О роли художественного слова в нравственном воспитании ребенка
консультация (подготовительная группа) на тему

Баранова Ирина Евгеньевна

Рекомендации воспитателям и родителям о нравственном воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud._lit._baranova_i.e._sdano_v_pechat.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова Ирина Евгеньевна – воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №1909 (дошкольное отделение № 2)

О роли художественного слова в нравственном воспитании ребенка

Огромное значение в формировании нравственности дошкольника имеет художественное слово.

Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.

В результате ознакомления со сказкой, рассказом, пословицей, поговоркой, стихотворением, ребенок знакомится с окружающей жизнью сверстников, их радостями, а порой и неудачами.

Художественная литература воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни. Словесное искусство захватывает различные стороны психики маленького человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Во время чтения книги, рассказывания сказки, ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие художественного произведения является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, помочь слабому, сделать что-то хорошее.

При изучении с детьми данного материала перед воспитателем ставятся задачи:

-воспитывать у дошкольников навыки общественного поведения;

-воспитывать навыки культурного поведения за столом;

-воспитывать навыки поведения в природе;

-воспитывать культурно-гигиенические навыки;

-воспитывать чувства коллективизма, товарищества;

-воспитывать у детей патриотические чувства.

Необходим тщательный подбор художественного материала.

Отбирая произведения, воспитатель должен помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей специфики по разному воздействуют на детей. И, воспитывая нравственные качества ребенка, нужно использовать и сказку, и рассказ, и пословицу, и потешку, и загадку…

Для воспитания чувства дружбы, коллективизма мы используем русскую народную сказку «Теремок», пословицу «Вместе тесно, а врозь скучно», одноименный рассказ К.Д. Ушинского, «Песенку друзей» С.Михалкова…

Говоря о взаимопомощи читаем детям русскую народную сказку «Репка», «Кот, петух и лиса», «Муху – Цокотуху» К. Чуковского, рассказ Л. Толстого «Муравей и голубка»…

Воспитывая уважение  к взрослым, используем произведения В. Орлова «У меня полно хлопот», Ш. Перро «Красная шапочка», В. Осеевой «Просто старушка».

Любовь, бережное отношение к природе воспитывают русская народная песенка «Солнышко-ведрышко», рассказы Е. Черушина, В. Бианки, стихотворения «Первый снег» Я. Аким, «Черемуха» С. Есенина…

Прививая трудовые навыки хорошо рассказать детям русскую народную потешку «Сорока», прочесть «Мойдодыр»  К.Чуковского, «Колосок» С. Могилевской, «Друг мой - Молоток» А. Бродского.

Воспитывая любовь к Родине, к родному краю читаем произведения: «Кремлевские звезды » С. Михалкова, «Своя погода» О. Дриз, «Наше отечество» К. Ушинского.

Беседуя с детьми о культуре поведения, обращаемся к следующим произведениям: «Печенье» В. Осеевой, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Любочка» А. Барто, «Письмо ко всем детям» Ю. Тувима.

При обсуждении произведений важно научить ребенка осознавать и объяснять как поступки героев, так и собственное поведение, справедливо оценивать свои аналогичные поступки и поступки сверстников.

В результате работы по данной теме у детей формируются самостоятельность, настойчивость, умение доводить до конца начатое дело, развиваются чувства коллективизма, товарищества, сопереживания, взаимопомощи, патриотические чувства.

Формы методы и средства, используемые при изучении этой темы разнообразны: занятия, развлечения, беседы, диспуты, которые можно проводить не только в группе, но и в кабинетах дополнительного обучения, а также на улице, в парке, в лесу, в музее, в транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Значение художественного слова в нравственном воспитании человека".

Занятие с использование мультимедиа: "Путешествие по осеннему лесу"...

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»

Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»...

Значение художественного слова в нравственном воспитании детей

Значение художественного слова в нравственном воспитании детей...

Консультация для родителей на тему: "Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей"

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетическоговоспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ребенка....

Консультация для родителей на тему «Роль художественного слова в эстетическом воспитании детей»

Консультация для родителей на тему«Роль художественного слова в эстетическомвоспитании детей»Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном дет...