Значение художественного слова в нравственном воспитании дошкольников
консультация по теме

Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №42 "Лукоморье"

Доклад

к педагогическому совету на тему:

«Значение художественного слова в

нравственном воспитании дошкольников»

Подготовил: воспитатель Карцан О.В.

г. Балашиха 2013

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. Последующая беседа помогает лучше разобраться в содержании. Они идут вслед за чтением

художественных произведений на этические темы. Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками . Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой), добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова), осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т. д.

Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Знакомя детей с родной страной, воспитатель рассказывает о людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной.

В воспитании у дошкольников любви и уважения к труду и трудящимся помогают книги: «Кем быть?» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, «Почта» С. Маршака и др. Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающих деятельность людей разных профессий: вместе с воспитателем они подбирают этот материал, оформляют альбомы.

Составной частью патриотизма является любовь и признательность к тем, кто стоит на страже завоеваний Родины. Это достигается беседами, чтением рассказов и стихотворений («Мы - военные» С. Маршака, «Твои защитники» и «Про нашу пехоту» Л. Кассиля, «Служу Советскому Союзу» С. Михалкова и др.).

Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!» . В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.

Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая», «Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует нравственному воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Значение художественного слова в нравственном воспитании человека".

Занятие с использование мультимедиа: "Путешествие по осеннему лесу"...

О роли художественного слова в нравственном воспитании ребенка

Рекомендации воспитателям и родителям о нравственном воспитании ребенка....

"Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"...

Значение художественного слова в эстетическом воспитании детей.

Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитание ребёнка оно спо...

Консультация для родителей "Значение сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

На  консультации рассматриваются вопросы актуальности духовно-нравственного воспитания детей на современном историческом этапе. Большое место при этом отводится сказке, как не только воспитательн...

Значение театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников

Значение театрализованной деятельности в нравственном воспитании  дошкольников...

Значение художественного слова в нравственном воспитании детей

Значение художественного слова в нравственном воспитании детей...