Статья на тему: "Значение игры в нравственном воспитании дошкольников"
статья (старшая группа)

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Значение игры в нравственном воспитании дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников

Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.

Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это наиболее близкая и понятная для ребёнка деятельность. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, каждому из детей приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, придерживаться правил игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

  • воспитание культуры поведения, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);
  • воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей;
  • воспитание трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребёнка в соответствии с целями и идеалами общества.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относятся метод приучения (упражнение, пример взрослого или другого ребёнка, наблюдение, показ действия, метод организации деятельности.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.

Особое значение имеют труд и игра. Они являются и средством и методом воспитания.

Игра в жизни ребёнка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру называют одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребёнок преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – общительным, дерзкий - вежливым, непоседа – усидчивым.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.

Игры имеют свои разновидности. Первая из них – подвижные игры.

Подвижные игры используются не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных качеств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей в группе, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений детей. большая роль принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. В коллективных играх часто от поведения игрока зависит успех игры, положение товарища.

Например, в игре «Горелки», надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа «Чей отряд быстрее построится» малейшее замешательство может подвести всех остальных. Такие игры воспитывают чувство ответственности.

В некоторых подвижных играх (например, «Классы) дети устанавливают правила сами: «Чужая помеха не считается», «Чур, с отдыхом» и др. Эти традиции имеют большую воспитательную ценность. Они дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, считаться с мнением других.

Следующая разновидность – это сюжетно-ролевые игры.

Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение ролей взрослых – учительницы, няни, мамы, бабушки – содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу учителя, и работу уборщицы, быть заботливой бабушкой.

Например, игра в «школу» значительно обогащает духовный мир детей, в ней завязываются новые дружеские отношения между детьми на основе общности познавательного и художественного интереса, возникают и формируются ролевые взаимоотношения между «учительницей», «родителями», «бабушками» и «дедушками», закрепляются вежливые формы обращения.

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Парикмахерская», «Стройка», «Больница» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

И еще одной рассматриваемой разновидностью являются театрализованные игры (игры драматизации). Именно они делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение.  Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Игра уместна и в решении задачи формирования у детей правильного, положительно-эмоционального отношения к труду, воспитания трудолюбия. Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его, подражая взрослым.

Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство играми; обогащение игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Список использованных источников:

  1. Бойченко Н.А., «Сюжетно – ролевые игры в детском саду» г. Киев 2008.
  2. Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" - М. Владос-Пресс, 2005 - с.264.
  4. Дыбина О., «Игра – путь к познанию предметного мира» // Дошкольное воспитание. 2005.
  5. Кордуил М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко - М.: Фаир-Пресс, 2000 - с. 448.
  6. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017. - 176 c.
  7. Солнцева О. «Играем в сюжетные игры» // Дошкольное воспитание 2005.
  8. Тимакова Е.К., Статья «Сюжетно – ролевая игра как воспитание нравственных качеств и личности детей 4-5 лет» г. Тверь 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Значение художественного слова в нравственном воспитании человека".

Занятие с использование мультимедиа: "Путешествие по осеннему лесу"...

СТАТЬЯ на тему: «Значение режима дня в жизни старшего дошкольника»

СТАТЬЯ на тему: «Значение режима дня в жизни  старшего дошкольника»...

Статья «Использование метода проектов в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возмо...

Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников".

Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"....

Статья на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника».

Русская педагогика уже сто лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал д...

Статья на тему: "Значение ролевой игры в развитии дошкольника"

laquo;Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых» Я.Корчак...

Статья : "Значение игры в нравственном воспитании дошкольника"

Игра является неотъемлемой частью жизни детей дошкольного возраста. Они с интересом и радостью погружаются в мир воображения, создают свои собственные сюжеты и роли, исследуют окружающую среду и...