Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста"Школьный переполох"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Поторочина Анастасия Михайловна

Цель: формирование психологической готовности к началу школьного обучения детей 6-7 лет посредством развивающих игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать коммуникативные умения, навыки культурного общения в совместной деятельности.

Развивающая: развивать мыслительные операции, познавательные процессы (элементы логического мышления, память, зрительное внимание), связную речь, воображение.

Воспитательные: формировать внутреннюю позицию школьника, воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять поставленные задачи.

Методы и приемы:

  • Наглядные (мультимедийная презентация, жетоны для выстраивания схемы пути мышонка).
  • Словесные (диалог, вопросы, ответы, речевка, рефлексия).
  • Игровые (дидактические игры, коммуникативная игра).
  • Практические (поиск выделенного фрагмента, составление схемы для робота – мыши, продолжение логической цепочки, выполнение коллективной работы «Колокольчик»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект занятия развивающей направленности

на тему: «Школьный переполох»

(для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности

(возраст детей 6-7 лет)

Поторочина Анастасия Михайловна

 педагог-психолог

г.Советский

февраль 2022г.

Цель: формирование психологической готовности к началу школьного обучения детей 6-7 лет посредством развивающих игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать коммуникативные умения, навыки культурного общения в совместной деятельности.

Развивающая: развивать мыслительные операции, познавательные процессы (элементы логического мышления, память, зрительное внимание), связную речь, воображение.

Воспитательные: формировать внутреннюю позицию школьника, воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять поставленные задачи.

Методы и приемы:

  • Наглядные (мультимедийная презентация, жетоны для выстраивания схемы пути мышонка).
  • Словесные (диалог, вопросы, ответы, речевка, рефлексия).
  • Игровые (дидактические игры, коммуникативная игра).
  • Практические (поиск выделенного фрагмента, составление схемы для робота – мыши, продолжение логической цепочки, выполнение коллективной работы «Колокольчик»).

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: мультимедийная презентация, письмо от учителя Ежа.

Раздаточный: разрезная картинка «Учитель Ёж», массажные мячики, бланки с заданиями «Выдели фрагмент», простые карандаши, фетровые снежинки и детали для продолжения логической цепочки, жетоны для сбора схемы пути мышонка, украшения для создания коллективной работы «Колокольчик», металлические колокольчики двух цветов.

ТСО: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, магнитная доска, робот-мышь.

Форма организации: подгрупповая, количество – 7 детей.

Время реализации – 30 минут.

Технологии: 

Здоровьесберегающие: кинезеологическое упражнение с массажными мячиками, физминутка, зрительная гимнастика.

Информационно-коммуникационные: мультимедийная презентация, робот-мышь.

Игровые: дидактические игры.

Исследовательской деятельности: создание проблемной ситуации и её решение.


Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Приветствие. Психологический настрой группы

Психолог:

«Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, друг! здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг».

Педагог произносит закличку, дети повторяют движения за педагогом.

Психолог:

Друзья, я предлагаю передать по кругу вот эту волшебную снежинку, при этом подарить друг другу комплимент.  

Все участники по кругу дарят следующему ребенку справа от себя комплимент.

Психолог:

Ой, дети, посмотрите, а что это здесь разбросанно? Очки, указка, какой - то конверт. Интересно, кто же это все здесь оставил? Странно, на конверте не указанно, от того это письмо. Давай его откроем, может быть, в нем мы найдем ответ.

Педагог открывает конверт и из него падают части разрезной картинки. Педагог предлагает детям собрать части картинки в единое целое.

Психолог:

Посмотрите, это ведь учитель Ёж!

2. Мотивация. Постановка проблемы.

Психолог: 

«Здравствуйте, ребята. Пишу вам с просьбой о помощи. В нашей лесной школе случился большой переполох, все бегают и суетятся, не понимая, урок сейчас или перемена. А все потому, что сорока стащила колокольчик с помощью, которого подают звонки. Очень надеюсь на вашу помощь.»

Друзья мои, что же мы будем делать?

Ответы детей.

Психолог:

Тогда отправляемся на поиски домика сороки, чтобы вернуть колокольчик в лесную школу.

Дети вместе с педагогом встают в цепочку и начинают движение по лесной тропинке, выходят на лесную поляну.

II. Основная часть.

Психолог: 

1. Ребята, предлагаю вам взглянуть на экран. Перед вами таблица с изображением школьных принадлежностей. Вам необходимо внимательно посмотреть и запомнить место расположения каждого предмета. Затем несколько картинок с таблицы исчезнут, ваша задача будет вспомнить и назвать, где располагался тот или иной предмет.

На экране появляется предложенное детям задание. Дети запоминают расположение картинок, а затем по очереди называют ответы.

Психолог:

2.  Сейчас нас ждет трудное испытание, но для того, чтобы его начать, нужно к нему подготовиться. Предлагаю вам выполнить гимнастику с массажными мячиками. Прощу вас разделиться на пары и встать лицом друг к другу.

Мячик побежал по кругу.

Влево, вправо, снова другу.

Вы, друзья, не отставайте,

Мячик вновь передавайте.

Мячик побежал по кругу.

За спиной и снова другу.

Вы, друзья, не отставайте

И игру вы завершайте.

Дети делятся на пары и встают друг напротив друга лицом к лицу. Каждый участник берет в правую руку мяч, протягивает руки на уровне живота, затем по команде передает мяч своему партнеру против часовой стрелки.

Психолог: 

3. Замечательно. Предлагаю вам пройти за стол.

Педагог напоминает детям о правилах осанки.

Ну что, друзья, мы готовы? Тогда начинаем.  На листе перед вами изображено множество картинок. Ваша задача - внимательно посмотреть на выделенный фрагмент и найти среди данных картинок точно такие же фрагменты и выделить их, обведя в круг.

Дети выполняют предложенное задание.

Психолог:

А теперь я предлагаю вам проверить, все ли мы правильно сделали. Если вы выполнили работу правильно, то у вас должно быть выделено 8 фрагментов, посчитайте.

Каждый ребенок проверяет свою работу. Если у кого – то найдена ошибка, то дети и педагог помогают найти недостающий фрагмент.

Психолог:

4. Ну что, ребята, мы с вами поработали, пришло время и отдохнуть. Давайте встанем и немного разомнемся.

Физминутка «Мы пойдем налево». Дети вместе с педагогом выполняют движения согласно словам песни.

Психолог:

5. Замечательно! Мы с вами отдохнули, а теперь я предлагаю выполнить следующее задание. Перед вами три картинки. Ваша задача - по очереди определить и  назвать тот предмет, который я вам опишу. Например, круглый, большой, ароматный.

Перед детьми появляется ряд с картинками, первый предмет дети определяют вместе с педагогом, а затем по очереди называют один предмет, подходящий под описание.

Психолог:

6. Прекрасно, ребята. А теперь я предлагаю вам пройти за стол. Перед вами  волшебные снежинки, давайте выполним с ними небольшую разминку. Повторяйте движения за мной.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкой поиграли.

Снежинки вправо полетели-

Дети вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели-

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Психолог:

7. А теперь с помощью этих снежинок мы выполним следующее задание. Найдите на разносе медведя и прикрепите его на луч с точкой. Далее по направлению стрелки закрепите второго медведя. Затем на третий луч прикрепите белку, а на четвертый – волка. Теперь внимательно посмотрите на последовательность животных и продолжите ряд, не нарушая закономерности.

Дети самостоятельно выполняют предложенное задание.

Психолог:

Сейчас давайте проверим, как мы справились с заданием.

Все дети по кругу называют последовательность картинок. 

Психолог:  

Дети, взгляните, перед нами лесная тропинка, а вот в каком домике живет сорока, нам с вами поможет узнать мышонок. Давайте составим из полученных жетонов схему пути для мышонка. Ребята обратите внимание, что у нас должна получиться целая картинка.

