Ваша речь как образец для подражания Семинар практикум для педагогов.
методическая разработка

Дербина Лариса Павловна

Ваша речь как образец для подражания

Семинар практикум для педагогов.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня наш разговор пойдет о культуре речевого общения. Сегодня мы поговорим об искусстве говорить с детьми. Когда я готовилась к семинару, то нашла много высказываний знаменитых людей о речи: «Ясность – главное достоинство речи» (Аристотель); «Красиво сказанная речь о прекрасных  деяниях остаётся в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил»(Платон). Из всех этих высказываний следует, что наша речь должна соответствовать нормам русского  языка, быть понятной и доступной.

Что же такое культура речи? Это эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Речь каждого из нас по – своему индивидуальна: мы имеем разные тембр, темп речи, интонацию, словарный запас.

Вы согласитесь, что все мы без исключения допускаем ошибки в разговоре: кто – то чаще, кто – то реже. А ведь дети подражают нам, копируя нашу речь. Казалась ,бы, сказанная вами фраза вскользь может надолго укорениться в речи ребенка, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи.

Чтобы  наш семинар прошел более интересно, предлагаю провести его в форме брейн – ринга. Прежде чем начнем работать над данной темой, давайте познакомимся.

Игра «Знакомство»

В кругу участники передают друг другу колокольчик, называют свое имя, продукт, город на первую букву имени. Колокольчик должен побывать у каждого участника.

 

Педагоги делятся на две команды.

Задание 1.

Подберите синонимы к словам, словосочетаниям: «Ну, что ты еле плетешься»; «включай мозги»; «не тормози»; «вот евоная собака»; «ихний»; «не выпендривайся»; «стопудово»

 

Одним из показателей грамотности вашей речи является использование форм народного творчества, поэтому  предлагаю следующее задание. Я назову фразу, передающую смысл пословицы, а вы должны ее угадать.

Задание 2.

Угадай пословицу.

  • Упорству и усилиям поддаются любые трудности. (Дело мастера боится.)
  • Грамотно распределяй работу и развлечения. (Делу время, потехе час.)
  • Если будешь выполнять одно и то же действие, то обязательно получишь результат. (Вода камень точит.)
  • От здоровья нашего тела зависит все остальное. (В здоровом теле – здоровый дух.)
  • Перед любым делом все хорошо нужно обдумывать. (Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.)
  • Думай, прежде чем говоришь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
  • Маленькая капля может испортить все хорошее. (Ложка дегтя в бочке меда.)
  • Если начал что- то, то уже не остановишься. (Аппетит приходит во время еды.)
  • Если хочешь получить результат, надо потрудиться. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
  • Лучше сейчас иметь что – то, чем ждать, пока появится другое. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

Являясь носителем языка , каждый из нас имеет совершенно уникальный запас слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования.

Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.

Органическая речь – это слова и выражения, впрямую влияющие на физиологические органы человека. Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.
Задание 3.
Слова-разрушители

Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.

Вот смотрите:

• лопнуло мое терпение,
• я уже голову сломал,
• что-то меня гложет,
• всю плешь мне проели,
• сидит у меня в почках (что-то, кто-то),
• мне перекрыли кислород,
• не перевариваю (что-то или кого-то),
• все соки из меня выжали,
• много крови мне попортили,
• чихать я хотел,
• надоело до тошноты,
• просто ножом по сердцу,
• меня уже колотит (трясет),
• всю шею отсидели,
• сыт по горло,
• с души воротит,
• загоняли меня до смерти,
• побывай в моей шкуре,
• давят на меня,
• найти бы отдушину.

Ну и так далее. Правда же, отличная маскировка? Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет.

Задание 4

Слова-кандалы.

Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее.

клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ».
• не могу,
• не умею,
• не уверен (-а),
• не получится,
• это выше моих возможностей (сил),
• не могу обещать,
• от меня не зависит,
• не возьму на себя такую ответственность.

• Еще не время,
• Хотелось бы, но...
• Мало ли чего я хочу!
• Хотеть не вредно,
• Кто я такой/-ая, чтобы...
«не хочу, но заставляют».
• надо,
• нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),
• должен (должна),
• требуется,
• проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы (как может показаться), оно их формирует).
• Невозможно,
• Маловероятно,
• Никогда,
• Не может быть,
• Если вдруг (отказ от возможности),
• Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),
• Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза - самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь),
• А вдруг (та же песня),
• Не дай бог (из той же оперы).
И самое убойное:
• нет выбора.

Задание 5
Слова-крылья.
• Я могу,
• У меня всё получается.
И самое мощное:
Я намерен(-а).
Задание 6

Изменения глаголов по лицам  

                            Ед.ч.                                    мн.ч.

1 – е л.        пеку       жгу                                печем    жжем

2– е л.         печешь                               печете

3– е л.        печет                                  пекут

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ . Но НЕ! Пекешь , пекет , пекем , пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ ЖЖЕШЬ,, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ ,ЖГУТ . Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь , жгет , жгем , жгете . Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ . НО НЕ! стригем , стригешь , стригете . ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ

Задание 7

Зарифмуй слова в стихотворение.

