Где птица?». Наблюдение за поведением и повадками птиц.

Художественно-эстетическая

Рисование и аппликация «Птица»

Музыкальная

Прослушивание голосов птиц.

Восприятие художественной литературы

Чтение загадок о птицах. Чтение сказок о птицах «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок».

Двигательная

Подвижные игры «Ястреб и птицы», «Птицелов» «Стайка»

Коммуникативная

Рассказ воспитателя о празднике Светлой Пасхи.

Познавательная

 Наблюдение за природой. Наблюдение за распусканием вербы.

Художественно-эстетическая

Рисование «Роспись пасхального яйца», «Веточка вербы»

Музыкальная

Слушание колокольного звона

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений о Пасхе. Легенды о крашенье яиц и дарение.

Двигательная

Игры «Прятанье яиц», «Катание яиц», «Воротца»

Коммуникативная

Составление рассказов о весне.

Познавательная

 Наблюдение за птицами.

Художественно-эстетическая

Рисование «Весна», «Птичка на веточке»

Музыкальная

Слушание колокольный звон-Благовест

Восприятие художественной литературы

Чтение примет на Благовещенье, детский фольклор (заклички, считалки)

Двигательная

Игры «Гори, гори ясно»,

«Птицелов», «Птичка в клетке»

Коммуникативная

Составление рассказов «Месяц май».

Познавательная

 Наблюдение за птицами. Наблюдение майской погоды.

Художественно-эстетическая

Рисование «Весна», «Первоцвет», «Майский день»

Музыкальная

Слушание колокольный звон-Благовест

Восприятие художественной литературы

Чтение примет в мае, стихотворений о весне, пословиц и поговорок.

Двигательная

Игры «Солнечный зайчик», «Пчелы», «Ласточки»

Коммуникативная

Беседа «Домашние животные», « Труд пастуха»

Познавательная

 Познакомить детей с народными инструментами рожок, свирель, жалейка

Художественно-эстетическая

Рисование «Домашние животные»

Музыкальная

Слушание музыкальных инструментов- рожок, свирель, жалейка

Восприятие художественной литературы

Чтение сказок о домашних животных

Двигательная

Игры «Стадо», «Волк и овцы»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Работа с детьми

С целью систематизации знания детей о традициях, обычаях, культуре педагогам следует:

-максимально использовать культурное пространство города( музеи, вставки, памятные места);

-знакомить с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, художественной литературой, живописью, музыкой, музыкальными инструментами, народными  и национальными костюмами, предметами быта;

-включать совместную творческую деятельность детей и взрослых ( педагогов, родителей, артистов);

-разучивать русские народные подвижные игры;

-разучивание потешек, пословиц, поговорок, закличек и т.д.;

- включение дидактических и настольно-печатных игр на основе культурных традиций, обычаев, праздников.

3.2 Работа с родителями

Месяц

Форма работы с родителями

Сентябрь

Привлечь родителей к созданию гербария зерновых культур, поделок с использованием зерновых культур. Организация выставки «Дары огорода»

Октябрь

Выставка рисунков «Покров». Организация Покровской ярмарки в ДУ.

Ноябрь

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Подбор иллюстраций с изображением кузнеца, кузнецы, кузнечного ремесла

Декабрь

Консультации для родителей на темы: «Новогодние забавы», «Новогодняя мозаика», памятка для родителей «Правила безопасности при украшении ёлки»

Январь

Организация выставки рисунков на тему «Рождественские праздники»

Февраль

Подбор иллюстраций и организация выставки былинных богатырей, военных полководцев, военных в различной форме.  Рекомендовать чтение детям дома литературы посвященной защитникам Родины.

Март

Предложить родителям сходить с детьми на городской праздник «Проводы Масленицы»; оформить ширму о традициях и обычаях праздника «Широкая Масленица».

Апрель

Информация для родителей о празднике Благовещенье

Май

Рекомендовать родителям привлечь детей к весенним посадкам в огороде, на клумбе возле дома. Консультация на тему « Начало огородных забот»

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.А. Аполлонова Приобщение дошкольников к русской национальной культуре /Н.А.Аполлонова// Дошкольное воспитание.-1991.-№4.-С.33-37

2.Г.И.Батурина Народная педагогика: её воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина// Преподаватель.-1999.-№1(8).-С.15-18.

3. В.С. Библер Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы /В.С.Библер// Психологическая наука и образование.-1996.-№4.-С.179-185

4.В.Д.Ботнарь Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окруженияпутем приобщения к их этнической культуре /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. –М.,1993.

5. Э.Ф. Ветрякова Этнокультурное развитие школьников в процессе художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. …канд. пед. наук /Э.Ф.Ветрякова.-Челябинск,1992.-156с.

6. Г.Н. Гришина Приобщение детей к народной игровой культуре./Г.Н. Гришина// Управление дошкольным образовательным учреждением.-2005.-№1.-С.67-73.

7.Г.Н. Данилина Дошкольнику- об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации  на 2001-2005 годы»/ Г.Н. Данилина.-(3-е изд., испр. и доп.).-М.:АРКТИ,2005.-181с.

8. Л.М. Захарова Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике(вторая пол.19 в.): Автореф. дис. … кан.под.наук /Л.М.Захарова.-М.,1998.-17с.

9. Как научить любить Родину : Руководство для воспитателей и учителей /Авт.сост.: Ю.Б. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2003.-168с.  

10.О.Л. Князева Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа Учеб.-метод. Пособие /О.Л. Князева, М.Д.Маханева.-2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство -Пресс, 1998.-300с.

11. Е.И. Корнеева Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст) : Дис…. канд. пед наук / Е.И. Корнеева.- М., 1995.-181 с.

12. Н. Круглова Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / Н. Круглова // Дошкольное воспитание .- 2006.-№ 10.- С. 15-17

13. Т.Ф. Кузина Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. 2-е изд. М.: Школьная пресса, 2001.-144 с.

14. А. Михайленко Введение дошкольника в мировую культуру : парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание.-2006-№5.-С.14-18.

15. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности : Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : Аркти, 2003.-176с.

16. А.Е. Писарева Русские культурные традиции и нравственно- патриотическое воспитание дошкольника / А.Е. Писарева // Научно-патриотическая конференция «Патриотическое воспитание дошкольников» (реализация государственной программы Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...

Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет.

Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет....