Презентация на тему "Значение художественного слова в нравственном воспитании человека".
презентация по теме

Борисенко Татьяна Владимировна

Занятие с использование мультимедиа: "Путешествие по осеннему лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_osenniy_park.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Экскурсия в осенний парк.

Цель: углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами.

  1. Дидактическая игра «Найди, что опишу».

Цель: Учить находить растение по описанию.

  1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Цель: Учить детей описывать предметы и находить по описанию.

Развивающая среда: Таблицы с зимующими и перелетными птицами, кормушки из молочных пакетов, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала, стаканы с водой разной температуры.

Содержание

  1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.

Вопросы:

  1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
  2. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
  3. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много, как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)
  4. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится все меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
  5. Что изменилось в поведении птиц, которые улетают от нас на зиму в теплые края? Как вы думаете, почему перелетные птицы не зимуют у нас? ( Холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.) Обратите внимание, что перед отлетом многие птицы собираются в стаи.

Итак, мы побывали на экскурсии. Как можно назвать это время осени? (Ранняя.)

Воспитатель предлагает детям почитать стихи об осени.

  1. Дидактическая игра «Найти, что опишу».

Воспитатель предлагает детям найти растение, которое опишет воспитатель.

  1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Воспитатель: А теперь вы сами будете составлять загадки (описание) о растениях и будете их отгадывать.

Дети поочередно описывают растения (составляют загадки), остальные отгадывают.

 

  1. Экскурсия в зимний парк.

Цель: Уточнить и расширить знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебриться на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

  1. Дидактическая игра «К названному дереву беги».

Цель: Учить детей быстро находить названное дерево.

  1. Дидактическая игра «Найди дерево по семенам».

Цель: Учить детей находить целое по части.

Развивающая среда: Деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц: семена тыквы, подсолнечника, ягоды рябины, белый хлеб, кусочки сала, коробка или корзинка.

Содержание.

  1. По дороге в парк обращается внимание детей на состояние природы (холодно, морозно). Какое небо? (Серое, хмурое). Как светит солнце? (Солнце светит, но не греет).

Воспитатель напоминает правила поведения в парке. Люди, приходящие в парк,- гости. Они должны вести себя скромно, не нарушать жизнь его хозяев. Войдя в парк, произносит вместе с детьми:

Нор  звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Воспитатель обращает внимание детей, как изменился общий вид парка. Снег покрыл всю землю, все растения укрыты снегом, под снегом им тепло, как под одеялом.

С помощью рейки-мерки замеряется глубина снега. Снег стал глубоким. Он спасает растения, корни деревьев от мороза. Деревья стоят голые, им зимой не хватает света и тепла, но они не погибли, они спят до весны. Дети отыскивают места, где под снегом есть зеленая травка, раскапывают снег, рассматривают, обсуждают, почему она могла остаться такой (снег спасает траву от мороза), и снова укрывают ее снегом. Обращается внимание детей, что нет насекомых, они спрятались в почве, опавших листьях, коре деревьев. Воспитатель находит с детьми и рассматривает следы зверей, обсуждают их происхождение.

Дети наблюдают за птицами, узнают их по внешнему виду. Их стало меньше. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом и осенью? Кормят птиц. (Семена подсолнечника, тыквы, крошки белого хлеба, развешиваем на тонкие ветки кусочки сала для синичек.)

Воспитатель обращает внимание детей на деревья. Они рассматривают кору, семена, ветки, почки. Вспоминают названия деревьев.

Каждому ребенку предлагается выбрать дерево, подойти к меня, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова.

  1. Затем дети играют в игру «К названному дереву беги». Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и по сигналу «Раз-два-три-беги» перебегать к нему.
  2. Воспитатель  показывает детям семена и плоды деревьев, которые сохранились зимой (липы, клена, рябины) и предлагает подойти к тому дереву, семена и плоды которого показаны (игра «Найди дерево по семенам»).

После игр дети делают живую картину «Если бы я был деревом…» Подняв руки вверх, они замирают на несколько секунд, воображая, что корнями вросли в землю. Затем обсуждают с воспитателем, что они испытывали, будучи деревьями.

Слушают тишину зимнего парка, наслаждаются его красотой и прощаются с ним:

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

 

1. Сравнительное наблюдение за рыбками.

Цель: Закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: место обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами.

2. Дидактическая игра «Рыбная ловля».

Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

3. Опыт «Очистка грязной воды».

Цель: Дать детям представление об очистке воды.

Развивающая среда: Две банки с рыбками: вуалехвостом и карасем, 2 стакана с водой: один с чистой, другой с грязной; фильтр, пустой стакан.

Содержание.

1. Воспитатель загадывает загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это? (Рыбы, монетки - чешуя.) Предлагает детям рассмотреть рыбок в аквариуме, вспомнить их названия.

Воспитатель: Сегодня нам принесли новую рыбку, посмотрим на нее, нравится ли она вам? Да, рыбка очень красивая, называется она вуалехвостом. Мы рассмотрим вуалехвоста и сравним его с карасем, который вам уже известен.

Вопросы:        

  1. Похожи или не похожи эти рыбки?
  2. Чем отличаются друг от друга?
  3. Какой формы тело у карася? (Овальное.) А у вуалехвоста? (Тело округлое.)
  4. Какого цвета чешуя у карася?
  5. Везде ли чешуя одного цвета?
  6. А у вуалехвоста окраска разная? (Одноцветная или пятнистая.)
  7. Какие плавники у карася? (Короткие.) А у вуалехвоста, какие?
  8. Какой плавник на хвосте у карася? А у вуалехвоста такой же? (Плавник у него не такой, он свисает вниз, он так и называется: свисающий.)

 Что еще можно сказать о плавнике, какой он? (Прозрачный, очень красивый.) А теперь посмотрим на вуалехвоста, на карася и на других рыбок в аквариуме. Чем же они похожи? (Все рыбы имеют голову, туловище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры, все они живут в воде, в аквариуме.)

Воспитатель обращает внимание детей, что дышат рыбы жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. Плавают с помощью плавников. А хвост, как руль, помогает им поворачивать вправо, влево. Различаются рыбы, которые мечут икру, и рождающие мальков. Что мы делаем, чтобы рыбкам жилось у нас хорошо? (Чистим аквариум, доливаем, свежую воду, даем корм. После этого выпускаем рыбок в аквариум, наблюдаем, кормим.)

2.  Воспитатель спрашивает: «А где еще живут рыбки? (В водоемах.) Предлагает рассказ:

Ваня и Коля пошли на рыбалку. Коля был хороший рыбак, но поймать крупную рыбу ему не удалось. Свой улов ребята опускали в ведро с водой.

Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ребятам, поздоровался и попросил: «Ну-ка, похвалитесь уловом». Посмотрел и сказал: «Такую мелочь не берут, ее отпускают, чтобы подросла и оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду будет много рыбы. Надо, чтобы вода была чистая. Хороший рыбак никогда не губит мелочь. Даже сети делают так, чтобы мелочь могла уходить».

Закончив рассказ, воспитатель предлагает: «Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки».

Выбирают рыбок. 3 девочки- маленькие рыбки, 2-3 мальчика - большие; остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг рыбок. Это рыбаки. Когда мелкие рыбки подплывают, рыбаки поднимают рыки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную рыбу - мальчиков.

3.«Ребята, а помните, что сказал дядя Захар: чтобы было много рыбы, в реке вода должна быть чистой».

Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканчиках, чем она отличается (в одном чистая, в другом грязная). В какой воде могут жить рыбы, раки, другие животные и растения, а в какой не могут?

Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик, получая чистую воду. Воспитатель объясняет, что есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.


1.Наблюдение за черепахой.

Цель: Углублять и расширять представления о черепахе: 9ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением, а также особенностями передвижения черепахи. Дать знания о месте обитания черепахи на воде, учить создавать в уголке природы аналогичные условия. Учить ухаживать за черепахой, вызвать симпатию к ней, интерес.

2. Письмо черепахе.

Цель. Расширять представления детей о животном мире, воспитывать сочувствие к живой природе, бережное отношение к ней.

3. Опыт, « Какой бывает вода?».  

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода прозрачная).

Развивающая среда: Живая черепаха (или картина), два стакана (один с водой, другой с молоком), две ложки.

                                     Содержание

Воспитатель показывает детям животное, сообщает, что оно будет жить в уголке природы (или пришло в гости). Просит сказать, как оно называется. Дает возможность рассмотреть черепаху. Воспитатель обращает внимание на то, чем покрыто тело черепахи (панцирем), что еще есть у черепахи (голова, ноги). Каждый ребенок гладит черепаху, рассматривает узор на ее панцире, обводит его рукой, слегка нажимая на панцирь, убеждается, что он твердый.

      Воспитатель сообщает, что можно узнать, сколько лет черепахе. Для этого предлагает нескольким детям посчитать количество кругов на пластинах панциря: сколько кругов, столько и лет черепахе. Если до головы или ног черепахи слегка дотронуться палочкой, можно узнать еще одну особенность черепахи - она спрячет голову и ноги. Панцирь спасает черепаху от хищников.

            Черепахи медлительны и неповоротливы на земле.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

        Но не все черепахи одинаковы. Одни живут только на суше, хотя умеют и плавать. Это земноводные черепахи. Другие живут в воде, в море или в пруду, а на землю иногда выходят погреться на солнышке. Это водные черепахи.

       Все черепахи – наземные или водные – потомство выводят на суше. Они выкапывают в песке ямку, в эту ямку откладывают яйца и засыпают их песком. Солнце согревает в песке яйца, и через некоторое время из яиц вылупляются маленькие черепашки. Малыши водных черепах, едва появившись на свет, тут же устремляются к воде – там легче спрятаться от врагов. Наземные черепахи зарываются в песок и остаются там зимовать.

         Черепахи – мирные, спокойные животные. Они едят траву, листья одуванчика и подорожника, водоросли, рыб, лягушек. Они могут долго обходиться без пищи, но совсем не переносят холода. В холодное время года они впадают в спячку.

         После этого выясняют, что нужно делать в уголке природы, чтобы черепахам жилось хорошо. Их нужно держать в ящиках или террариумах, на дно которых насыпают песок или опилки. Кормят листовым салатом, одуванчиками, капустой, тертой морковью, яблоками, нужно поставить миску с водой. При обилии сочных кормов черепаха может обходиться без воды. Кормить надо в одно и то же время. Если черепаха отказывается от пищи, значит ей холодно, надо поместить ее в теплое место.

                                          Физкультминутка

       Песенка Черепашонка (запись или в исполнении детей) и произвольные движения, согласно тексту песни.

2. Чтобы нашей черепашке не было скучно, воспитатель предлагает детям написать письмо черепашке-подружке и пригласить ее в гости (закрепляются знания детей о черепахе).

                                            Письмо черепахе.

Адрес:

Куда: Азия, Пустынная страна, Песчаная пустыня, норка в песке.

Кому: Черепахе Среднеазиатской.

Профессия: Травоядная.

Особые приметы: Хвост маленький и острый, по три ноготка на лапах, медленно ползает.

Одежда: Коричневая с серым.

Меню: Ест траву.

Враги: Разные хищники.

                                                     Уважаемая черепаха!

          Приглашаем Вас в наш детский сад на День именинника. У нас во дворе много травы. Мамы испекут нам торт с 6-ю свечками. Просим Вас отправляться поездом, а то, Вы пешком не успеете. Воды у нас много. В детском саду есть бассейн. А рядом большая песочница. Ждем Вас в гости. До свидания.    

                                                                                         Дети

  1. Дети, мы же забыли написать черепахе, какая вода у нас в бассейне! Ей, наверное, очень интересно. Давайте посмотрим, а в следующем письме сообщим ей.

Берем два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана кладем ложечки.

В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет? Почему? (Вода прозрачная)

Ребята, а когда ребенок будет нырять в бассейн, другие дети видят его? Почему? (Вода прозрачная)

Так что мы напишем черепахе? Какая вода в нашем бассейне? (Прозрачная)

Ответ черепахи детям воспитатель читает через несколько дней.

Письмо черепахи

Здравствуйте, дорогие дети!

        Эта весна для меня особенная: впервые в жизни (а я живу уже пятьдесят лет) я получила письмо. Ваше письмо. Оно пришло очень вовремя: если бы вы написали раньше, почтальон просто не обнаружил бы меня, ведь я спала в своей норке. А сейчас, весной, я проснулась после зимней спячки, вылезла из своей уютной норы, а тут как раз и почтальон подоспел.

       Расскажу немного о своей жизни. Со здоровьем у меня неплохо, ведь я  еще не очень пожилая. Главное - уберечься от хищников. Особенно надоели нам, черепахам, гиены. А вообще-то жизнь весной у нас в пустыне очень интересная. То, что я вижу вокруг, даже трудно назвать пустыней: много зелени, красивых ярких цветов. Корма у меня в это время в достатке, вода имеется. Правда, и без воды я обхожусь, мне хватает той, которая есть в растениях. Но если случиться возможность хорошенько напиться, я не откажусь: вода у нас вкусная.

         Приехать к вам, к сожалению, не смогу. Весной я так занята! Это замечательное время пролетит очень быстро, и пустыня станет другой: жаркое солнце превратит всю сочную зеленую траву в пожелтевшую, сухую. Такую даже в рот взять не захочется. Песок раскалиться, жизнь станет просто невыносимой. Поэтому мы, черепахи, должны успеть сделать весной очень много всяких дел. Во-первых, я хочу наесться после зимней спячки. Во-вторых, я должна отложить в специальной ямке яйца, из которых к осени появятся маленькие черепашки. Они останутся под землей до весны и увидят мир только в следующем году. В - третьи, в конце весны я должна устроить для себя удобный домик-норку, в которой буду спать летом, в жару. Как видите, дел у меня очень много, а времени мало.

         Я черепаха осторожная, внимательная. Так что надеюсь, что наша переписка продлиться еще не один год. У меня неплохое зрение, да и панцирь спасает от врагов. Такой панцирь никому не помешает, но есть он только у нас, черепах, чем мы очень гордимся. Поскольку вы мои друзья, советую вам  тоже завести панцирь побольше. Если кто нападать вздумает, когти и голову под панцирь втянете, и любой враг вам не будет страшен!

                                                 

                                              С пустынным приветом,

                                                                               Черепаха.


Перспективный план работы по экологии.


Вторая младшая группа.

Сентябрь

1 занятие

Прогулка по участку детского сада.

Цель – знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада.

2 занятие

Тема: « Овощи»

Цель – познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан).

3 занятие

Тема: « Фрукты»

Цель – познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы).

4 занятие

Осмотр цветника детского сада.

Цель – познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы.

                                                 

Октябрь

1 занятие

Тема: « Комнатные растения»

Цель – познакомить детей с экологической комнатой, с комнатными растениями экологической комнаты. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа.

2 занятие

Тема: « Аквариум»

Цель – познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники.

3 занятие

Тема: « Морская свинка. Хомячок»

Цель – познакомить детей с животным миром экологической комнаты – морской свинкой и хомячком. Формировать представления о том, что все они живые существа и нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым свинка и хомячок приспособлены своим строением и поведением.

4 занятие

Тема: « Попугай»

Цель – познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела.

5 занятие

Тема: « Экскурсия по участку детского сада»

Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух.

Ноябрь

1 занятие

Тема: « Вода»

Цель – познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая).

2 занятие

Тема: « Домашние животные (кошка, собака)».

Цель – познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

3 занятие

Тема: « Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый»)».

Цель – познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями в экологической комнате.

4 занятие

Тема: « Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу?».

Цель – дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.

5 занятие

Экскурсия по участку детского сада.

Цель – продолжать знакомить с осенними изменениями в природе. Дать понятие о листопаде.

Декабрь

1 занятие

Тема: « Жизнь лесных зверей зимой».

Цель – познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

2 занятие

Тема: « Зимующие птицы»

Цель – познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых).

3 занятие

Тема: « Рост и развитие растений. Посадка лука».

Цель – познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, чем лук полезен (много витаминов).

4 занятие

Праздник елки на участке детского сада. Участие в акции « Елочка – зеленая иголочка»

Январь

1 занятие

Тема: « Мы в лес идем. Жизнь растений и животных в сообществе».

Цель – формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Продолжать знакомить с моделью маскировки.

2 занятие

Тема: « Мы в лес идем. Своеобразие растительного и животного мира Кавказских гор. Первоцветы Кавказских гор».

Цель - познакомить детей с первоцветами Кавказских гор (подснежники, зимовники, цикламены); воспитывать бережное отношение к первоцветам Кавказских гор, так как их становиться все меньше и меньше.

   

3 занятие

Тема: « Морская свинка – обитатель уголка природы»

Цель – Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами).

4 занятие

Тема: «Домашние животные и птицы»

Цель – познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может.

5 занятие

Экскурсия по участку детского сада

Цель – наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за птицами.


Февраль

1 занятие

Тема: « Домашние животные (коровы и козы)»

Цель - познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.

             

2 занятие

Тема: « Комнатные растения (аспидистра или дружная семейка)».

Цель – Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ).

3 занятие

Тема: « Что растет в лесу и кто живет в лесу».

Цель – продолжать знакомить детей с лесом, учить узнавать растения и животных леса по картинкам. Вызвать интерес к лесным обитателям.

4 занятие

Целевая прогулка по участку детского сада.

Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Февраль – последний месяц зимы.


Март

1 занятие

Тема: « К деревьям в гости»

Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь); дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки.

2занятие

Тема: « Неживая природа (знакомство с песком)».

Цель – познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка.

3 занятие

Тема: « Дикие животные (белка)».

Цель – познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадок, чем питается белка.

4 занятие

Тема: « Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)».

Цель – познакомить детей с первыми весенними садовыми цветами (тюльпан, нарцисс), с особенностями их внешнего вида и строения.

5 занятие

Экскурсия по участку детского сада.

Цель – познакомить детей со временем года – весной.  

   


Апрель

1 занятие

Тема: « Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной».

Цель – уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

2 занятие

Тема: « Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик».

Цель – уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

3 занятие

Тема: « Человек – живое существо. Беседа о живом и неживом».

Цель – сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах: питании, дыхании, движении, способности к росту, развитию, размножению, приспособленности живого организма к условиям существования; учить находить признаки живого у растений и животных.

4 занятие

Акция « День Земли»

Цель – дать детям знания о планете Земля (что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала); прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

                                                 5 занятие

Экскурсия по участку детского сада.

Цель – продолжать наблюдения за сезонными изменениями в природе.


Май

1 занятие

Тема: « Зоопарк (экологическая игра)».

Цель – продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

 

2 занятие

Тема: » Неживая природа (песок)».

Цель – продолжать знакомить детей с песком (состав песка, что можно сделать из песка).

3 занятие

Тема: » Неживая природа (глина)».

Цель – познакомить детей с глиной, со свойствами сухой и мокрой глины, рассказать о том, что можно делать из глины.

4 занятие

Тема: » Посадка лука (труд детей на огороде)».

Цель – продолжать знакомить детей с тем, что лук можно вырастить из луковицы; формировать трудолюбие.

5 занятие

Экскурсия по экологической тропе.

Цель – прощание с весной, знакомство с летом.


Июнь

1 занятие

Тема: « Неживая природа (вода, глина, песок)».

Цель – познакомить детей со свойствами воды, песка и глины.

2 занятие

Тема: « Наблюдение за бабочками и пчелами»

Цель – познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни.

3 занятие

Тема: « Растительный мир участка детского сада».

Цель – познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга).

4 занятие

Экскурсия по экологической тропе.

Цель -  познакомить детей с деревьями и кустарниками тропы. Наблюдения за цветением катальпы.


Июль

1 занятие

Тема: « Травы (клевер, подорожник)».

Цель – дать некоторые понятия о травах (какие бывают, для чего нужны).

2 занятие

Тема: « Птицы»

Цель – познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сойки), с их внешним видом и повадками.

3 занятие

Тема: « Труд на огороде»

Цель – наблюдения за ростом и развитием фасоли, подсолнуха, огурцов, ухода за ними.

4 занятие

Тема: « Целевая прогулка по участку».

Цель – наблюдение за цветением


Август

1 занятие

Тема: « Цветник»

Цель – познакомить детей с цветами, растущими в цветнике детского сада.

2 занятие

Наблюдение за морской свинкой.

Цель -  наблюдение за поведением морской свинки в природе.

3 занятие

Тема: « Труд в огороде»

Цель – прививать элементарные трудовые навыки по уходу за овощами.

4 занятие

Тема: « Что меня окружает»

Цель – закрепить знания детей об окружающей природе; дать возможность самостоятельно высказывать свои мысли и демонстрировать знания о растениях, насекомых, птицах.


Средняя группа

Сентябрь

1 занятие

Экскурсия по экологической тропе.

Цель – познакомить детей с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада (ива, береза, сирень, ель); показать, что погодные условия в течение года меняются по сезонам; выделить признаки осени.

2 занятие

Тема: « Что растет в саду».

Цель – закрепить знания детей о фруктах; познакомить их с персиком; дать понятие о том, что фрукты в основном растут в саду.

3 занятие

Тема: « Что растет в огороде».

Цель – закрепить знания об овощах; познакомить с овощами (редис, свекла, баклажан, перец); уточнить, что овощи растут в огороде. Работа с лупой. Подвести детей к пониманию того, что овощи вырастают из семян; отметить период вегетативного роста (цветение, плодоношение, образование семян).

4 занятие

Экскурсия в цветник детского сада.

Цель- познакомить детей с цветами, растущими в цветнике (космеи, циннии, георгины, астры); закрепить знания о строении цветка.

5 занятие

Экскурсия в парк.

Цель – подвести к пониманию, что парк – это целая экосистема: деревья, трава, кустарники, цветы, насекомые, птицы.    


Октябрь.

1 занятие

(в экологической комнате).

Цель - познакомить детей с комнатными растениями экологической комнаты, показать, что комнатные растения – живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни (питательная почва, вода, свет, тепло, воздух).

2 занятия

Тема: «Комнатные растения (бальзамин и легенда о нем)».

Цель -  продолжать знакомить детей с тем, что комнатные растения -  живые существа, формировать навыки по уходу за комнатными растениями (рыхление, мытье поддонов, полив), прочитать (или пересказать) легенду о бальзамине, подчеркнуть, что легенды, сложенные людьми, - это народная мудрость, передающая знания об окружающем из поколения в поколение.

3 занятие

Тема: «Мы идем в лес (дикие животные (звери) – медведи)».

Цель – продолжать знакомить детей с тем, что дикие животные (звери) живут в лесу, рассказать об образе жизни медведей, среде их обитания, характере питания, подчеркнуть, что лес – это сообщество растений и животных.

4 занятие

Тема: «Дикие животные (белки)».

Цель -  продолжать знакомить детей с тем, что лес -  это сообщество растений и животных, рассказать об образе жизни белки в лесу, показать, как животные готовятся  к зиме.

5 занятие

Экологическая тропа

Цель – продолжать знакомить детей с осенними изменениями в природе.

 


Ноябрь.

1 занятие

Тема: «Мы в лес идем (дары леса)»

Цель – познакомить детей с дарами леса (лесные ягоды, лесные фрукты, орехи, грибы), дать понятие, что дары леса небезграничны, поэтому лес нужно беречь и соблюдать правила поведения в лесу.

2 занятие

Тема: «Мы в лес идем (перелетные птицы)»

Цель – дать понятие «перелетные» (почему некоторых птиц так называют?), познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания кукушки и ласточки, рассказать, как они приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к меняющимся условиям неживой природы, составить модель «Птицы».

3 занятие

Тема: «Мы в лес идем (зайцы)»

Цель -  продолжать знакомить детей с лесом, отметить, что все обитатели леса зависят друг от друга, познакомить детей с особенностями жизни зайцев, их средой обитания, характером питания (грызуны), закрепить знания о том, как животные готовятся к зиме, воспитать бережное отношение к обитателям леса.

4 занятие

Тема: «Обитатели экологической комнаты (морская свинка)»

 Цель – продолжать знакомить детей с обитателями экологической комнаты, формировать представление о том, что животные экологической комнаты нужны определенные условия жизни, которые должны удовлетворять их потребности, познакомить с особенностями жизни морской свинки, объяснить, почему ее так называют.  

5 занятие

Экскурсия по экологической тропе (совместно с инструктором по физкультуре)

Цель -  продолжать наблюдение за сезонными изменениями в природе.

 

Декабрь.

1 занятие

Тема: «Наблюдение за хомяком»

Цель – дать знания о внешнем виде хомяка, об образе его жизни и питании, воспитывать интерес к животным, учить детей подбирать прилагательные для определения признаков, характерных для животного.

2 занятие

Тема: «Комнатные растения (пеларгония, легенда о ней)»

Цель – уточнить и расширить представление об условиях среды, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей растений в свете, почве, воздухе, тепле, пище, формировать представление о растениях как живых организмах, которые чувствуют изменение условий их обитания и реагируют на них, познакомить с новым для детей комнатным растением пеларгония, продолжать знакомство с легендами о растениях.

3 занятие

Тема: «Зимующие птицы»

Цель – раскрыть понятие «зимующие», объяснить, почему так называют некоторых птиц, познакомить детей с особенностями жизни, повадками питания зимующих птиц.

4 занятие

Тема: «Рост и развитие растений (посадка лука)»

Цель – познакомить детей с ростом и развитием растений, показать, что новое растение можно вырастить из семян и луковицы (из луковицы можно вырастить зеленый лук, если посадить его в землю и создать определенные условия – свет, воздух, питание), показать последовательность посадки лука.

5 занятие

Акция – «Елочка – зеленая иголочка».

Праздник елки на участке.


Январь.

1 занятие

 Тема: «Экскурсия на лесную поляну»

Цель – продолжать знакомить детей с тем, что лес – это сообщество растений и животных, показать простейшие связи между растительным и животным миром, подвести вывод о том, что в лесу все нужны друг другу, формировать представление о том, что в лесу все животные по-своему приспосабливаются к зимнему периоду, продолжать знакомство с моделью маскировки.

2 занятие

Тема: «Удивительный мир воды»

Цель – показать, что вода нужна животным, растениям, человеку: вода – источник жизни, без воды не может жить ни одно живое существо, рассказать о свойствах воды.

3 занятие

Тема: «Домашние животные (корова с теленком)»

Цель – уточнить представление о том, какую пользу приносят домашние животные, дать понятие о том, какой путь проделало молоко, чтобы попасть на стол к городским жителям, воспитывать уважение к людям труда и доброе отношение к домашним животным.

4 занятие

Тема: «Неживая природа (песок и глина)»

Цель – закрепить знания детей о песке и глине, об их свойствах и полезности для человека.

5 занятие

Экскурсия в лес. Маршрут №1

Цель – продолжать знакомить детей с первоцветами Кавказских гор, с сезонными изменениями в природе.

 


Февраль.

1 занятие

Тема: «Обитатели уголка природы (аквариум)»

Цель – продолжать знакомство с аквариумными рыбками (меченосцы, гупии - рыбы верхних слоев воды), моделирование «Рыбы».

2 занятие

Тема: «Обитатели уголка природы (попугаи)»

 Цель – уточнить понятие о попугаях, об их внешнем виде, функциях некоторых частей тела, моделирование «Птицы».

3 занятие

Тема: «Беседа о живом и неживом»

Цель – сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах, учить находить признаки живого у растений и животных.

4 занятие

Тема: «Домашние животные зимой»

Цель – рассказать, что домашние животные не могут находить себе корм в природе зимой и люди специально готовят для них корм летом, дать представление об уходе за домашними животными зимой, закрепить названия детенышей животных.

5 занятие

Тема: «Прощание с зимой». Экскурсия по участку детского сада.

Цель – наблюдение за сезонными изменениями в природе, обратить внимание на первые признаки весны.


Март.

1 занятие

Тема: «Дикие животные (ежи)»

Цель – познакомить детей с диким ежом, его внешним видом, образом жизни, повадками, питанием.

2 занятие

Тема: «Первые садовые весенние цветы (нарциссы, тюльпаны)»

Цель – продолжить знакомство с садовыми цветами, закрепить понятие о строении цветка, составить модель цветка.

3 занятие

Тема: «Дикие животные весной»

Цель – познакомить детей с сезонными изменениями в природе, показать, как они влияют на животных, дать представление о том, почему весной необходимо особо охранять диких животных.

4 занятие

Тема: «Птицы – наши друзья»

Цель – познакомить детей с первыми перелетными птицами, которые прилетают весной (грачи, кукушки, скворцы, ласточки).

5 занятие

Экскурсия в лес. Маршрут №1.

Цель – знакомство с сезонными изменениями весной.  


Апрель

1 занятие

Тема: « Комнатные растения»

Цель – уточнить знания о строении растения; дать первые представления о потребности растений в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ними – создании необходимых условий; прививать желание помогать воспитателям в уходе за комнатными растениями; моделирование.

2 занятие

Тема: « Мы идем в лес»

Цель – продолжать знакомить детей с лесом как единым сообществом растений и животных; учить узнавать и называть растения, животных по картинкам, известным из художественных произведений, и играм; вызвать интерес к лесным обитателям.

3 занятие

Тема: « Беседа о лесе и правилах поведения в нем»

Цель – продолжать знакомство детей с лесом как сообществом растений и животных; показать простейшие связи между растительным и животным миром; подвести детей к выводу о том, что в лесу все друг другу нужны; учить связно, рассказать о правилах поведения в лесу и понимать необходимость соблюдения этих правил; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

4 занятие

День Земли.

Цель – продолжать знакомство с планетой Земля; прививать любовь к ней.

5 занятие

Экскурсия в лес. Маршрут № 1.

Цель – продолжать знакомство с весенними изменениями в природе.

Май

1 занятие

Тема: «Птицы – наши друзья (кукушка, дятлы, ласточки)»

Цель – познакомить детей с птицами, их внешним видом, повадками, образом жизни.

2 занятие

Тема: « Удивительные свойства воды»

Цель – продолжить знакомство со свойствами воды; дать представления о том, для чего нужна вода.

3 занятие

Тема: « Наблюдение за дождевым червяком».

Цель -  познакомить детей с дождевым червяком, рассмотреть его через лупу; закрепить и уточнить знания о живом и неживом.

4 занятие

Труд детей в огороде. Посадка лука на грядке.

Цель – закрепить знания о том, что зеленый лук можно вырастить из луковицы; дать понятие о полезности лука; воспитывать трудолюбие.

5 занятие

Тема: « Мы в лес идем (экологическая тропа).

Цель – продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе.

Июнь

1 занятие

Тема: « Удивительные свойства воды»

Цель – продолжить знакомство со свойствами воды.

2 занятие

Тема: « Кустарники (шиповник)».

Цель – дать представление о кустарнике шиповнике; наблюдение за цветением шиповника.

3 занятие

Тема: «Дождевые черви»

Цель – продолжить наблюдения за дождевыми червями; закрепить знания детей о живом и неживом.

4 занятие

Тема: « Мы в лес идем. Маршрут № 2».

Цель – продолжить знакомство с лесом; показать, что растет в лесу.


Июль

1 занятие

Тема: « Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами, насекомыми».

Цель – предоставить детям возможность понаблюдать за деревьями и кустарниками (катальпа, сирень); дать возможность подумать и найти существенные различия и сходство между деревьями и кустарниками; понаблюдать за травянистыми растениями.

2 занятие

Тема: « Огород».

Цель – рассмотреть в разрезе плоды помидоров и огурцов через лупу; показать их семена; увидеть особенности семян.

3 занятие

Тема: « Жизнь домашних и диких животных летом».

Цель – дать понятие о жизни животных летом; подвести детей к пониманию того, что дикие животные самостоятельно добывают себе пищу, а о домашних животных заботится человек.

4 занятие

Тема: « Птицы летом».

Цель – продолжать знакомить детей с образом жизни птиц.

Подготовительная группа.

Сентябрь

1 занятие

День знаний. Путешествие по экологической тропе.

Цель – закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, растущих на участке детского сада (ива, береза, липа, сосна, ель, сирень, черемуха, клен); продолжить знакомство с характерными признаками деревьев и кустарников.

2 занятие

Экскурсия в цветник детского сада.

Цель – продолжить знакомство с осенними цветами; закрепить знания о строении цветов, о том, как они размножаются; учить детей из цветов собирать букеты; воспитывать бережное отношение к природе; продолжить знакомство с легендами о цветах.

3 занятие

Тема: « Происхождение Земли».

Цель – познакомить детей, используя научные знания, легенды, мифы, с происхождением Земли.

4 занятие

Экскурсия по маршруту № 1.

Цель – познакомить детей с дарами Кавказских гор (лекарственные травы, грибы); дать представление о ядовитых грибах, о грибной грамоте.

5 занятие

Тема: « За миллионы лет до нашей эры. Золотой век (время рыб, завоевание суши)».

Цель – расширить представление детей о том, как появилась жизнь на Земле.

5 занятие

Тема: « За миллионы лет до нашей эры (рептилии)».

Цель – продолжить знакомить детей с тем, как появилась жизнь на Земле; дать представление о рептилиях и динозаврах, их внешнем виде и образе жизни.

Октябрь.

1 занятие

Тема: « За миллионы лет до нашей эры (динозавры)».