Солнце, оконце, весна, красна, пора, трава, день, пень, грибы, дубы, ель, тень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваша речь как образец для подражания

Семинар практикум для педагогов.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня наш разговор пойдет о культуре речевого общения. Сегодня мы поговорим об искусстве говорить с детьми. Когда я готовилась к семинару, то нашла много высказываний знаменитых людей о речи: «Ясность – главное достоинство речи» (Аристотель); «Красиво сказанная речь о прекрасных  деяниях остаётся в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил»(Платон). Из всех этих высказываний следует, что наша речь должна соответствовать нормам русского  языка, быть понятной и доступной.

Что же такое культура речи? Это эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Речь каждого из нас по – своему индивидуальна: мы имеем разные тембр, темп речи, интонацию, словарный запас.

Вы согласитесь, что все мы без исключения допускаем ошибки в разговоре: кто – то чаще, кто – то реже. А ведь дети подражают нам, копируя нашу речь. Казалась ,бы, сказанная вами фраза вскользь может надолго укорениться в речи ребенка, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи.

Чтобы  наш семинар прошел более интересно, предлагаю провести его в форме брейн – ринга. Прежде чем начнем работать над данной темой, давайте познакомимся.

Игра «Знакомство»

В кругу участники передают друг другу колокольчик, называют свое имя, продукт, город на первую букву имени. Колокольчик должен побывать у каждого участника.

Педагоги делятся на две команды.

Задание 1.

Подберите синонимы к словам, словосочетаниям: «Ну, что ты еле плетешься»; «включай мозги»; «не тормози»; «вот евоная собака»; «ихний»; «не выпендривайся»; «стопудово»

Одним из показателей грамотности вашей речи является использование форм народного творчества, поэтому  предлагаю следующее задание. Я назову фразу, передающую смысл пословицы, а вы должны ее угадать.

Задание 2.

Угадай пословицу.

  • Упорству и усилиям поддаются любые трудности. (Дело мастера боится.)
  • Грамотно распределяй работу и развлечения. (Делу время, потехе час.)
  • Если будешь выполнять одно и то же действие, то обязательно получишь результат. (Вода камень точит.)
  • От здоровья нашего тела зависит все остальное. (В здоровом теле – здоровый дух.)
  • Перед любым делом все хорошо нужно обдумывать. (Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.)
  • Думай, прежде чем говоришь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
  • Маленькая капля может испортить все хорошее. (Ложка дегтя в бочке меда.)
  • Если начал что- то, то уже не остановишься. (Аппетит приходит во время еды.)
  • Если хочешь получить результат, надо потрудиться. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
  • Лучше сейчас иметь что – то, чем ждать, пока появится другое. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

Являясь носителем языка , каждый из нас имеет совершенно уникальный запас слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования.

Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.

Органическая речь – это слова и выражения, впрямую влияющие на физиологические органы человека. Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.
Задание 3.
Слова-разрушители

Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.

Вот смотрите:

• лопнуло мое терпение,
• я уже голову сломал,
• что-то меня гложет,
• всю плешь мне проели,
• сидит у меня в почках (что-то, кто-то),
• мне перекрыли кислород,
• не перевариваю (что-то или кого-то),
• все соки из меня выжали,
• много крови мне попортили,
• чихать я хотел,
• надоело до тошноты,
• просто ножом по сердцу,
• меня уже колотит (трясет),
• всю шею отсидели,
• сыт по горло,
• с души воротит,
• загоняли меня до смерти,
• побывай в моей шкуре,
• давят на меня,
• найти бы отдушину.

Ну и так далее. Правда же, отличная маскировка? Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет.

Задание 4

Слова-кандалы.

Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее.

клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ».
• не могу,
• не умею,
• не уверен (-а),
• не получится,
• это выше моих возможностей (сил),
• не могу обещать,
• от меня не зависит,
• не возьму на себя такую ответственность.

• Еще не время,
• Хотелось бы, но...
• Мало ли чего я хочу!
• Хотеть не вредно,
• Кто я такой/-ая, чтобы...
«не хочу, но заставляют».
• надо,
• нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),
• должен (должна),
• требуется,
• проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы (как может показаться), оно их формирует).
• Невозможно,
• Маловероятно,
• Никогда,
• Не может быть,
• Если вдруг (отказ от возможности),
• Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),
• Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза - самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь),
• А вдруг (та же песня),
• Не дай бог (из той же оперы).
И самое убойное:
• нет выбора.

Задание 5
Слова-крылья.
• Я могу,
• У меня всё получается.
И самое мощное:
Я намерен(-а).
Задание 6

Изменения глаголов по лицам  

                            Ед.ч.                                    мн.ч.

1 – е л.        пеку       жгу                                печем    жжем

2– е л.         печешь                               печете

3– е л.        печет                                  пекут

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ . Но НЕ! Пекешь , пекет , пекем , пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ ЖЖЕШЬ,, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ ,ЖГУТ . Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь , жгет , жгем , жгете . Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ . НО НЕ! стригем , стригешь , стригете . ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ

Задание 7

Зарифмуй слова в стихотворение.

Солнце, оконце, весна, красна, пора, трава, день, пень, грибы, дубы, ель, тень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Формирование правильной речи при обучении грамоте. Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Цель: Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яр...

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...

Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....