Каждый ребенок берет по жетону и помещает его в специальную рамку на магнитной доске, тем самым выстраивая схему пути для мышонка.

Психолог:  

Посмотрите, у нас получилась схема пути для мышонка. Проверим, куда же он нас приведет.

Педагог программирует мышонка, после чего он  начинает движение к дому сороки.

Психолог:

Здорово, ребята, вот мы и нашли домик сороки!

Сорока:

Просто так я вам школьный колокольчик не отдам, он украшает мой домик.

Психолог:

Дети, оказывается, сорока стащила школьный колокольчик только лишь для того, чтобы украсить свой домик. Я предлагаю обменять школьный колокольчик на тот, что мы сделаем для нее своими руками.

Педагог предлагает детям заготовку фетрового колокольчика, который дети украшают различными бусинами, блестками, пайетками. После чего дарят его сороке взамен на настоящий.

Сорока: спасибо вам ребята! Уж очень понравился мне ваша работа, так и быть возвращаю вам школьный колокольчик.

Психолог:

Ура! Друзья, у нас получилось вернуть колокольчик в лесную школу! Вы большие молодцы!

Психолог:

Сегодня я отправлю по почте школьный колокольчик в лесную школу.

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Психолог:

Дорогие друзья, наше приключение подошло к концу. Взгляните перед вами желтые и синие колокольчики, если приключение было для вас интересным и увлекательным то возьмите желтый колокольчик, а если же было сложно или не интересно, то выберите синий. Скажите, что для вас оказалось самым интересным в сегодняшнем приключении?  А было ли кому то сложно? А что было самым сложным? Мне тоже очень понравилось наше приключение и то, как вы работали. Спасибо вам!

Каждому ребенку предоставляется возможность оценить приключение и понравившиеся задания.

Психолог:

А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать в цепочку за мной и пройти по лесной тропинке, чтобы вернуться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье дружно скажем до свидания!

Педагог и дети выполняют движения согласно речевке.

Самоанализ подгруппового развивающего занятия

в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

по теме: «Школьный переполох»

Добрый день уважаемые члены жюри. Представляю вашему вниманию самоанализ подгруппового развивающего занятия в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности по теме «Школьный переполох».

Количество детей на занятии: 7 человек.

Цель: формирование психологической готовности к началу школьного обучения детей 6-7 лет посредством развивающих игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать коммуникативные умения, навыки культурного общения в совместной деятельности.

Развивающие: развивать мыслительные операции, познавательные процессы (элементы логического мышления, память, зрительное внимание, зрительно- пространственную ориентацию), связную речь, воображение.

Воспитательные: формировать внутреннюю позицию школьника, воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять поставленные задачи.

При подготовке занятия я учитывала требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возрастные,  индивидуальные особенности и способности детей. Во время проведения занятия стремилась осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, относилась к детям уважительно, выстраивая общение на равных, при этом соблюдая необходимые требования для решения поставленных задач.

Перед проведением данного занятия была проведена предварительная работа, а именно проведение цикла занятий с участием героя учителя Ежа, а также обучение элементам  кинезеологических упражнений.

Содержание непрерывной образовательной деятельности я осуществляла поэтапно с соблюдением структуры психологического занятия.

1 этап - введение в тему и мотивирование детей к работе осуществляла через игровой момент с появлением письма от учителя Ежа, с помощью которого была поставлена проблемная ситуация (как помочь лесным ученикам вернуть школьный колокольчик).

2 этап - основная часть, направленная на развитие познавательных процессов. Проведение работы осуществляла в игровой форме при частой смене деятельности. Задание «Продолжи ряд» позволило не только развить логику и внимание, а также и мелкую моторику рук (каждая фишка с изображением животного крепится к снежинке с помощью маленькой прищепки). Выполнение упражнения «Выдели фрагмент»  способствовало повышению концентрации и устойчивости  внимания. Задание «Найди по описанию» позволило сформировать у детей способность к восприятию информации на слух, а также развитию логического мышления. Также на данном этапе элементом неожиданности и новизны стало использование робота - мыши. С его помощью дети совместными усилиями выстроили схему для определения пути следования, который помог детям определить, где находится домик сороки. Робот - мышь позволил в увлекательной форме развивать пространственное мышление, восприятие. Коллективная работа «Колокольчик» способствовала развитию творческих способностей детей и умение работать  в команде для достижения поставленной цели.