Цель – продолжить знакомить детей с тем, как появилась жизнь на Земле; дать представление о видах динозавров.

                                                       2 занятие

Тема: « За миллионы лет до нашей эры. ( Первые птицы. Почему вымерли динозавры? Первые млекопитающие.)»

Цель – продолжить знакомство детей с зарождением и развитием жизни на Земле.

                                                   3 занятие

Тема: « За миллионы лет до нашей эры. ( Новая жизнь. Пернатые великаны. Мамонты.)»

Цель – продолжить знакомство с зарождением жизни на Земле, с животными и птицами; появившимися на Земле.

                                                       4 занятие

Тема: « За миллионы лет до нашей эры. ( Гигантские олени, появление человека.)»

Цель – продолжить знакомить детей с развитием жизни на Земле, дать представление о происхождении человека.

                                                         5 занятие

Тема: « Мы в лес идем».

Цель – продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе, со своеобразием животного и растительного мира Кавказских гор.

 


Ноябрь

1 занятие

Тема: «Этот загадочный звездный мир»

Цель – познакомить детей с тем, что мир звезд чрезвычайно разнообразен, что они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся маленькими сверкающими точками; пересказать или прочитать легенду о звездах « Ковш Большой и Маленькой Медведицы».

2 занятие

Тема: «Солнечная система»

Цель – продолжить знакомство с Солнечной системой и ее планетами.

3 занятие

Тема: «Строение Земли»

Цель – дать детям представление о том, как выглядит Земля на большом расстоянии от нее, рассказать о строении Земли; подчеркнуть, что планета Земля в опасности.

4 занятие

Тема: « Луна – естественный спутник Земли».

Цель – дать представление о том, что у всех планет Солнечной системы есть свои «Луны» и у Земли тоже есть своя Луна; сообщить некоторые сведения о Луне как спутнике Земли; познакомить детей с легендой о Луне.

5 занятие

Тема: « Последний день осени. Целевая прогулка по участку детского сада».

Цель – продолжить знакомство с сезонными изменениями в природе, с «жалобами» природы.

Декабрь

1 занятие

Тема: « Что такое экология?»

Цель – дать понятие об экологии и о том, что она изучает; формировать представление о человеке как живом существе, о его зависимости от природы и окружающей среды.

2 занятие

Тема: « Почва»

Цель – познакомить детей с историей возникновения почвы; рассказать, почему происходит ее загрязнение, как чистота почвы отражается на здоровье человека.

3 занятие

Тема: « Вода и Земля»

Цель – дать представление о том, что без воды не может обходиться ни одно живое существо, а человеку необходима очищенная вода; продолжить знакомство со свойствами воды, с ее значением в жизни человека и ее влиянием на его здоровье.

4 занятие

Тема: « Воздух».

Цель – продолжить знакомство со свойствами воздуха и его значением в жизни человека, животных и растений; дать понятие о воздухе как среде обитания живых организмов; познакомить детей с ветром; дать понятие о том, что ветер – это движение воздуха; составить представление о влиянии воздуха на здоровье человека, на жизнь растений и животных.

5 занятие

Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение за елью.

Цель – дать представление о красоте и полезности ели.

                                           Январь.

   

1 занятие

Тема: « Сравнение бурого и белого медведей».

Цель – уточнить и расширить представления детей о жизни медведей в разных климатических условиях и их приспособленности к этим условиям; учить сравнивать животных по внешнему виду, образу жизни, характеру питания, месту обитания, выделяя для сравнения наиболее характерные признаки, устанавливая различия и сходство; подвести детей к пониманию того, что каждое животное может жить только в тех местах, к которым оно приспособлено.

2 занятие

Тема: « Цепочки в лесу».

Цель – продолжить формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; составить представления о леснике и его обязанностях.

3 занятие

Тема: « Многообразие растительного мира».

Цель – сформировать у детей представление о дифференцированном потреблении влаги комнатными растениями: одним растениям (с мягкими, тонкими листьями) необходимо много влаги, так как они родом из южных влажных мест, другие, с плотными листьями, не требуется много влаги, так как они родом из засушливых мест. Моделирование (« Растения»).

4 занятие

Тема: « Создание Красной книги природы».

Цель – познакомить детей с первоцветами Кавказских гор; углубить из знания о месте произрастания первоцветов и их приспособленности к климатическим  условиям Кавказа; уточнить понятие о Красной книге природы, объяснить, для чего она существует.

Февраль

1 занятие

Тема: « Рост и развитие животных (хомячки)».

Цель – уточнить знания детей о внешнем виде хомячка, его образе жизни, характерных особенностях, питании; рассказать, что хомячки живородящие животные.

2 занятие

Тема: « Круговорот воды в природе».

Цель – познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать связную речь, умение логически стройно и доказательно высказывать свои мысли.

3 занятие

Тема: « Черное море».

Цель – продолжить знакомство с обитателями Черного моря; сообщить некоторые сведения о своеобразии моря (глубине, протяженности, цвете воды).

4 занятие

Тема: « Домашние и дикие животные. Сравнение».

Цель – уточнить признаки диких и домашних животных, учить находить различия и сходство у них. Формировать связную речь.

5 занятие

Тема: « Мы в лес идем. Маршрут № 4».

Цель - учить понимать и сохранять природу, быть активными в природе, соблюдая при этом правила поведения в лесу, например, наблюдая за зимующими птицами.

Март

1 занятие

Тема: « Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)».

Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»).

2 занятие

Тема: « Пищевые цепочки».

Цель – уточнить представление детей о том, как в природе возникают пищевые связи растений и животных; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки (нарушения цепочки происходят в связи с изменениями погодных условий и неправильными действиями людей в природе).

