Эффективные методы и формы формирования нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста
статья

Использование разнообразных методов и приёмов в формировании нравственных ориентиров у детей, сформирует у них позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе, потребность в готовности приходить на помощь, проявлять заботу и уважение, ответственность за свои дела и поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методы и формы  формирования нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста

Ведерникова Е.Л.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 369 г. Челябинска»

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и нормами, принятыми в  обществе.

В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов, которые условно можно сгруппировать.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

Метод приучения даст наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других детей. Но чтобы ребенок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность.

Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организуемого педагогом. Педагогически направленные наблюдения не следует рассматривать как пассивный метод воздействия. Это тот источник, который питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому субъекту, и положительно влияет на поведение детей.

Можно использовать и показ действия. С его помощью формируется такое важное качество, как самостоятельность. В условиях жизни ребенка в детском саду самостоятельность приобретает ярко выраженный нравственный, общественный аспект.

Метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей (например, уборка групповой комнаты, изготовление игрушек и др.). Показателями нравственного развития детей наряду с самоорганизацией являются доброжелательность, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие. То же можно сказать и о детской игре (ролевой), в которой особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.

 Перечисленные методы применяются педагогом в любом виде деятельности: в труде, игре, быту. Во всех случаях выделяется цель, которая может быть достигнута детьми.

Методы, используемые воспитателем, могут быть не только прямые, но и косвенные, когда его руководящее воздействие опосредовано, а иногда и скрыто от детей. Желая, например, придать большую доброжелательность детским взаимоотношениям, педагог влияет на них через роль (обращается к капитану, прося его помочь морякам правильно распределить обязанности).

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач.

Эти формы, методы и приемы целесообразно применять  при организации непосредственно образовательной деятельности. Сформированные представления о ценных моральных качествах человека, о явлениях общественной жизни послужат необходимой основой для формирования морального отношения ребенка к окружающей жизни.

Методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать в совместной деятельности. Это могут быть беседа, разговор с теми детьми, кто по наблюдениям воспитателя не овладел еще программными знаниями в области общественных представлений, кому трудно даются обобщения, или с группой детей, у которых велика жажда познания.

Названные группы методов тесно связаны между собой.

Можно использовать и такие методы: вопросы к детям, побуждающие к выбору (Что бы ты сделал, как поступил, если бы… мальчик упал и расшиб ногу?); картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры, рекомендуется подобрать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, с помощью которых дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные представления.

Используя различные методы и их вариации, воспитателю нужно не только знакомить детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участники каких-то событий, о которых шла речь в беседе педагога, но и включать детей в обсуждение и анализ собственного практического опыта. Темы подобных бесед должны подбираться с учетом возраста детей, но во всех случаях дети будут ориентироваться на свой практический опыт (в детском саду и дома) и воспитателю следует направлять их высказывания именно таким образом.

И вторая, и первая группы методов включают широко известные методы, например метод убеждения. Ведь это успешно можно использовать и через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.

Широко применяется в педагогическом процессе опора на положительный пример. Воспитатель использует этот метод, руководя нравственным воспитанием детей в повседневной жизни: пример вежливого заботливого сверстника или взрослого, положительный пример лучших людей нашей Родины, литературных героев

В педагогической практике довольно широко применяются методы поощрения с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.

Формируя нравственные ориентиры у детей дошкольного возраста, каждый педагог должен строить свою работу ориентируясь и на такие методы как: наглядные, словесные и практические.

Наглядные – необходимы во время чтения педагогом рассказов, наблюдений, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, картинок, проведения дидактических игр, экскурсий, прогулок.

Словесные – наиболее эффективные в процессе проведения разнообразных игр, загадывания загадок, рассказывания по схемам, проведения викторин, конкурсов и т.д.

Практические – организация продуктивной деятельности, проведение игр (строительных, дидактических, подвижных), экскурсий, вечеров для детей и родителей, изготовление пособий.

Ситуационный метод – широко применяется при обучении и воспитании детей. Он рекомендован для решения разнообразных задач: прогнозирования и моделирования поведения, воспитания ценностного отношения к окружающим объектам и явлениям и т.д. Ребёнку даётся возможность решения какой-либо проблемы, нравственного выбора, тактики поведения путём проб.

Наиболее широко в дошкольном возрасте применяются игровые ситуации: обучающие, с использование игрового персонажа (дети учат его или оказывают помощь); драматизирования (ролевого разыгрывания); моделирования поведения или действий в заданном социальное контексте; выбора стратегии или игрового взаимодействия со сверстником и др.

Для формирования нравственных ориентиров у детей можно использовать и механизмы:

- сотрудничества – форма совместной деятельности оказывает влияние на эмоциональное отношение к партнёрам, вызывает позитивные эмоции принятия;

- сходства – ребёнок воспринимает своё сходство с другими по каким-либо характеристикам, это вызывает позитивные эмоции по отношению к другому;

- ответной реакции – доброжелательное отношение вызывает, скорее всего, аналогичную реакцию. В таких случаях возможен приём «комплимент» - в подходящих условиях побудить ребёнка увидеть и сказать, что-то хорошее о поведении другого.

Таким образом, использование разнообразных методов и приёмов в формировании нравственных ориентиров у детей, сформирует у них позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе, потребность в готовности приходить на помощь, проявлять заботу и уважение, ответственность за свои дела и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность метода проектов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное...

«Экспериментирование, как эффективный метод в формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – огранич...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Использование эффективных методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста познавательной сферы

    Одним из направлений деятельности детского сада является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.Основная цель моей работы: соз...

Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Презентация для воспитателей "Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...