        3 этап - рефлексия. Подведение итогов и формирование положительного отношения к себе и своим товарищам производилось через оценку выполненной работы. Перед детьми стояла задача самостоятельно оценить свою работу, выбрав колокольчик с желтым бантиком или с фиолетовым. Дети оценили собственную работу, выбрав только колокольчики с желтым бантиком, что свидетельствует о том, что все задания были выполнены успешно, не вызвали затруднения. С целью поощрения за проделанную работу детям были подарены выбранные колокольчики. Это способствовало поднятию настроения, положительным эмоциям от поощрения.

Занятие проводилось в соответствии с конспектом. Для достижения цели мною были подобраны методы и приемы, помогающие решить программные задачи в интересной и занимательной форме. Совершенствование коммуникативных умений достигалось через развитие свободного доброжелательного общения, решение совместных вопросов и возможности самостоятельного оценивания работы. Развитие психических процессов достигалось путем решения логических задач и дидактических игр. Формирование внутренней позиции  школьника достигалось путем поддержки инициативы детей, путем принятия самостоятельных решений, а также умением понимать и выполнять поставленные задачи.

Занятие динамичное. Выбран оптимальный темп деятельности. Все его части взаимосвязаны между собой одним сюжетом и плавно переходят из одной в другую, прослеживается завершенность каждой части занятия. На протяжении всего занятия были использованы разные технологии: здоровьесберегающие (кинезиологическое упражнение с массажными мячиками, зрительная гимнастика, физминутка); информационно-коммуникационные (мультимедийная презентация, робот - мышь); игровые (дидактические игры, решение логических задач и совместная работа педагога с детьми), а также создание проблемной ситуации. За счет использования различных методов и приемов работы мне удалось удерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Детям  было интересно узнать что-то новое и закреплять ранее полученные знания.  Увлеченно и заинтересованно были выполнены все задания. Работа в команде позволила достичь результата.

При проведении занятия использовала методы и приемы, обеспечивающие эффективность психологического комфорта (поддерживала инициативу детей, поощряла за выполненную работу, верные ответы, стимулировала детей помогать своим товарищам в случае затруднений). Характер взаимодействия детей и педагога доверительный и доброжелательный. На протяжении всего занятия использовалось чередование спокойной и активной деятельности. В соответствии с требованиями СанПин перед занятием было проведено проветривание и влажная уборка помещения. Уровень освещения при работе с детьми дошкольного возраста соответствует нормам. Длительность непрерывного использования ИКТ-технологий не превышало требований. Использование мультимедийной презентации чередовалось с другими видами деятельности. Экран находился в активном режиме в течение всего занятия для удобства членов жюри (для наглядности раздаточного материала).

Во время проведения занятия я столкнулась с некоторыми проблемами. При выполнении творческой коллективной работы «Колокольчик» возникла техническая неполадка (не удавалось отключить фоновую музыку по завершению работы). Таким образом, я была вынуждена продолжить занятие на фоне музыки. А также при подведении итогов занятия я не проговорила, что выбранные детьми колокольчики они могут оставить себе в качестве поощрения (сделала это по завершению съемки).    

Считаю, что цель  занятия достигнута,   поставленные задачи   решены в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

Цель:  формирование и коррекция эмоционально – волевой   сферы  и личностных  особенностей  детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши»

Закрепление знаний о домашних животных, развитие мышления, памяти, внимания...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Давайте жить дружно!"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно!»Цель: формирование навыков успешного социального взаимодействия.Задачи:...

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЧИМСЯ ДУМАТЬ»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Развитие психологической  готовности ...

программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...