Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Нейрошкола»
методическая разработка

Шепенева Анжелла Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейрошкола» (далее – Программа) направлена на целостное        развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroshkola_programma.docx69.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН

СТАНИЦА СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

от 27.01.2022 года № 4

УТВЕРЖДЕНО

приказом муниципального

бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

детский сад № 1

муниципального образования

Щербиновский район  

станица Старощербиновская

от  1 февраля  2022 года  № 30-О

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Нейрошкола»

Возрастная категория: 6-7 лет

Состав группы: до 10 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на внебюджетной основе

 ID- номер Программы в Навигаторе:

Автор-составитель:

Шепенева Анжелла Николаевна,

педагог-психолог

Ст. Старощербиновская, 2022 г.

Содержание.

Паспорт программы

3

Нормативно-методические основы программы.

5

Раздел I. Комплекс основных характеристик образования.

6

3.1.

Пояснительная записка.

6

3.2.

Цель и задачи программы.

7

3.3.

Учебный план.

7

Раздел II Комплекс организационно-педагогических условий.

10

4.1.

Календарный учебный график.

10

4.2.

Список литературы и интернет-ресурсов.

19

Приложения.

20

ПАСПОРТ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

социально-педагогической направленности «Нейрошкола»

(наименование программы с указанием направленности)

Наименование муниципалитета

Щербиновский район

Наименование организации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1  муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

ID-номер программы в АИС            «Навигатор»

Полное наименование

программы

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «Нейрошкола»

Механизм финансирования

(ПФДО, муниципальное задание,    внебюджет)

внебюджет

ФИО автора (составителя)

программы

Шепенева Анжелла Николаевна

Краткое описание

программы

Развитие когнитивных процессов, подготовка к школе через использование нейроупражнений

Форма обучения

очная

Уровень содержания

ознакомительный

Продолжительность

освоения (объём)

4 месяца – 36 часов

Возрастная категория

от 6 до 7 лет

Цель программы

Целостное         развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых знаний 

Задачи программы

Ι. Обучающие:

  • Развивать умение  анализировать модально-специфическую информацию (тактильную, двигательную (кинестетическую, динамическую), зрительную, слуховую.
  • Учить произвольно контролировать дыхание, развивать самоконтроль.

ΙΙ. Развивающие:

  • Развивать  память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь.
  • Развивать межполушарное взаимодействие.

ΙΙΙ. Воспитательные:

  • Способствовать формированию  адекватной самооценки,
  • Воспитывать навыки  сотрудничества, поведения в обществе.
  • Формировать  саморегуляцию, навыки программирования и контроля.

Ожидаемые результаты

К концу обучения у воспитанников станут лучше:

  • коммуникативные навыки, способности саморегуляции; 
  • координаторные функции, крупная и мелкая моторика,
  • пространственные представления,
  • нейродинамика и работоспособность, повысится продуктивность деятельности.

Дети смогут:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. 

Особые условия

(доступность для детей с ОВЗ)

нет

Возможность реализации в сетевой форме

нет

Возможность реализации в

электронном формате с применением дистанционных технологий

нет

Материально-техническая база

Помещение для занятий,  соответствующее требованиям СанПин, от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих документах:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).

4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», в редакции протокола президиума Совета при Президенте  Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 сентября 2017 года № 66 (7).

5.Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», в редакции протокола заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года №3.

7. Региональный проект «Успех каждого ребенка» в редакции протокола проектного комитета от 9 апреля 2019 года №5.

8. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

10. Методические рекомендации  по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Краснодар 2020 год).

11. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

Раздел I. Комплекс основных характеристик образования:

 объем, содержание, планируемые результаты

Пояснительная записка

Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейрошкола» (далее – Программа) направлена на целостное         развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых знаний.

Программа предназначена для  подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению с использованием нейроупражнений. Использование нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического онтогенеза. В совокупности это приводит к эмоционально-личностному и когнитивному развитию, что способствует обучению, и адекватной адаптации к процессу школьного обучения и социуму.

Новизна. Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.

Актуальность. В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи, констатируют нарастание патофеноменов у детей. Очень много детей имеют задержку и искажение психо-речевого развития, не достаточную сформированность произвольности, саморегулярции, повышенную возбудимость или быструю истощаемость. Данные проявления в совокупности приводят к когнитивной и социально-личностной неготовности к обучению в школе и социальной адаптации. Нейропсихология позволяет решить перечисленные проблемы. Систематическое использование в определенной последовательности выстроенных упражнений ведет к развитию мозгового обеспечения организации психических процессов.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что применение нейропсихологического подхода именно в дошкольном возрасте способствует  стабилизации процессов психического онтогенеза, что благоприятно сказывается в дальнейшем на школьном обучении и социальной адаптации в целом.

Отличительные особенности программы. отличительной особенностью программы является использование следующих методов и упражнений в ходе подготовки к обучению в школе:

  • Кинезиологические и дыхательные упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга.
  • Когнитивные игры и двигательные упражнения, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга.
  • Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го функционального блока мозга.

Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 6 до 7 лет. Количественный состав групп обучающихся до 10 человек. Группа имеет постоянный состав, добор на вакантные места не предусмотрен.

Уровень программы, объем и сроки реализации.  

Уровень программы – ознакомительный. Объем составляет 36 учебных часов, сроки реализации – февраль – июнь 2022 года.

Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие в очном режиме.

Режим занятий. Занятия в учебной группе проходят 2 раза в неделю по 1 учебному часу, которые в  подготовительной к школе группе составляет  30 мин.

Особенности организации образовательного процесса. 

Состав группы –  одновозрастной, постоянный.

Занятия – групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Виды занятий – практические, диагностические.

Цель и задачи программы

Цель: Целостное         развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых знаний.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать умение  анализировать модально-специфическую информацию (тактильную, двигательную (кинестетическую, динамическую), зрительную, слуховую.
  • Учить произвольно контролировать дыхание, развивать самоконтроль.

Развивающие:

  • Развивать  память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь.
  • Развивать межполушарное взаимодействие.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию  адекватной самооценки,
  • Воспитывать навыки  сотрудничества, поведения в обществе.
  • Формировать  саморегуляцию, навыки программирования и контроля.

Учебный план.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Количество

занятий

Количество

часов

1

Нейроразвитие психических процессов

37

37

Результаты входящей и заключительной диагностики.

Итого:

37

37

Содержание учебного плана.

Занятия проводятся 2 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей:

  • Кинезиологические и дыхательные упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга.
  • Когнитивные игры и двигательные упражнения, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга.
  • Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го функционального блока мозга.

Кинезиологические и дыхательные упражнения кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость. Использование упражнений кинезиологии позволяет:

  • укреплять здоровье;
  • повышать тонус;
  • снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
  • улучшать психоэмоциональное состояние;
  • понижать чрезмерную активность;
  • повышать концентрацию и умственную работоспособность;
  • улучшать память;
  • стимулировать развитие слуха и речи;
  • улучшать внимание, мышление;
  • развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Когнитивные игры и двигательные упражнения. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere – познавать. Познавательные способности присущи любому человеку, а степень их развития индивидуальна. В широком смысле термин «когниция» означает возможность усваивать и перерабатывать информацию, и тесно связан с развитием головного мозга. Когнитивные способности нужны для того, чтобы понять, что мы видим или слышим, суметь прочитать или написать текст, сложить или вычесть, распланировать свой день, проанализировать ситуацию. Когнитивная сфера охватывает всю человеческую деятельность и начинает формироваться с первых месяцев жизни. Когнитивные (психические) возможности являются высшими функциями  мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. К ним относятся  гнозис (процесс узнавания, опознавания), праксис (способность  к выполнению действий), речь, мышление,  внимание, память, интеллект.

Игры психокоррекционной направленности. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Планируемые результаты.

концу обучения у воспитанников станут лучше:

  • коммуникативные навыки, способности саморегуляции; 
  • координаторные функции, крупная и мелкая моторика;
  • пространственные представления;
  • нейродинамика и работоспособность, повысится продуктивность деятельности.

Дети смогут:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Раздел II Комплекс организационно-педагогических

условий, включающий формы аттестации

Календарный учебный график

дата

Количество часов

Время проведения

Задачи

Содержание

Место проведения

15.02.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

Психологический кабинет

17.02.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

Психологический кабинет

22.02.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

Психологический кабинет

24.02.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

Психологический кабинет

01.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Расширять представления о себе.

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Шар», «Растяжка», «Хлопки» 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Графический диктант» № 1 , «Я знаю 5 имен (овощей, фруктов и т.д.)…».

Игры психокоррекционной направленности: «Кто я?»

Музыкальный зал, психологический кабинет

04.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Расширять представления о себе.

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Шар», «Растяжка», «Хлопки».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Графический диктант» № 2, «Муха» (с визуальным ориентиром)

Игры психокоррекционной направленности: «Кто я?»

Музыкальный зал, психологический кабинет

11.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Расширять представления о себе

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Шар», «Растяжка», «Запретное движение»

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Графический диктант» № 3, «Муха» (с визуальным ориентиром)

Игры психокоррекционной направленности: «Кто я?»

Музыкальный зал, психологический кабинет

15.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Кулачки», «Растяжка попеременная односторонняя»,  «Сделай, как скажу, а не покажу»

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Корректурная проба» № 1, «Нейровосьмерка «Стоп-кати»»

Игры психокоррекционной направленности: «Встреча»

Музыкальный зал, психологический кабинет

17.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Кулачки», «Растяжка попеременная односторонняя», «Хлопки» 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Корректурная проба» № 2, «Нейровосьмерка «Изменение скорости по сигналу»»

 Игры психокоррекционной направленности: «Встреча»

Музыкальный зал, психологический кабинет

22.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Кулачки», «Растяжка поперечная», «Запретное движение»

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 1  «Нейровосьмерка в парах»

Игры психокоррекционной направленности: «Секрет»

Музыкальный зал, психологический кабинет

24.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Ветер», «Растяжка поперечная», «Запретное движение».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 2, «Неровосьмерка» + гласные-согласные»

 Игры психокоррекционной направленности: «Секрет»

Музыкальный зал, психологический кабинет

29.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Ветер», «Растяжка поперечная», «Запретное движение»

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 3 «Нейровосьмерка +гласные-согласные»

Игры психокоррекционной направленности: «Кто любит?»

Музыкальный зал, психологический кабинет

31.03.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Ветер», «Качалочка», «Повтори позу». 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 4, «Нейровосьмерка + движение  по сигналу»

  Игры психокоррекционной направленности: «Кто любит?»

Музыкальный зал, психологический кабинет

05.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Дуй на перо», «Качалочка», «Повтори позу». 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Графический диктант» № 4, «Неровосьмерка +движение по сигналу» 

Игры психокоррекционной направленности: «Пусть всегда будет!»

Музыкальный зал, психологический кабинет

07.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Дуй на перо», «Качалочка», «Повтори позу» 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Графический диктант» № 5, «Неровосьмерка +движение по сигналу+счет прямой и обратный» 

Игры психокоррекционной направленности: «Пусть всегда будет!»

Музыкальный зал, психологический кабинет

12.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Клич индейца», «Короткое бревнышко», «Телесные фигуры» 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Графический диктант» № 6, «Неровосьмерка +движение по сигналу+ счет прямой и обратный» 

Игры психокоррекционной направленности: «Пусть всегда будет!»

Музыкальный зал, психологический кабинет

14.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Клич индейца», «Короткое бревнышко», «Телесные буквы» 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Графический диктант» № 7, «Неровосьмерка +движение по сигналу+слова по категориям» 

Игры психокоррекционной направленности: «Пусть всегда будет!»

Музыкальный зал, психологический кабинет

19.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Свеча», «Длинное бревнышко», «Балансир» (стой, качайся) 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Корректурная проба» № 4, «Муха», «Разложи по группам». 

Игры психокоррекционной направленности: «Поварята»

Музыкальный зал, психологический кабинет

21.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Свеча», «Длинное бревнышко», «Балансир» (стой, качайся) 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Корректурная проба» № 5, «Муха», «Разложи по категориям». 

Игры психокоррекционной направленности: «Поварята»

Музыкальный зал, психологический кабинет

26.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Свеча», «Длинное бревнышко», «Балансир» (стой, качайся) 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Корректурная проба» № 6, «Муха», «Разложи по группам». 

Игры психокоррекционной направленности: «Поварята»

Музыкальный зал, психологический кабинет

28.04.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Качели», «Ползание на спине», «Балансир» (стой, качайся по звуковому сигналу) 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 4, «Лишний предмет», «Что перепутал художник». 

Игры психокоррекционной направленности: «Доброе животное»

Музыкальный зал, психологический кабинет

05.05.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Качели», «Ползание на спине», «Балансир» (стой, качайся +счет прямой и обратный) 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 5, «Лишний предмет», «Что перепутал художник». 

Игры психокоррекционной направленности: «Доброе животное»

Музыкальный зал, психологический кабинет

12.05.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Качели», «Ползание на спине», «Балансир» (стой, качайся + счет двойками) 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 6, «Лишний предмет», «Что перепутал художник». 

Игры психокоррекционной направленности: «Доброе животное»

Музыкальный зал, психологический кабинет

17.05.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Качели», «Ползание на спине», «Балансир» (стой, качайся +счет двойками) 

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Дорисуй по клеткам» № 7, «Лишний предмет», «Что перепутал художник». 

Игры психокоррекционной направленности: «Доброе животное»

Музыкальный зал, психологический кабинет

19.05.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Вдох-выдох с подниманием одноименных руки и ноги», «Ползание на животе», «Пожалуйста»

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Копирование фигур» № 1, «Межполушарная доска с открытыми и закрытыми глазами». 

Игры психокоррекционной направленности: «Вулкан»

Музыкальный зал, психологический кабинет

24.05.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Вдох-выдох с подниманием одноименных руки и ноги», «Ползание на животе», «Пожалуйста»

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Копирование фигур» № 2, «Межполушарная доска, разнонаправленные движения  с открытыми и закрытыми глазами». 

Игры психокоррекционной направленности: «Вулкан»

Музыкальный зал, психологический кабинет

26.05.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Вдох-выдох с подниманием одноименных руки и ноги», «Ползание на животе», «Пожалуйста»

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Копирование фигур» № 3, «Межполушарная доска с перекрестом рук, открытые и закрытые глаза». 

Игры психокоррекционной направленности: «Вулкан»

Музыкальный зал, психологический кабинет

31.05.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Вдох-выдох с подниманием руки на выдохе», «Ползание на спине, отталкиваясь одной ногой попеременно».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Копирование фигур» № 4, «Межполушарная доска с открытыми и закрытыми глазами + движение по категориям». 

Игры психокоррекционной направленности: «Радио»

Музыкальный зал, психологический кабинет

02.06.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Вдох-выдох с подниманием ноги на выдохе», «Ползание на животе, отталкиваясь одной рукой попеременно».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Заяц-коза», «Дорисуй по клеткам» № 7, «Межполушарная доска с открытыми и закрытыми глазами + движение по категориям». 

Игры психокоррекционной направленности: «Радио»

Музыкальный зал, психологический кабинет

07.06.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Вдох-выдох с подниманием ноги и руки на выдохе», «Ползание по-пластунски, одноименные рука и нога».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Заяц-коза», «Корректурная проба» № 7, «Кинезиологические мешочки, простые подбрасывания и ловля под счет». 

Игры психокоррекционной направленности: «Радио»

Музыкальный зал, психологический кабинет

09.06.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Вдох-выдох с подниманием ноги и руки на выдохе», «Ползание по-пластунски, разноименная рука и нога».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Заяц-коза-колечко», «Корректурная проба № 8», «Кинезиологические мешочки 2 шт. попеременное подбрасывание и ловля под звуковой сигнал». 

Игры психокоррекционной направленности: «Радио»

Музыкальный зал, психологический кабинет

14.06.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Шарик», «Ползание на четвереньках, одноименные рука-нога».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Покажи количество пальцами»,  «Графический диктант» № 8, «Кинезиологические мешочки по 2 шт. + броски  по категориям». 

Игры психокоррекционной направленности: «Кто я?»

Музыкальный зал, психологический кабинет

16.06.2022

1

16.00-16.30

  • Развивать психические процессы.
  • Формировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  • Тренировать коммуникативные навыки

Кинезиологические и дыхательные упражнения: «Шарик», «Ползание на четвереньках, разноименные рука-нога».

Когнитивные игры и двигательные упражнения: «Покажи количество пальцами»,  «Копирование фигур» № 5, «Кинезиологические мешочки по 2 шт. + броски  по категориям». 

Игры психокоррекционной направленности: «Кто я?»

Музыкальный зал, психологический кабинет

21.06.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

психологический кабинет

23.06.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

психологический кабинет

28.06.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

психологический кабинет

30.06.2022

1

16.00-16.30

Диагностика

Наблюдение, опрос

психологический кабинет

.

Условия реализации программы. Занятия проводятся в музыкальном зале и в психологическом кабинете, в хорошо проветриваемом помещении.

Материально-техническое обеспечение занятий дополнительного образования «Нейрошкола»  (подготовка к обучению в школе с нейроподходом) на группу 10 человек:

  • Межполушарные доски (10 штук).
  • Кинезиологические мешочки (22 шт.)
  • Коврики гимнастические (11 шт.)
  • Нейровосьмерки  (11 шт.)
  • Тетради в крупную клетку (10 шт.)
  • Карандаши простые (10 шт.)
  • Карандаши цветные (10 пачек)
  • Столы  (5 шт.)
  • Стулья (10 шт.)
  • Балансиры (10 шт.)
  • Доска маркерная (1 шт.)
  • Маркеры водные разных цветов (2 набора)
  • Компьютер (1 шт.)
  • МФУ цветной (1 шт.)
  • Бумага офисная (3 пачки)
  • Пленка для ламинирования (2 пачки)
  • Влажные салфетки (2 пачки)
  • Санитайзер (1 шт.)

Оценочные материалы. Диагностика входная и итоговая проводится по следующим направлениям: «Сфера общих знаний», «Латерализация полушарий», «Динамический праксис», «Графическая проба», «Праксис позы пальцев», «Зрительная и слухоречевая память», «Копирование фигур», «Фигуры Денманна», «Четвертый лишний», «Аналогии».

Методические материалы по каждому разделу представлены в приложениях.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми» (2 части), «Айрис-Пресс», 2021 г.
  2. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»,  «Академия», 2002.

  3. Абрамова А.Ю., Бакши Н.С. «Тренажер внимания», ООО «Буки Веди», 2020.
  4. https://vk.com/typicalneuropsychologist
  5. https://vk.com/public137776566 
  6. https://vk.com/drevoum 
  7. https://www.instagram.com/drevoum/ 

Приложения.

Кинезиологические и дыхательные упражнения.

Правильное дыхание – это медленное, глубокое диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних) состоящее из следующих 4-х этапов:

И.П. – лежа на полу

1 этап – вдох:

- распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

-наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

-приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2 этап — пауза.

3этап - выдох:

-приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

-опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

-опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4этап — пауза.

Дыхательное упражнение «Шарик».

И.п. - лежа на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).

Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

Позже ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ и т.п.).

Дыхательное упражнение «Кулачки».

Это упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект.

Дыхательное упражнение «Ветер».

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

Дыхательное упражнение «Свечка». 

Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воз¬душный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.

Дыхательное упражнение «Качели»

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Растяжка «Струночка». Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги.

Когнитивные игры и двигательные упражнения 

«Хлопки». 

Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два —сделать «ласточку» (или произнести гроздь), на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками (или произнести крендель).

«Запретное движение». 

Психолог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону —- шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх.

«Сделай как скажу, а не покажу». 

Психолог встает перед детьми и выполняет различные упражнения, одновременно подавая команды: «Руки верх!»; «Руки вниз!»; «Руки в стороны» и т.д. Дети должны повторять за ним действия, но ориентироваться только на словесные команды, а не действия психолога, (психолог может сказать «Руки верх!», а сам опустить их вниз. Ребенок должен «оттормозить» импульсивное повторение движение взрослого взрослого и действовать только по словесной команде).

«Повтори позу».

Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.

«Телесные фигуры, буквы и цифры». 

Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

Морская игра на внимание.

По команде «Лево руля» - делаем шаг влево,
По команде «Право руля» - делаем шаг вправо,
По команде «Нос» - шаг вперед,
По команде «корма» - шаг назад.
По команде «Поднять парус!» - руки сложить домиком над головой,
По команде «Пушечное ядро!» - присесть.

Игры психокоррекционной направленности

Игра «Встреча»

Цель: Развивать коммуникативные способности

Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет ... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

«Поварята» (автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Содержание: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем ребята договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - педагог, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается. Можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

«Радио»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать  имя этого ребёнка.

В роли диктора радио может побыть каждый желающий

«Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.

Содержание: Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в игру, которая называется "Доброе животное". Мы - одно

большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности

Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....