3 занятие

Тема: « Африка. Саванна».

Цель – знакомство с растительным и животным миром Африки, с ее климатическими условиями и приспособленностью растений и животных к ним. Формирование связной речи.

4 занятие

Тема: « Джунгли»

Цель – познакомить детей с растительным и животным миром джунглей, с климатическими условиями в них.

5 занятие

Тема: « Тайга».

Цель – познакомить детей с растительным и животным миром тайги, с ее климатическими условиями и приспособленностью растений и животных к этим условиям.

Апрель

1 занятие

Тема: « Мой край родной. Заповедные места и памятники природы».

Цель – познакомить детей с памятными местами ст. Каневской; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к памятникам природы.

2 занятие

Викторина «Знаете ли вы?»

Цель – уточнить и закрепить знания детей о родной станице.

3 занятие

Экологическая акция. День Земли.

Цель – закрепить знания о том, что на Земле обитает много живых существ (в воде, на суше, под землей) и всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая Земля, но планета Земля в опасности (во многих местах вода, воздух, земля загрязнились, стало трудно дышать); вызвать желание встать на защиту планеты Земля.

4 занятие

Тема: « Лес в жизни человека».

Цель – уточнить знания детей о значении (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) леса в жизни человека; закрепить представление о «Зеленом патруле».

5 занятие

Экскурсия к реке Челбасс.

Цель – продолжить знакомство детей с природой родного края, с историей реки Челбасс; закрепить знания.

Май

1 занятие

Тема: « Путешествие в страну легенд»

Цель – продолжить знакомство с тем, что легенды, сложенные людьми, - это народная мудрость, памятники старины, передающие знания об окружающем мире из поколения в поколение; дать представление о том, что  через легенды люди давно думают о сохранении планеты, ее  чистоте и здоровье; воспитывать бережное отношение к природе.

2 занятие

Тема: « Жизнь животных в разные времена года в разных экологических системах (лес, река, море).

Цель – закрепить знания о  жизни животных, растений, водных обитателей в разные времена года, в разных средах; уточнить представление о Красной книге природы.

3 занятие

Тема: « Друзья человека в мире животных»

Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

4 занятие

Тема: « Труд детей в природе (работе на огороде). Посев семян петрушки, укропа, моркови».

Цель – продолжить знакомство с ростом и развитием растений; дать представление о том, что нужно растениям для их нормального роста и развития; сообщить сведения о необходимости зелени для нормальной жизни человека.

Июнь

1 занятие

Тема: « Прогулка по участку детского сада».

Цель – закрепить знания о кустарнике шиповнике, пересказать или прочитать легенду о шиповнике; познакомить детей с ядовитыми растениями (лютик, олеандр).

2 занятие

Тема: « Насекомые»

Цель – формировать представление о насекомых; дать понятие, что насекомые – это многочисленный класс животных, состоящих из нескольких отрядов; рассмотреть несколько видов насекомых.

3 занятие

Тема: « Многообразие растений и животных».

Цель – продолжить знакомство с многообразием растений и животных.

4 занятие

Тема: « Лягушки»

Цель – познакомить детей с лягушками, их внешним видом, образом жизни, питанием.

             

Июль

1 занятие

Тема: « Растения поля, леса, луга».

Цель – дать представление о растениях леса, луга, поля; показать, чем отличаются друг от друга лесные, полевые и луговые растения; прививать бережное отношение к природе.

2 занятие

Экскурсия по маршруту № 5.

Цель – продолжить знакомство с лесом; найти в лесу растения, занесенные в Красную книгу природы.

3 занятие

Тема: « Труд детей на огороде».

Цель – продолжить знакомство детей с тем, что для роста и развития растений необходимо создать условия; познакомить детей с пыреем; продолжить наблюдение за ростом и развитием растений.

4 занятие

Тема: « Мы в лес идем»

Цель – закрепить знания детей о том, что в природе все взаимосвязано; продолжить наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Август

1 занятие

Тема: « Мы в лес идем».

Цель – закрепить знания детей о дарах леса и влиянии человека на природу.

2 занятие

Тема: « Съедобные и несъедобные грибы».

Цель – познакомить детей с правилами сбора грибов.

3 занятие

Тема: « Как животные готовятся к зиме».

Цель – закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах; формировать представления о том, как влияют на жизнь животных погодные условия.

4 занятие

Тема: « Лесная школа»

Цель – расширять знания детей о лесе; воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней.

Ознакомление детей старшего возраста с природой Краснодарского края.

Конспект №1

« Наблюдение за цветущим садом»

Программноесодержание:

Отметить изменения в состоянии сада времени года после весны ( на цветоножке не цветок, а плод); в состоянии веток (подросли молодые побеги, а листва стала темно-зеленой); красоту и богатство наступившего лета (тепло, спеют фрукты, наливаются колосья пшеницы и ржи, всех злаковых культур). Цветет липа. Шумит лес, полный густой листвы.

Продолжаем уточнять представления о значении плодового сада для человека( созревшие фрукты перерабатывают в соки, джемы, компоты, добавляют в йогурты и т.д.), прививаем любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия

Ребята, послушайте стихотворение:

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И, как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскаленных от зноя небес.

Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

О роли художественного слова в нравственном воспитании ребенка

Рекомендации воспитателям и родителям о нравственном воспитании ребенка....

Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»

Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»...

Художественное слово – как средство воспитания любви к природе.

Художественное слово - как средство воспитания любви к природе...

Значение художественного слова в нравственном воспитании детей

Значение художественного слова в нравственном воспитании детей...


 

Комментарии

Борисенко Татьяна Владимировна

Занятие с использованием мультимедиа. Формирование представления детей о изменениях в природе.